Коррекционно-развивающие технологии в методике изучения частей речи

В начальном звене школы ученики знакомятся с грамматиче­скими признаками имени существительного, имени прилагатель­ного, глагола, предлога, а также практически наблюдают наречие как слово, которое не может быть отнесено ни к одной из узнан­ных ими частей речи. При обучении детей группы риска включать наречие в число изучаемых единиц не следует, поскольку в их сознании наречие может слиться по смыслу с именем прилага­тельным (ярко светит солнце — оно яркое) или глаголом (надо быстро подойти — что сделать? — быстро подойти).

Чтобы младшие школьники хорошо усвоили наречие, необхо­дима большая подготовительная работа. Надо научить их легко и свободно ставить вопрос к слову и изменять его по вопросам; прочно закрепить в их сознании отличительные признаки имени прилагательного; увеличить количество наречий в словарном за­пасе детей (обычно их доля не превышает 10 %).

В начальном звене школы более целесообразно обеспечить яс­ное и четкое осмысление понятия «часть речи» на материале слов, более свойственных детской речи, — существительном, прилага­тельном и глаголе. Наречия могут лишь присутствовать на втором плане как слова «другой» группы.

Задачи учителя при изучении частей речи — помочь детям осо­знать грамматическую жизнь слова, понять, как и почему слова русского языка изменяются, привлечь их внимание к грамматическим формам и учить правильно использовать их в речи. Эти задачи вытекают из особенностей детского понимания слова. Изучая речь детей-дошкольников, Л.С.Выготский указывал на то, что ребенок воспринимает словесные значения, но не осознает словесные формы, а А. Н. Гвоздев, исследуя процесс детского словотворчества, показал, что дошкольники образуют новые слова и словосочетания, опираясь только на смысловые изменения, и при этом не замечают словообразовательных морфем.

Такая «прозрачность» внешней, звукобуквенной стороны слова становится причиной многих трудностей и ошибок младших

школьников. В частности, она весьма затрудняет усвоение многофункциональности слов, которая является одной из существенных трудностей русского языка и ставит его в разряд сложнейших мировых языков. Так, слова могут быть одинаковыми по звуко-буквенному составу, но разными по грамматической принадлежности: по — приставка и предлог, печь — имя существительное и глагол; слова могут иметь общие смысловые внешние признаки, как, например, слова лошадь—лошадка, различаться одним-двумя малозаметными для ребенка формаль­ными признаками, в данном примере составом слова и склонением.

Какие же аспекты присущи слову как единице языка?

Слово имеет в н у т р е н н ю ю сторону, т.е. смысловое значе­ние, и в н е ш н ю ю звуковой и буквенный образ. Неумение их разделять приводит к трудностям в обнаружении ошибок право­писания. Так, ребенок, написавший «тарека», при проверке не­сколько раз произнесет его правильно и не увидит пропущенной буквы, потому что будет не читать то, что написано, а произно­сить известное ему слово тарелка, т.е. воспроизводить смысл. Воз­можны ошибки в подборе проверочных слов, когда слово пожа­лел проверяется словом желтый только из-за внешней схожести части слова.

Смысловое значение включает в себя собственный смысл сло­ва и общий смысл, заключенный в корне. Так, чайник — предмет посуды, в котором находится чай. Собственное и корневое значе­ния в данном случае близки и хорошо понимаются ребенком. Но иногда они для ребенка, не обладающего достаточным лексиче­ским опытом, выступают в некотором несоответствии, как, на­пример, слова родина и родители. Дети не видят общности этих слов по корню, потому что родина — это страна или местность, где человек родился (иногда прямой смысл слова вообще туманен для ребенка), а родители — это мама и папа, два самых близких человека. Разница этих слов в лексическом значении мешает ре­бенку увидеть их семантическое родство.

Слово имеет грамматическое значение, являясь носителем определенных грамматических категорий: класса (часть речи), чис­ла, рола и т.д. Грамматическое значение может быть близким лек­сическому (книга — это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно, оно имя существительное), но мо­жет и вступать с ним в противоречие (краснота — это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к имена существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключать внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселиласьстала какая? веселая; следует вывод: «развеселилась — это прилагательное».

Слово обладает синтаксическим значением, т. е. выступает в качестве одного из членов предложения. Ученики очень часто смешивают синтаксическое значение с грамматическим, потому что в основе действий по их определению лежат похожие вопросы: «Ветер — какой? — теплый. Значит, прилагательное» (вместо «определение»). Реже происходит смещение со смысловым значе­нием. Например, в предложении Дед смастерил из досок скамейку кслову (из) досок ученик ставит вопрос какую?, представляя себе деревянную скамейку и поэтому включая его не в словосоче­тание смастерил (из чего?) из досок, а в словосочетание скамейку (к а к у ю?) из досок. Таким образом эти слова становятся не дополнением, а несогласованным определением, что в данном предложении неверно.

Технологический процесс изучения частей речи предусматри­вает наблюдение и осмысление каждого признака, входящего в соответствующее понятие и отраженного в его определении. Зада­ча учителя — распределить усвоение всех признаков во времени таким образом, чтобы к моменту изучения той или иной части речи по программе ученики были знакомы с ней на практиче­ском уровне, понимали присущие ей признаки и умели ими опе­рировать.

Так, понятие «часть речи» охватывает класс слов, имеющих единое обобщенное значение, одни и те же грамматические кате­гории и типы словоизменения, общие синтаксические роли. Для каждой отдельной части речи это определение конкретизируется, наполняется специфическим содержанием. Например: имена су­ществительные — это слова, обладающие обобщенным значени­ем предметности и отвечающие на вопросы кто? что?, имею­щие категории числа, рода, склонения, падежа и др.; в предло­жении они выполняют роль подлежащего, сказуемого, дополне­ния, обстоятельства места.

Изучение каждой части речи проходит в два этапа — подгото­вительном и основном. В течение подготовительного периода учи­тель знакомит учеников с сущностной стороной понятия — обобщенным значением слов, входящих в данный класс, и соотносит о значение с грамматическим вопросом. Дети учатся различать слова по указанным параметрам: что называет и на какой вопрос отвечает). Одновременно начинаются освоение категории числа, поскольку она обладает наиболее яркой чувственной основой «один — несколько», и первые наблюдения смысловой связи слов рассматриваемого класса с другими словами в предло­жи. При этом ученики пользуются не формальными терминами, а их смысловыми заменителями: «слова, называющие предмет (действие, признак предмета)». В работу включаются слова, имеющие явно выраженные признаки класса: названия вещей (дом, дерево, книга), движений (прыгать, хлопать) и привычных для

детей признаков (хороший, веселый, зеленый). Подготовительный период обеспечивает усвоение материала на уровне понимания охватывает время от начала обучения в I классе до изучения данной единицы по программе, в рамках которой работает учитель.

Назначение основного периода — переход с уровня понимания, на уровень знания. Эта задача решается путем целенаправленного изучения грамматических категорий, присущих конкретной части речи, и ее синтаксических ролей. По времени основной период совпадает с тематическим планированием.

Таблица 3

Технологический план изучения модуля «Части речи»

№№ п/п Технологическое звено Примерные сроки
  Общий этап подготовки к усвоению частей речи 1 класс1
11.1 Понятие «слово». Привлечение внимания учеников к слову как единице речи. Упражнения в определении количества слов в группе, словосочетании, предложении Сентябрь
11.2 Грамматическое значение слова. Практическое знакомство с терминами «слова, называющие предмет», «слова, называющие действие предмета», «слова, называющие признак предмета*. Упражнения в классификации слов с опорой на их смысл Конец сентября— октябрь
11.3 Грамматические вопросы. Усвоение терминов «слово отвечает на вопрос», «поставить вопрос к слову». Упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам Октябрь — декабрь
11.4 Практическое знакомство с понятием «начальная форма слова». Упражнения в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос Октябрь — май
  Изучение частей речи  
22.1 Имя существительное  
22.1.1 Слова, называющие предметы. Выделение слов-предметов из группы различных слов Конец октября

_________________________

1 В тех случаях, когда тема изучается не в I классе, мы указываем на словами «по программе».

Продолжение таблицы. 3

  Технологическое звено Примерные сроки
  Упражнения в постановке вопросов кто? что? кого? чего? кому? чему? и т.д. Упражнения в замене слов-предметов словами он, она, оно, они. Упражнения в постановке слов в начальную форму  
22.1.2 Категория числа. Наблюдение изменения слов-предметов по числу. Упражнения в постановке слов в начальную форму Середина ноября
22.1.3 Имена собственные. Наблюдение слов, называющих один конкретный предмет. Упражнения в постановке вопросов к именам собственным.Знакомство с большой буквой По программе
22.1.4 Слова-предметы, не имеющие ясно выраженного вещного значения (радость, мысль), а сравнении со словами-действиями. Знакомство с термином «имя существительное». Упражнения в классификации слов на основании вопросов, которые могут быть к ним поставлены Тоже
22.2 Глагол  
22.2.1 — Слова, называющие действие предмета. Сравнение слов-действий и слов-предметов. Наблюдение разницы их значений и соответствующих грамматических вопросов. Упражнения в различении слов-предметов и слов-действий. Наблюдение изменения слов-действий по числам Начало января
  Слова, обозначающие «скрытые» действия (спит, думает). Знакомство с термином «глагол». Упражнения в классификации слов на основании поставленных к ним вопросов По программе
22.3 Имя прилагательное  
U2.3.1 Слова, называющие признаки предметов Начало марта

Окончание табл.3

№№ п/п Технологическое звено Примерные сроки
  Упражнения в подборе слов-признаков к предметам и в постановке к ним вопросов. Упражнения в распознавании слов-признаков и классификации слов по грамматическим классам  
22.3.2 Наблюдение грамматической связи слов-признаков с именами существительными Начало марта
22.3.3 Знакомство с термином «имя прилагательное». Упражнения в распространении предложений определениями По программе
22.3.4 Наблюдение расположения слов-признаков в словосочетаниях и предложениях между предлогом и словом-предметом То же
22.4. Предлог  
22.4.1 Привлечение внимания к предлогам и уточнение их понимания. Знакомство с термином «предлог» Начало марта
22.4.2 Предлог как отдельное слово Март
22.4.3 Наблюдение связи предлога в предложении со словами, называющими предметы. Упражнения в синтаксическом анализе По программе
22.4.4 Наблюдение предложного управления То же

Рассмотрим подробно обозначенные этапы и звенья технологического плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: