Не занимаясь сравнением групповых и индивидуальных достижений, бессмысленность которого показали Московичи и Пэшле (Moscovici, Paicheler, 1972), мы попытаемся выделить из нескольких экспериментальных исследований результаты, способные осветить специфичность групповой ситуации, а точнее, дать понять, почему группа может стать катализаторам креативности.
А. Группа способствует изменению
В своем знаменитом эксперименте К. Левин (Lewin; 1947, 1965) сравнивает, какой эффект имеет лекция и какой — обсуждение в группе, когда речь идет об изменении привычек в питании американских домохозяек. Изменение касалось употребления не мяса, а мясных субпродуктов. В первом эксперименте группы женщин слушали интересную лекцию, прочитанную специалистом. В ней подчеркивались диетические и экономические преимущества потрохов, а также давались соответствующие кулинарные рецепты и т. д. Во втором эксперименте после краткого введения домохозяйкам была предоставлена возможность обсудить проблему между собой. В обоих случаях эксперимент продолжался 45 минут. Пр0' верка на дому, проведенная через неделю, показала, что субпродукты используют только 3% домохозяек, слушавших лекцию, по сравнению с 32%, обсуждавшими этот вопрос в группе. Все эксперименты Левина, построенные аналогично, подтверждают этот результат независимо от того, идет ли речь об увеличении потребления молока свежего или порошкового или о том, давать ли ребенку рыбий жир'
|
|
Даже при замене доклада индивидуальными советами в течение такого же времени групповой эффект в значительной мере доминирует в своем влиянии на изменения. Тот факт, что люди находятся в группе, в состоянии социального и когнитивного взаимодействия, может, следовательно, вызвать снижение сопротивления к изменению и тем самым способствовать появлению новых видов поведения.
Б. Группа способствует принятию риска
Очень многие исследования, проведенные после работ Когана и Валлаха (Kogan, Wallach, 1964), выявили, что когда группа, состоящая из людей, придерживающихся различных мнений, обсуждает какую-либо ситуацию, принимаются решения, более рискованные, чем те, которые принял бы самостоятельно каждый из индивидов, входящих в группу. Это увеличение принятия рискованных решений в некоторых ситуациях благоприятствует креативности, поскольку действительно помогает группе выбрать решения менее банальные, более оригинальные именно вследствие своей рискованности.