Вне зависимости от того, какой метод будет использован при реформировании школьного образования, грядущий великий поворот должен быть столь же масштабным, как переход от зубрежки и заучивания наизусть к программам, предполагающим развитие навыков самостоятельного мышления. Следующим шагом образовательной системы должно стать научение детей, каким образом решать для себя, что для них в жизни самое важное, чтобы облегчить им переход на третий уровень пирамиды образования.
Пусть они сами откроют,
что их увлекает,
что мотивирует,
благодаря чему они ощущают свою ценность (известно, что это «самоуважение»), ради чего стоит жить. Пусть поймут, что цель жизни состоит в том, чтобы воспользоваться ответами на эти вопросы, а не служить шестеренкой в самовоспроизводящемся механизме случайно подвернувшейся культуры. Это важнее, чем внушать им «уважение к авторитетам* или призывать «сбросить ярмо доминирующих парадигм», важнее даже, чем даровать им лицензию на то, чтобы они сами себе служили авторитетом и создали свою собственную парадигму.
|
|
Наша задача -научить их сознавать!
Немного боязно, не правда ли? Но единственный способ пересилить течение нашей эволюции, и вместо произвольных мемов, вершащих свой естественный отбор, передать ее руль людям — это сохранять абсолютную неколебимость в нашей вере, что каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Теперь же мы учим детей только тому, как получать хорошие оценки и одобрение других людей. А стремление к признанию — это бланк с приглашением на Бал Вирусов. Это стремление делает из детей автоматов, на кнопки которых нажимают все мощные психические вирусы. Детей же следует учить
определению собственных ценностей и
стремлению именно к ним.
Сформулировать такую программу обучения, которая «программировала» бы сознание всех детей навыками, позволяющими им жить свободно и счастливо, а не в рабстве и отчаянии,— это очень трудная задача. Еще сложнее было бы убедить школы и учителей принять такую программу и активно ее использовать. Это кажется практически невозможным,— но есть ли у нас другой выход? Написав эти слова, я сделал свой первый небольшой шаг к достижению этой цели. Если вы к этой цели идете, отправьте мне письмо по адресу, указанному на обложке этой книги и дайте знать — что вы делаете.