Краткий словарь литературоведческих терминов

А

Абстракционизм (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) - направление в искусстве XX в., приверженцы которого принципиально отказываются от изображения реальных предметов и явлений (главным образом в живописи, скульптуре и графике); крайнее проявление модернизма.

Абстракционизм - цветовая фантазия, стихийно-импульсивное самовыражение, моментальный снимок состояния духа художника, принципиальный отказ от изображения действительности, погоня за чистой выразительностью" (Ю.Б. Борев).

Абсурд (от лат. absurdus - неуместный, нелепый) – термин введен в употребление экзинстенциалистами, утверждавшими, что основными принципами человеческой жизни являются абсурд, отсутствие высшей цели и смысла. Закон абсурда лежит в основе произведений писателей ХХ века: Ф.Кафка, А.Камю, Ж.-П. Сартр.

Авангардизм (франц. avant-gardisme) - направление в художественной культуре XX в., приверженцы которого порывают с существующими нормами и традициями, превращая новизну выразительных средств в самоцель. "Авангардизм... в изобразительном искусстве можно рассматривать как... реакцию, свидетельствующую о том, что общество более не нуждается в изобразительном искусстве как источнике информации" (О. Карпа).

Автобиография – (от греч. autos –сам, bios – жизнь, grapho - пишу) – литературный жанр (как правило прозаический); представляет последовательное описание автором истории собственной жизни. Для автобиографического описания характерно стремление осмыслить прожитую жизнь как целое, ретроспективно придать жизненным событиям связность и целенаправленность (автобиография допускает вымысел).

Автобиографический герой – особый тип литературного героя, которого автор наделяет своей биографией и чертами своего характера, однако, автобиографический герой не является буквальным повторением писателя, (осбенностью автобиографического героя является его большая, чем у обычных персонажей, связь с реальной жизнью).

Автор (от лат. auctor – создатель, сочинитель) – создатель литературного произведения, «персонального» художественного мира. Нередко, понятие автор используется как синоним категории образ автора.

Авторская позиция – в литературном произведении выражение отношения автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем. Авторская песня - небольшое лирическое произведение, то же, что и литературная песня, но получившая распространение в исполнении автора, барда (наиболее частое употребление получил синоним: бардовская песня). Авторская речь - в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, то есть весь текст произведения, кроме речи персонажей.

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень) - литературное направление, возникшее в русской поэзии 1910-х гг. Акмеисты стремились реформировать символизм, провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", отстаивали возврат к материальному миру, естественному предмету, точному значению слова. Для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям. "Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками — вот принцип акмеизма" (Н.С. Гумилев).

Акт (от лат. aktus – действие, поступок) –1)законченная часть пьесы или спектакля; 2)составная часть драматического произведения, не прерываемая во время сценической постановки ни антрактом, ни интермедией (см. антракт, интермедия).

Акростих (от греч. akros - крайний, stichos - стих) - стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют слово или фразу (часто имя автора или адресата). Такого рода построение может встречаться и в прозе:

Акцентный стих (от лат. accentus - ударение) - основная форма тонического стихосложения (греч. tonus - ударение); стих, в котором урегулировано только число ударений в строке, а число безударных слогов между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно 0—4 слога, в английском 1-2 и т.д.). В отличие от силлабического в акцентном стихе общее число слогов произвольно; в отличие от силлабо-тонического в акцентном стихе нет стоп с упорядоченным расположением ударных и безударных слогов (см. силлобичесий, силлабо-тонический стих).

Аллегория (от греч. allegoria - иносказание, от allos - byjq) – вид тропа, раскрытие отвлеченной идеи (понятия) посредством конкретного изображения предмета или явления действительности. В отличие от многозначного смысла символа смысл аллегории однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности. В литературе аллегория используется в баснях, сказках, притчах. Например, басенные Волк, Лиса, Змея выражают, идею жадности, хитрости, коварства.

Аллитерация (от лат. al - к, при и litera - буква) - повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стихотворному, особую звуковую и интонационную выразительность. Связывая между собойразные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация, тем самым, устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи.

Аллюзия (от лат. allusio — намек) - стилистическая фигура, одна из форм иносказания; употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный литературный, бытовой или общественно-политический факт:"Но вреден север для меня" (А.С. Пушкин. "Евгений Онегин"). Намек поэта на свою ссылку, замаскированный бытовым тоном разговора о здоровье.

Амплификация (от лат.fmplificatio - расширение) – стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций, словосочетаний или отдельных слов. Служит средством усиления поэтической выразительности речи.

Амфибрахий (греч. amphibrachys, букв. - с обеих сторон краткий) –трехсложный стихотворный размер, в котором ударный слог находится между двумя безударными.

Анализ (от греч. analysis - разложение) - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; в широком смысле — синоним научного исследования вообще.

Анапес т (от греч. anapoistos - обратный дактилю, букв. — отраженный назад) — трехсложный стихотворный размер, в котором два первых слога — безударные, последний — ударный.

Анафора (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).

Анахронизм (от греч. ana - вверх, против; chronos - время) - неосознанные или намеренные неточности (бытовые, культурно-исторические, временные и пр.) при изображении прошлого в художественном произведении, привнесение в него признаков более позднего времени (в качестве действующих лиц одной эпохи выступают исторические герои издругой эпохи; быт и обстановка одной эпохи несут в себе черты, присущие другому иторическому времени).

Антигерой - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж, зачастую лишенный психологической либо социально-исторической характеристики.

Антитеза (греч. antithesis – противоположение, от anti против, thesа - положение) - сопостовление или противопоставление конкретных понятий, положений, образов. В широком смысле антитеза – это всякий содержательно-значимый контраст на разных уровнях художественного произведения.

Антология (от греч. anthologia - собрание цветов) - сборник избранных литературно-художественных произведений разных авторов, подобранных с целью представить в образцах литературу определенного народа, эпохи, жанра и т.п.

Антонимы (от греч. anti – против, onyma - имя) — слова одной и той же части речи с противоположным значением. Часто используются как художественно-выразительное средство в построении антитезы(см.антитеза).

Антропоморфизм (от греч. antropos — человек и morphё — вид, форма) — уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

Архаизмы (греч. arсhaios — древний) — слова, выражения, синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления. Используются для воссоздания исторического колорита эпохи; для придания речи оттенка торжественности; для создания комического эффекта; для речевой характеристики персонажа.

Архитектоника (от греч.architektonike – строительное искусство) – внешнее построение литературного произведения как единого целого, взаимосвязь и соотношение его основных блоков и частей. Понятие «архитектоника» часто употребляется как синоним понятия «композиция».

Афоризм (греч. aphorismos) - изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль.

Б

Баллада (франц. ballade, от лат. ballo — танцую) — лирический жанр, один из главных в поэзии сентиментализма и романтизма; небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай.

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом нравоучительного характера. Цель басни — осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В иносказательном сюжете басни действующими лицами традиционно являются условные басенные звери. Белый стих (свободный стих, верлибр)- нерифмованный стих.

Библиография (от греч. biblion - книга и grapho - пишу) — целенаправленная передача читателям информации о произведениях печати в той или иной области науки, искусства и проч.

Былина - жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.

В

Венок сонетов - поэтический цикл из 15 сонетов, представленный как самостоятельное произведение. Первая строка каждого из сонетов повторяет последнюю строку предыдущего, а заключительный сонет составлен из последовательности первых строк каждого из 14 сонетов, связывая их воедино (см. сонет).

Вечные образы - литературные персонажи, которым предельная художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое, вневременное значение.

Взаимодействие литератур - связи между отдельными, самостоятельно развивающимися национальными литературами. Степень прочности этих связей и их широта могут быть различны; они обусловлены взаимодействием культур в целом, происходящим на исторической почве, на почве общенациональных запросов.

Водевиль (франц. vaudeville) — вид комедии, легкая, развлекательная пьеса бытового содержания, основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диалог с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами.

Г

Гармония (греч. harmonia — связь, стройность) — эстетическая категория литературы, представляет органическую взаимосвязь всех компонентов художественного произведения.

Героическое (от греч. heros - герой) - эстетическая категория, одна из форм проявления возвышенного, выражающаяся в совершении личностью или народом выдающихся по общественному значению поступков, требующих мужества, стойкости и готовности к самопожертвованию (см. героический пафос).

Герой литературный - действующее лицо в художественном произведении, обладающее определенностью характера, индивидуальным, интеллектуальным и эмоциональным миром

Гимн (греч. hymnos) - жанровая форма лирики, торжественная песнь в честь богов, героев, победителей, позднее — в честь важного события.

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) - намеренное чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Градация (лат. gradatio - постепенное усиление) - фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже — уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже — ослабление) производимого ими впечатления.

Гротеск (франц. grotesque, букв. - причудливый) - вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные явления с помощью причудливого сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, трагического и комического, прекрасного и безобразного.

Д

Дактиль (от греч. dactylos - палец) - трехсложный стихотворный размер в силлабо-тоническом стихосложении, в котором ударение падает на первый слог в стихе.

Двустишие (дистих) - простейшая форма строфы с минимальным количеством строк (две). В рифмованных стихах — две строки, связанные смежной рифмой. В более крупные строфы двустишие входит как составная часть.

Действие - система событий в литературном произведении, определяющая движение его сюжета.

Декадентство (от лат. decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений культуры конца XIX—начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Этим понятием объединяют многообразные направления искусства — от символизма и кубизма до абстракционизма и сюрреализма. Многие мотивы декадентства стали достоянием художественных течений модернизма.

Диалектизмы (от греч. dialektos - говор, наречие) - слова, принадлежащие какому-либо диалекту или диалектам, использую-щиеся в языке художественной литературы для создания местного колорита, речевой характеристики персонажей; иногда к диалектизмам относят также фонетические, морфологические, синтаксические и проч. особенности, присущие отдельным диалектам и вкрапливаемые в литературный язык.

Диалог (греч. dialogos) - в художественном произведении - разговор двух или нескольких лиц. В более широком смысле диалогом называется особая форма построения литературного произведения или научного сочинения как беседы двух лиц.

Дилогия (от греч. di - дважды и logos - слово) - произведение из двух самостоятельных, имеющих особые заглавия частей. Сюжеты отдельных частей дилогии имеют нечто общее, из одной части в другую переходит и ряд героев.

Диссонанс (от франц. dissonance, от лат. dissono - нестройно звучу) - неточная рифма с совпадающими согласными и несовпадающим ударным гласным.

Дифирамб (греч. dithyrambos) — жанр, близкий к гимну и оде. Произведения этого жанра отличает содержащая преувеличенние похвала.

Дневник - литературное произведение в форме регулярных записей, современных описываемым событиям. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа или автора.

Драма (от греч. drama, букв. действие) - один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она написана в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене. См. так же драма (как жанр) пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен и так или иначе разрешим. Драма соединяет в себе трагическое и комическое начала, поэтому ее часто называют средним жанром.

Драматическое - эстетическая категория в литературе, обобщающая противоречивые процессы в жизни личности и общества.

Е

Единство содержания и формы - важнейший закон художественного творчества, суть которого заключается в том, что форма художественного произведения органически связана с содержанием и определяется им; содержание, в свою очередь, проявляется только в определенной форме.

Ж

Жанр (от франц.genre – род, вид) – исторически сформировавшийся тип литературного произведения, устойчивая формально-содержательная схема. Жанр явление типологическое, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений.

Жаргон (франц. jargon) - язык отдельных социальных групп, характеризующийся особым составом слов и выражений, иногда специальным произношением.

Женская рифма - рифма с ударением на предпоследнем слоге.

Житие - жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых.

З

Завязка - событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета художественного произведения. Завязка определяет последующее развертывание действия; это важнейший элемент сюжета.

Загадка - жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдаленно сходными, традиционно загадка предлагается как вопрос для отгадывания.

Заговор - древнейший жанр заклинательного фольклора, тесно связанный с магическими обрядами; словесная формула, которую считали средством воздействия на окружающий мир. Отличается особой композицией: зачин, эпическая повествовательная часть, приказная часть и закрепка.

Замысел - сложившееся в воображении художника, пронизанное определенной идеей общее представление о содержании и форме будущего произведения.

Звуковая организация стиха - художественно-выразительное применение в стихотворном тексте тех или иных элементов, явлений, свойств звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонации и т.д.

И

Идея - (от греч. idea — понятие, представление) — главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов.

Идиллия - (греч. eidyllion) - жанровая разновидность, изображающая мирную добродетельную сельскую жизнь на фоне прекрасной природы.

Изобразительно-выразительные средства - художественные приемы и средства создания литературных образов, определяющие их эмоционально-эстетическую выразительность.

Имажинизм (от франц. image — образ) — русская литературная группировка 1920-х гг. Имажинисты утверждали примат самоцельного образа, его формы над смыслом, идеей; основную задачу своего творчества видели в придумывании небывалых ранее в поэзии образов и слов.

Импрессионизм (от франц. impression — впечатление) — направление и художественный метод в искусстве последней трети XIX—начала XX в. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть реальный мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления о нем. Как о сложившемся методе об импрессионизме принято говорить в основном по отношению к живописи, скульптуре, графике, музыке. В литературе чаще говорят о чертах импрессионистического стиля.

Индивидуализация - (от лат. individuum - неделимое) - способ воспроизведения существенных сторон реального мира в неповторимых и индивидуальных формах; художественная форма передачи типического.

Интермедия - (от лат. intermedius - находящийся посреди) - небольшая пьеса комического содержания, разыгрываемая между актами основной драмы. В XIX—XX вв. интермедия утратила значение самостоятельного жанра и сохранилась только как вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле.

Интонация - (от лат. intonare - громко произносить) – основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику. Интонация обогащает конкретный смысл любого высказывания, выражает его целеустановку и эмоциональную природу.

Интрига - (франц. intrigue, от лат. intricare — запутывать) — способ построения действия в художественном произведении при помощи сложных перипетий, переплетения и столкновения интересов героев и персонажей.

Ирония (от греч. eironeia - притворство) – вид тропа, противопоставление буквального значения слова тому значению, которое вкладывается в него говорящим (перенос значения по противоположности. Отличительный признак — двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый).

Искусство - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное (образное) познание жизни и творчество по законам красоты; это художественное творчество в целом, объединяющее литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и др.

К

Катарсис (от греч. catharsis - очищение) – многозначный термин, пришедший из античной эстетики. Высшая форма трагизма, когда потрясение от трагического конфликта не подавляет человека своей безысходностью, а просветляет и возвышает.

Классика (от лат. classims - образцовый) - выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление и стиль в искусстве и литературе XVII—начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, а также обращение к античному наследию как к норме.

Комедия (от греч. komodia) - один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передает его важнейшие оттенки — юмор, иронию, сарказм, сатиру.

Комическое (от греч. komikos - веселый, смешной) - категория эстетики, подразумевающая отражение в искусстве явлений, которые содержат несоответствия или противоречия (цели — средствам, формы — содержанию, действия — обстоятельствам, сущности — ее проявлению и проч.) и вызывает смех.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - отраженное в художественном произведении противоречие, приводящее к столкновению характеров, характера и обстоятельств, различных сторон характеров. Непосредственно раскрывается в сюжете и композиции; составляет ядро темы, а способ разрешения конфликта — определяющий фактор развития художественной идеи.

Кульминация (от лат. culmen, род.,culminis - вершина) — момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов.

Л

Лейтмотив (от нем. leitmotiv - ведущий мотив) — повторяющийся элемент произведения, носитель его основной идеи.

Лиризм - эстетическая категория, характеризующая особый способ художественного мышления, в котором преобладает сокровенное, личное переживание.

Лирика (от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры) - один из трех родов художественной литературы. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются определенные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика отражает отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное "я" автора; речевая форма лирики — внутренний монолог, преимущественно стихотворный (лирика в основном бессюжетна, субъективна).

Лирический герой - герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ лирического героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом; на основе образа лирического героя создается целостное представление о творчестве поэта.

Литературное направление - понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей художников слова в пределах определенного исторического периода; это единство возникает и развивается обычно на основе общности художественного метода, мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни.

Литературный процесс - историческое движение национальной и мировой художественной литературы, развивающейся в сложных связях и взаимодействиях. Поступательное движение литературы – важнейший компонент литературного процесса.

Лироэпические произведения – произведения сочетающие в себе признаки эпоса и лирики (сюжетное повествование о событиях и героях соединяется с субъективно – лирическим комментарием от автора - повествователя).

Литературный род - обобщенный тип словесного художественного творчества, основной способ построения произведений, отличающийся от других таких же способов соотношением мира и человека в создаваемых художником картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак — родовая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма).

Литературный характер (греч. charakter - черта, особенность) - художественное воплощение совокупности устойчивых психических особенностей, образующих личность литературного персонажа; литературном характере запечатлевается как обусловленный общественно-исторической ситуацией тип поведения человека, так и творческая индивидуальность автора.

Литературоведение - наука, изучающая художественную литературу: ее сущность и специфику, происхождение, общественные функции, закономерности историко-литературного процесса.

Литота (от греч. litotes — простота) — намеренное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления; прием, противоположный гиперболе.

М

Метафора (греч. metaphora - перенесение) – вид тропа, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов; установление связи по сходству. Сходными могут быть цвет, форма, характер движения, любые индивидуальные свойства предметов.

Метонимия (греч. metonymia - переименование) - перенесение свойств предмета на сам предмет, иносказательное обозначение предмета речи; установление связи между явлениями по смежности.

Метр (от греч. metron — мера) — общая схема звукового ритма стиха, то есть предсказуемого появления определенных звуковых элементов на определенных позициях. Метр — основа стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.

Мировоззрение художника - система обобщенных философских и этико-эстетических взглядов художника на объективный мир и место человека в нем.

Миф (от греч. mythos - сказание, предание) - плод коллективной фантазии, рассказ о богах, героях, демонах, духах и проч., отражающий представления о неопознанных силах природы и общества.

Мифолгизм – использование мифологических мотивов или персонажей в литературном произведении или создание художником оригинальной мифологической системы. Мифологизм обращен к философской проблематике, характерен для произведений, исследующих универсальные, устойчивые особенности человеческого мышления и поведения.

Мотив (от франц. motif — мелодия, напев) — простейшая единица сюжетного развития (динамическая, двигающая фабулу или статическая, описательная). Любой сюжет — переплетение тесно связанных мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и тем самым обладать разными смыслами (современное употребление слова «мотив» не обладает терминологической четкостью).

Н

Натурализм (от лат. naturalis - природа) - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX в., базирующееся на позитивистском представлении о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, его природой (физиологией, наследственностью): Н. Некрасов. "Петербургские углы", Д. Григорович. "Деревня", "Антон-Горемыка", Ф. Достоевский. "Бедные люди"

Неологизмы (от греч. neos — новый и logos — слово) — слова или обороты речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия; индивидуально-стилистические неологизмы создаются автором данного литературного произведения и обычно не получают широкого распространения, не входят в словарный состав языка.

Новаторство и традиция (от лат. novator - обновитель и traditio - передача). Для литературы характерно как обогащение художественного творчества новыми темами, идеями, героями, приемами и средствами, так и стремление закрепить и передать следующим поколениям писателей свой духовный опыт и творческие принципы.

Новелла (от итал. novella – букв. новость) – малый прозаический жанр, отличающийся динамическим, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом, композиционной выверенностью, строгостью формы. В центре сюжета новеллы, как правило, одно событие – внеординарная ситуация, игра случая, неожиданный поворот в судьбе героя. Новеллист избегает подробных бытовых, историко-этнографических зарисовок. Герой раскрывается им прежде всего не в общественно-политической, а в моральной сущности... В критическом реализме новелла трансформируется, приобретает синтетический характер, совмещает в себе острый драматизм, психологизм и социально-исследовательскую направленность.

О

Образ автора - концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками.

Образ повествователя - не персонифицированный в облике какого-либо из действующих лиц образ - носитель повествования в художественном произведении.

Образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае "нейтрального", "объективного" повествования, при котором сам автор как бы отступает в сторону(рассказчик может быть близок автору, родствен ему и может быть, напротив, очень далек от него по своему характеру и общественному положению).

Обрядовая поэзия - фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (календарные, свадебные песни, плачи-причитания и т.д.).

Ода (от греч. ode - песнь) - торжественное патетическое, стихотворное произведение, прославляющее Бога, монарха, Отечество, выдающихся государственных лиц и их деяний, строго регламентированными правилами композиции (см. поэзия классицизма 17-18вв.).

Оксюморон (от греч. oxymoron — букв: остроумно-глупое) — стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов, в результате чего рождается новое понятие (знакомый незнакомец, оглушительная тишина). Октава (от лат. octo - восемь) - строфа из восьми стихов с рифмовкой абабабвв при обязательном чередовании мужских и женских окончаний. Своей развернутостью, законченностью и гибкостью октава удобна как для небольших лирических стихотворений, так и для поэм.

Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, особый вид метафоры (характерно отождествление предметов и явлений природы, растительного и животного мира с жизнью и деятельностью людей).

Онегинская строфа - принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман "Евгений Онегин": 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой абабввггдееджж. Таким образом, ее образуют три четверостишия различной схемы рифмовки (перекрестной, смежной и охватной) и заключительное двустишие. Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, удерживающей стройность большого романа.

Очерк - малый эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета. В основе очерка лежат реальные или подающиеся как реальные факты, при этом, очерк допускает творческий вымысел и выраженную субъективность авторской позиции.

П

Палеография (от греч. palaios - древний и grapho — пишу) -наука, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания.

Памфлет (англ. pamphlet) - злободневное, преимущественно публицистического характера произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданственное, социально-политическое обличение.

Панегирик (от греч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь) - первоначально в Древней Греции торжественная хвалебная речь; позже всякое чрезмерное восхваление в литературном произведении.

Парадокс (от греч. paradoxos - неожиданный, странный) - суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубокое по значению. Парадоксу свойственны краткость, четкость, подчеркнутая заостренность формулировки.

Параллелизм (от греч. parallelismos - идущий рядом) - сходное синтаксическое построение двух (и более) предложений или других фрагментов текста.

Парафраз/ перифраз (от греч. pariphrasis - букв. вокруг говорю, пересказ) - замена прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты.

Пастораль (от франц. pastorale и от лат. pastoralis — пастушеский) — литературный жанр, рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.

Патетическое (от греч. pathetikos — страстный, полный чувств) — эстетическая категория, подразумевающая отражение в искусстве того, что связано с чувствами человека при наивысшем напряжении его воли и духа, чувств, которые возникают в результате принятия человеком важнейшего решения в переломные моменты жизни.

Пауза (от лат. pausa, от греч. pausis - прекращение) - временный перерыв в течении речи.

Пафос (от греч. pathos - страдание, страсть, воодушевление) — идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества; страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единую стилистическую окраску — то, что можно назвать душой произведения. Пафос - ключ к идее произведения.

Пейзаж (от франц. paysage, от pays — страна, местность) — изображение картин природы. Функции пейзажа в художественном произведении определяются его методом, жанрово-родовой принадлежностью, стилем.

Перипетия (от греч. peripeteia — внезапный поворот) — неожиданное событие, резкий поворот действия, осложняющий развитие сюжета произведения.

Персонаж (от франц. personnage, и от лат. persona - личность, лицо) - наряду с героем, действующее лицо художественного произведения или сценического представления.

Повесть - эпический прозаический жанр; по характеру развития действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман(в повести больше действующих лиц, чем в рассказе, но меньше чем вромане, развитие действия сложнее, чем в рассказе, но действие в меньшей степени развернуто, чем в романе и т.п.).

Повтор - повторение композиционных элементов, слов, словосочетаний и других фрагментов текста в художественном произведении, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте.

Подтекст - скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом внеречевой ситуации. В театре подтекст раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста.

Портрет (от франц. portrait) - изображение внешности героя или группы персонажей: лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Функции портрета определяются методом, жанрово-родовой принадлежностью, стилем.

Постоянный эпитет - слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным словом-определяемым. Обозначает характерный, всегда наличествующий признак.

Поэма (от греч. poiema) - лиро-эпический жанр. Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя.

Поэтика (от греч. poietike - поэтическое искусство) — раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведений и систему используемых в них эстетических средств. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы, в узком, с исследованием художественной речи. Термином "поэтика" обозначают также систему художественных средств, характерных для писателя, определенных жанров, литературного направления эпохи.

Прекрасное - одна из центральных категорий эстетики, которая характеризует наиболее совершенные явления в действительности, деятельности людей, искусства. Прекрасное носит бескорыстный характер и непосредственно связано с чувственным созерцанием, активизирующим воображение человека.

Пролог (от греч. prologos - предисловие) - вступление к литературному произведению (или к его самостоятельной части), непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях или их смысле.

Прототип (от греч. prototypon - первообраз) - реальная личность, группа людей или литературный персонаж, послужившие основой для создания того или иного художественного образа.

Публицистика (от лат. publicus - общественный) - тип произведений, в которых оперативно исследуются и обобщаются актуальные факты и явления текущей жизни с целью воздействия на общественное мнение и общественное сознание. Элементы публицистики нередко проникают в художественные произведения.

Р

Развязка - разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Обычно дается в конце произведения, но может быть и в начале, может также объединяться с кульминацией.

Рассказ - малый эпический жанр, в основе которого изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц — особенности этой жанровой формы.

Реализм (от лат. realis - вещественный) - 1) художественный метод нового времени, начало которого ведут либо от Возрождения (ренессансный реализм), либо от Просвещения (просветительский реализм), либо с 30-х гг. XIX в. (собственно реализм, или критический реализм). Ведущие принципы реализма: объективное изображение жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм; преобладающий интерес к проблеме личности и общества; 2) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства и литературы, отражающее меру художественного познания действительности, которое осуществляется самыми разными художественными средствами.

Резонер (от франц. raisonner - рассуждать) - персонаж (прежде всего драматургический), используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.

Ремарка (от франц. remarque - замечание, примечание) - пояснение или указание драматурга в тексте пьесы для читателя, постановщика и актера.

Реминисценция (от лат. reminiscentia - воспоминание) - особенности художественного произведения, наводящие на воспоминание о другом произведении.

Реплика (от итал. replica, от лат. replico - возражаю) - диалогическая форма высказывания персонажа; ответная фраза собеседника, отклик на слова партнера, за которыми следует речь другого действующего лица.

Рефрен (от франц. refrain - припев) - повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка (строки).

Ритм (от греч. rhythmos - такт, равномерность) - чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. Периодическое повторение звуковых элементов через определенные промежутки является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на сопоставимые отрезки, определяет систему стихосложения (силлабическую или тоническую). Особым ритмом обладает и проза.

Роман (от франц. romans - повествование) - эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Романтизм (от франц. romantisme) — художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы (в том числе и России), а также в США. Для романтизма характерен особый интерес к личности, характеру ее отношения к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, что придает художественному произведению повышенную эмоциональность.

С

Сарказм (от греч. sarkasmos – насмешка, sarkazo - букв. "рву мясо") - гневная, язвительная ирония, исключающая двусмысленное толкование.

Сатира (от лат. satira- переполненное блюдо, мешанина) - способ проявления комического, который состоит в беспощадном осмеянии общественно вредных явлений и человеческих пороков.

Сентиментализм (от франц. sentiment - чувство, чувствительность) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в., для которого характерна абсолютизация человеческих чувств и переживаний, эмоциональное восприятие окружающего, культовое отношение к природе с элементами патриархальной идеализации.

Силлабика /силлабическое стихосложение (от греч. syllabe - слог) - система стихосложения, в которой длина стиха определяется только количеством слогов вне зависимости от количества ударений; стихи называются 2-, 3-, 4-, 5-, 6-сложными и т.д. В строках допускается и разное количество слогов; желательно только, чтобы четносложные стихи сочетались с четносложными, а нечетносложные — с нечетносложными. В 10-, 11- и более сложных стихах появляется цезура — обязательный словораздел, членящий стих на короткие полустишия.

Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе; на сильных местах метра располагаются, как правило, ударные, на слабых - безударные слоги.

Символ (от греч. symbolon - условный знак) - образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею, суть какого-либо события или явления. Смысл символа многозначен и неотделим от его образной структуры. Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х гг., основным принципом которого является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. При этом символ понимается как выражение индивидуального представления художника о мире.

Синекдоха (от греч. synekdohe) - вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот.

Система образов - множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения.

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений для более точного, образного описания одного из них. В литературном творчестве широко распространены развернутые сравнения, выраженные в целых фрагментах текста.

Стансы (франц. stances < ит. stanza - остановка) - небольшое стихотворение из строф по четыре стиха, причем конец строфы обязательно служит концом предложения.

Стилизация - намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи.

Стихосложение - способ организации звукового состава стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихо-сложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой отрезки — стихи. В зависимости от того, какими единицами измеряются строки (слогами, ударениями, стопами), различаются между собой системы стихосложения.

Стопа - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных; условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер и длина стиха.

Строфика - раздел стиховедения, изучающий закономерности соединения стихов в строфы, виды строф и их историю; а также совокупность видов строф, встречающихся в произведениях того или иного поэта, в поэзии определенного периода и т.д.

Сюжет (франц. sujet - предмет) - ход повествования о событиях в художественном произведении, способ развертывания темы или изложения фабулы.

Сюжетная линия - относительно законченная часть сюжета, связанная с каким-либо одним героем произведения или с группой героев (персонажей).

Т

Творческое вдохновение - подъем всех творческих сил художника, момент высшей собранности и сосредоточенности на объекте творчества.

Текстология (от лат. textus - ткань, соединение и греч. logos - наука) - литературоведческая дисциплина, изучающая литературные произведения в целях критической проверки и установления их подлинных текстов для дальнейшего исследования и публикации. Важнейшая задача текстологии — исторически осмысленное и критическое прочтение текста на основе изучения источников (рукописей, печатных изданий, исторических свидетельств), выявление генеалогии текста и его возможных искажений.

Тема (греч. thema - главная мысль) - объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отраженных в произведении и скрепленных воедино авторским замыслом.

Тематика - система взаимосвязанных тем художественного произведения.

Тенденциозность литературного произведения - предвзятое или одностороннее раскрытие темы, проблематики или характеров произведения, либо открытое проявление тенденции (общей мысли, идеи), которую автор стремится внушить читателям.

Тенденция (от позднелат. tendentia - направленность) — составная часть художественной идеи; идейно-эмоциональная направленность произведения, авторское осмысление или оценка проблематики и характеров, выраженная через систему образов; в более узком смысле — открыто выраженное в реалистическом произведении социальное, политическое или нравственное пристрастие художника.

Теория литературы - наука, изучающая: 1) своеобразие литературы как особой формы духовной и художественной деятельности; 2) структуру художественного текста; 3) факторы и слагаемые литературного процесса и творческого метода.

Терцет (от лат. tres - три) - строфа, состоящая из трех стихов на одну рифму.

Терцина (от лат. terra rima - третья рифма) - строфа из трех стихов, рифмующихся таким образом, что ряд терции образует непрерывную цепь тройных рифм: аба бвб вгв и т.д. и замыкается отдельной строкой, срифмованной со средним стихом последней терцины.

Тетралогия (от греч. tetra — четыре и logos — слово) — эпическое или драматическое произведение, состоящее из четырех самостоятельных частей, объединенных в одно целое общим идейно-художественным замыслом.

Типизация - процесс художественного обобщения жизненных явлений (человеческих характеров, обстоятельств, поступков, событий), при котором выявляются наиболее существенные, общественно значимые черты реальной действительности, закономерности развития личности и общества.

Типическое (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - эстетическая категория, служащая для определения наиболее общих и существенных сторон действительных явлений, ведущих тенденций развития реальной жизни.

Трагедия (от греч. tragodia) - драматический жанр. В основе трагедии лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя.

Трилогия (от греч. trilogia, tri - три и logos - слово) - эпическое или драматическое произведение, состоящее из трех самостоятельных частей, объединенных в одно целое общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

Тропы (от греч. tropos - поворот, оборот речи) - обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, представляющихся говорящему (пишущему) близкими.

У

Условность в искусстве - 1) нетождественность реальности и ее изображения в литературе и искусстве (первичная условность); 2) сознательное, открытое нарушение правдоподобия, прием обнаружения иллюзорности художественного мира (вторичная условность).

Утопия (от греч. u - нет и topos — место, то есть место, которого нет) - произведение, изображающее вымышленную картину идеального жизненного устройства.

Ф

Фабула (лат. fabula - повествование, история) - цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их логической причинно-временной последовательности. Иными словами, фабула - это то, что поддается пересказу, то, "что было на самом деле", между тем как сюжет - это то, "как узнал об этом читатель". Фабула может совпадать с сюжетом, но может и расходиться с ним.

Фарс (от франц. farce) - одна из форм комического, проявляющаяся в шутовских выходках, грубых шутках (комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами).

Фельетон (от франц. feuilleton, от feuille - листок) - сатирический жанр публицистики; фельетон может обличать как конкретных носителей зла, так и отрицательное в "безадресной" форме.

Фигуры речи - обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания.

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - авангардистское направление в европейском и русском искусстве 10—20-х гг. ХХ в. Футуристов объединяло стихийное ощущение неизбежного краха традиционной культуры и стремление осознать через искусство черты неведомого будущего. Поэты-футуристы провозглашали отказ от привычных художественных форм вплоть до разрушения естественного языка ("слова на свободе" или заумь).

Х

Характерность в искусстве (от греч. charakter - признак, черта) - особенность художественного произведения или типа исполнительского творчества, заключающаяся в преднамеренном подчеркивании или преувеличении отдельных сторон изображаемых характеров и явлений.

Художественная деталь - одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности, запоминающаяся черта внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка.

Художественная правда - отображение в произведениях искусства жизни в соответствии с ее собственной логикой, проникновение во внутренний смысл изображаемого.

Художественная форма (лат. forma - наружный вид) - внутренняя и внешняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью изобразительно-выразительных средств для выражения художественного содержания.

Художественное воображение - способность, а также сам процесс создания художественных образов на основе творческой переработки сознанием ощущений, восприятий, представлений, чувств, впечатлений и т.д.

Художественное обобщение - способ отражения действительности в искусстве, раскрывающий наиболее существенные и характерные стороны изображаемого в индивидуально-неповторимой образной художественной форме.

Художественный вымысел - результат творческой деятельности воображения художника; возникает на основе обобщения действительных реалий и осмысления личного опыта, воплощается в художественном произведении.

Художественный метод - совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым могут образовать литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде стран.

Художественный образ - способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.

Художественный тип (от греч. typos - образ, отпечаток, образец) - художественный образ, наделенный характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (в частности, сословия, класса, нации, эпохи). Воплощение эстетической категории типического.

Ц

Цезура (от лат. caesura - рассечение) - внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия - равные или неравные.

Цикл (от греч. kyklos - круг) - ряд произведений, объединенных какой-либо общностью: темой, жанром, местом или временем действия, персонажами, формой повествования, стилем и т.д.

Э

Эклога (от греч. ekloge — отбор) — старинный жанр буколической поэзии, отображающий картины сельской и пастушеской жизни.

Экспозиция (лат. expositio - объяснение) - предыстория события или событий, лежащих в основе литературного сюжета. Располагается в начале, реже в середине или в конце произведения.

Эпиграмма (греч. epigramma, букв. - надпись) - жанр сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпиграф (от греч. epigraphe - надпись) - цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную коллизию, тему, идею или настроение произведения, способствуя его восприятию читателем.

Эпизод (от греч. epeisodion, букв. - вставка) - часть художественного произведения (эпического, драматического), имеющая относительно самостоятельное значение в развитии художественного действия.

Эпитафия (от греч. epitaphios - надгробный) - жанр, ведущий свое происхождение от надгробной надписи. Чаще всего короткое стихотворное произведение похвального или трагического характера.

Эпитет (от греч. epitheton - приложение) - образное определение, дающее художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол ("мороз-воевода", "бродяга ветер", "гордо реет Буревестник").

Эпические жанры - совокупность жанров, возникших и развивающихся в пределах эпоса как литературного рода.

Эпичность - эстетическая категория, отражающая способ художественного мышления, который свойствен эпосу и обусловливает его событийно-повествовательную специфику.

Эпопея (от "эпос" и греч. poieo - творю) - наиболее крупный эпический жанр. Древняя эпопея (героический эпос) изображает, как правило, героическое событие, представляющее общенародный интерес. В литературе нового времени эпопеей называют роман, отличающийся особенной монументальностью: масштабностью изображаемых событий, сильно разветвленным сюжетом, множеством действующих лиц.

Эпос (от греч. epos - слово, повествование) - один из трех литературных родов, основным признаком которого является повествование о событиях, внешних по отношению к автору.

Эссе (от франц. essai - опыт, набросок) - прозаический жанр, сочинение небольшого объема, свободной композиции, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Используется как в художественной литературе, так и — главным образом — в литературной критике и публицистике.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о прекрасном в обществе и природе и его роли в человеческой жизни.

Ю

Юмор (от англ. humour - юмор; нрав, настроение, сложность) - особый вид комического, который сочетает насмешку и сочувствие, предполагает мягкую улыбку и незлобивую шутку, в основе которых лежит позитивное отношение к изображаемому.

Я

Явление - часть акта в драматическом произведении, на протяжении которой состав действующих на сцене лиц остается неизменным.

Язык художественного произведения - совокупность и система языковых средств, используемых в данном художественном произведении.

Язык художественной литературы - совокупность и система языковых средств, употребляющихся в художественных произведениях. Его своеобразие определяется особыми задачами, стоящими перед художественной литературой, ее эстетической функцией, спецификой построения словесных художественных образов. Одним из основных признаков языка художественной литературы является особое внимание к структуре языкового знака, возложение на эту структуру эстетических функций.

Ямб (от греч. jambos) - двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог стопы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: