По теории дрессировки собак

Теория дает возможность научно обосновать организацию и методику дрессировки, позволяет изыскивать рациональные пути подготовки и новые способы применения служебных собак в подразделениях ФСИН России. Теория определяет закономерности, которые используются в практике дрессировки в виде правил и рекомендаций, обогащает связанные с ней теоретические предметы научными положениями, делает практику целенаправленной и конкретной, помогает быстрее овладеть тактическими навыками, избежать ошибки в подготовке и использовании собак в служебной деятельности.

Основы физиологии высшей нервной деятельности (далее – ВНД) собаки является базовым предметом для изучения теории дрессировки собак. Изучение данной дисциплины рекомендуется начинать после того, как прочитан курс общей анатомии и физиологии собак. Теоретические знания физиологии ВНД собаки помогают правильно понимать и объяснять ее поведение, своевременно замечать и устранять ошибки в дрессировке, тренировке и применении, а также выявлять нежелательные связи и предупреждать их образование в процессе подготовки. Следовательно, глубокое усвоение обучаемыми основ физиологии ВНД позволит им быстрее и более качественно овладеть практикой дрессировки, тренировки и применения служебных собак, поможет работать с животным не вслепую, а сознательно, проявлять творческую активность, своевременно выявлять и устранять ошибки, преодолевать трудности, видеть перспективы своей деятельности.

Изучение основ физиологии ВДН собаки организуется и проводится в форме лекций, групповых и практических занятий в соответствии с программой обучения. В процессе занятий у обучаемых должно быть сформировано понятие об условном рефлексе, о том, чем отличаются условные рефлексы от безусловных, как отличить условные и безусловные раздражители. Они должны иметь представление о методике выработки условных рефлексов при дрессировке собак. Каждый обучаемый обязан усвоить механизм образования условных рефлексов, методы и способы дрессировки, режим работы с собакой, систему упражнений, оптимальные варианты подкреплений, сущность поощрения и стимуляции, способы применения различных видов раздражителей, факторы безотказности дрессировки собаки. Важно сформировать у обучаемых правильное представление о поведении собаки как о внешнем выражении ее высшей нервной деятельности, о том, что высшая нервная деятельность – это деятельность рефлекторная, объединяющая в себе закономерности образования и проявления условных рефлексов. На занятиях рекомендуется использовать средства наглядности: схемы, тематические стенды в специализированном классе, плакаты, слайды и отдельные фрагменты из учебных фильмов. В ходе практических занятий необходимо демонстрировать отдельные элементы образования и проявления условных рефлексов, их взаимодействия в сложных поведенческих реакциях животных.

После твердого усвоения материала по основам физиологии ВНД собаки можно переходить к изучению методики и техники дрессировки, сочетая теоретические занятия с практической дрессировкой. Проведение занятий по методике и технике дрессировки собак должно начинаться в классе, оборудованном необходимыми средствами наглядности, с последующим переходом к практической отработке.

Прежде чем говорить о технике выполнения какого-либо приема, следует разъяснить обучаемым методику его построения и показать порядок отработки. Необходимо создать у них правильное представление о действиях дрессировщика при выработке у собаки условного рефлекса и только после этого говорить о совершенствовании первоначального условного рефлекса до выработки навыка. Так, например, отрабатывая прием «апорт», сначала следует методически грамотно показать действия дрессировщика по приучению собаки к подноске предметов, затем практически поупражнять обучаемых в выполнении показного приема, добиваясь правильных действий с собакой.

Таким образом, методика и техника дрессировки, а также практическая дрессировка собак являются взаимозависимыми и взаимообусловленными предметами. Эту особенность необходимо учитывать как при планировании учебного процесса, так и при проведении занятий.

На каждом занятии, кроме основных вопросов темы, рекомендуется повторять ранее изученные положения учебного материала. Необходимо опираться на личные знания и практический опыт дрессировки собак, шире использовать характерные примеры из практики применения служебных собак в охране объектов, розыске преступников и т. д. Особое внимание следует уделять связи изучаемых приемов с теоретическими основами дрессировки собак. Именно в этом заключается одна из главных целей классных занятий по методике и технике дрессировки собак. По каждой теме должна быть составлена схема последовательного усложнения условий выработки навыка.

Большое значение имеет умелое использование на самоподготовке специальной литературы по дрессировке собак, в которой изложены основные положения методики и техники дрессировки. Руководителю занятия нет необходимости пересказывать то, что обучаемые могут прочитать и изучить самостоятельно. Он должен нацелить их на самостоятельную работу, дать необходимые советы и разъяснения, опираясь на полученные ими знания и умения, а также сосредоточить внимание на вопросах, которые в учебнике отражены недостаточно полно.

Занятия по методике и технике дрессировки собак должны завершаться подведением итогов, определением круга задач для подготовки к последующим занятиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: