Угроза захвата Наполеном Швеции заставила правительство ввести в армии обязательные занятия гимнастикой. Именно гимнастика, по мнению ведущих педагогов, врачей того времени, рассматривалась как наилучшая модель и метод физического воспитания молодежи: легко поддавалось учету влияние гимнастических упражнений на организм, поддавалась прогнозированию дозировка нагрузок.
На первых порах в содержании работы ощущалось прямое подражание передовому опыту использования гимнастики в Германии, Дании.
В 1813 г. по инициативе Пера Генрика Линга (1776–1839) в Стокгольме был открыт специальный институт, на базе которого воплощались его идеи, а позже и его сына – Яльмара Линга о средствах и методах преподавания, что привело к созданию оригинальной по форме и содержанию системы, которая по сей день известна под названием «шведская система».
Система носит явно выраженную оздоровительную направленность. Этому способствует расширенный Я.Лингом объем средств – стенка, бум, скамейки, плинт и др. приспособления, именуемые сегодня «снарядами массового типа», позволяющие одновременно использовать большим количеством занимающихся (фронтальный подход) и практиковать разнообразные, несложные, оригинальные движения (рис.2). Последнее определяет большую прикладную значимость системы в школьном физическом воспитании.
|
|
Рис.2
Правда, идеализируя прямолинейность, симметричность движений, тяготея к статическим упражнениям и положив их в основу своего профессионального кредо, отец и сын считали ненужным делом выработку двигательных навыков, тем самым значительно подрывали педагогическую значимость шведской гимнастики, образно названной критиками системы «гимнастикой поз, а не движений».
Педагогический консерватизм шведской системы проявлялся в слепом заимствовании у германской и чешской систем строжайшей требовательности к точности выполнения движений, а формализация структуры урока (незыблемость его составных частей), обусловленная этим стандартность физиологической кривой нагрузки – все это указывало на слабую научную обоснованность шведской гимнастики, что становилось объектом серьезной критики со стороны ученых, физиологов, врачей и прежде всего признанных в мире авторитетов – Ж.Демени,, Н.Бука, П.Ф.Лесгафта.