Б. Специфические групповые эффекты

Не занимаясь сравнением групповых и индивидуальных достижений, бессмыс­ленность которого показали Московичи и Пэшле (Moscovici, Paicheler, 1972), мы попытаемся выделить из нескольких экспериментальных исследований результа­ты, способные осветить специфичность групповой ситуации, а точнее, дать по­нять, почему группа может стать катализаторам креативности.

А. Группа способствует изменению

В своем знаменитом эксперименте К. Левин (Lewin; 1947, 1965) сравнивает, ка­кой эффект имеет лекция и какой — обсуждение в группе, когда речь идет об из­менении привычек в питании американских домохозяек. Изменение касалось употребления не мяса, а мясных субпродуктов. В первом эксперименте группы женщин слушали интересную лекцию, прочитанную специалистом. В ней под­черкивались диетические и экономические преимущества потрохов, а также дава­лись соответствующие кулинарные рецепты и т. д. Во втором эксперименте после краткого введения домохозяйкам была предоставлена возможность обсудить про­блему между собой. В обоих случаях эксперимент продолжался 45 минут. Пр0' верка на дому, проведенная через неделю, показала, что субпродукты используют только 3% домохозяек, слушавших лекцию, по сравнению с 32%, обсуждавшими этот вопрос в группе. Все эксперименты Левина, построенные аналогично, под­тверждают этот результат независимо от того, идет ли речь об увеличении потреб­ления молока свежего или порошкового или о том, давать ли ребенку рыбий жир'


Даже при замене доклада индивидуальными советами в течение такого же вре­мени групповой эффект в значительной мере доминирует в своем влиянии на изменения. Тот факт, что люди находятся в группе, в состоянии социального и когнитивного взаимодействия, может, следовательно, вызвать снижение сопро­тивления к изменению и тем самым способствовать появлению новых видов по­ведения.

Б. Группа способствует принятию риска

Очень многие исследования, проведенные после работ Когана и Валлаха (Kogan, Wallach, 1964), выявили, что когда группа, состоящая из людей, придержива­ющихся различных мнений, обсуждает какую-либо ситуацию, принимаются ре­шения, более рискованные, чем те, которые принял бы самостоятельно каждый из индивидов, входящих в группу. Это увеличение принятия рискованных решений в некоторых ситуациях благоприятствует креативности, поскольку действитель­но помогает группе выбрать решения менее банальные, более оригинальные имен­но вследствие своей рискованности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: