В начальном звене школы ученики знакомятся с грамматическими признаками имени существительного, имени прилагательного, глагола, предлога, а также практически наблюдают наречие как слово, которое не может быть отнесено ни к одной из узнанных ими частей речи. При обучении детей группы риска включать наречие в число изучаемых единиц не следует, поскольку в их сознании наречие может слиться по смыслу с именем прилагательным (ярко светит солнце — оно яркое) или глаголом (надо быстро подойти — что сделать? — быстро подойти).
Чтобы младшие школьники хорошо усвоили наречие, необходима большая подготовительная работа. Надо научить их легко и свободно ставить вопрос к слову и изменять его по вопросам; прочно закрепить в их сознании отличительные признаки имени прилагательного; увеличить количество наречий в словарном запасе детей (обычно их доля не превышает 10 %).
В начальном звене школы более целесообразно обеспечить ясное и четкое осмысление понятия «часть речи» на материале слов, более свойственных детской речи, — существительном, прилагательном и глаголе. Наречия могут лишь присутствовать на втором плане как слова «другой» группы.
|
|
Задачи учителя при изучении частей речи — помочь детям осознать грамматическую жизнь слова, понять, как и почему слова русского языка изменяются, привлечь их внимание к грамматическим формам и учить правильно использовать их в речи. Эти задачи вытекают из особенностей детского понимания слова. Изучая речь детей-дошкольников, Л.С.Выготский указывал на то, что ребенок воспринимает словесные значения, но не осознает словесные формы, а А. Н. Гвоздев, исследуя процесс детского словотворчества, показал, что дошкольники образуют новые слова и словосочетания, опираясь только на смысловые изменения, и при этом не замечают словообразовательных морфем.
Такая «прозрачность» внешней, звукобуквенной стороны слова становится причиной многих трудностей и ошибок младших
школьников. В частности, она весьма затрудняет усвоение многофункциональности слов, которая является одной из существенных трудностей русского языка и ставит его в разряд сложнейших мировых языков. Так, слова могут быть одинаковыми по звуко-буквенному составу, но разными по грамматической принадлежности: по — приставка и предлог, печь — имя существительное и глагол; слова могут иметь общие смысловые внешние признаки, как, например, слова лошадь—лошадка, различаться одним-двумя малозаметными для ребенка формальными признаками, в данном примере составом слова и склонением.
Какие же аспекты присущи слову как единице языка?
|
|
Слово имеет в н у т р е н н ю ю сторону, т.е. смысловое значение, и в н е ш н ю ю — звуковой и буквенный образ. Неумение их разделять приводит к трудностям в обнаружении ошибок правописания. Так, ребенок, написавший «тарека», при проверке несколько раз произнесет его правильно и не увидит пропущенной буквы, потому что будет не читать то, что написано, а произносить известное ему слово тарелка, т.е. воспроизводить смысл. Возможны ошибки в подборе проверочных слов, когда слово пожалел проверяется словом желтый только из-за внешней схожести части слова.
Смысловое значение включает в себя собственный смысл слова и общий смысл, заключенный в корне. Так, чайник — предмет посуды, в котором находится чай. Собственное и корневое значения в данном случае близки и хорошо понимаются ребенком. Но иногда они для ребенка, не обладающего достаточным лексическим опытом, выступают в некотором несоответствии, как, например, слова родина и родители. Дети не видят общности этих слов по корню, потому что родина — это страна или местность, где человек родился (иногда прямой смысл слова вообще туманен для ребенка), а родители — это мама и папа, два самых близких человека. Разница этих слов в лексическом значении мешает ребенку увидеть их семантическое родство.
Слово имеет грамматическое значение, являясь носителем определенных грамматических категорий: класса (часть речи), числа, рола и т.д. Грамматическое значение может быть близким лексическому (книга — это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно, оно имя существительное), но может и вступать с ним в противоречие (краснота — это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к имена существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключать внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселилась — стала какая? веселая; следует вывод: «развеселилась — это прилагательное».
Слово обладает синтаксическим значением, т. е. выступает в качестве одного из членов предложения. Ученики очень часто смешивают синтаксическое значение с грамматическим, потому что в основе действий по их определению лежат похожие вопросы: «Ветер — какой? — теплый. Значит, прилагательное» (вместо «определение»). Реже происходит смещение со смысловым значением. Например, в предложении Дед смастерил из досок скамейку кслову (из) досок ученик ставит вопрос какую?, представляя себе деревянную скамейку и поэтому включая его не в словосочетание смастерил (из чего?) из досок, а в словосочетание скамейку (к а к у ю?) из досок. Таким образом эти слова становятся не дополнением, а несогласованным определением, что в данном предложении неверно.
Технологический процесс изучения частей речи предусматривает наблюдение и осмысление каждого признака, входящего в соответствующее понятие и отраженного в его определении. Задача учителя — распределить усвоение всех признаков во времени таким образом, чтобы к моменту изучения той или иной части речи по программе ученики были знакомы с ней на практическом уровне, понимали присущие ей признаки и умели ими оперировать.
Так, понятие «часть речи» охватывает класс слов, имеющих единое обобщенное значение, одни и те же грамматические категории и типы словоизменения, общие синтаксические роли. Для каждой отдельной части речи это определение конкретизируется, наполняется специфическим содержанием. Например: имена существительные — это слова, обладающие обобщенным значением предметности и отвечающие на вопросы кто? что?, имеющие категории числа, рода, склонения, падежа и др.; в предложении они выполняют роль подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства места.
|
|
Изучение каждой части речи проходит в два этапа — подготовительном и основном. В течение подготовительного периода учитель знакомит учеников с сущностной стороной понятия — обобщенным значением слов, входящих в данный класс, и соотносит о значение с грамматическим вопросом. Дети учатся различать слова по указанным параметрам: что называет и на какой вопрос отвечает). Одновременно начинаются освоение категории числа, поскольку она обладает наиболее яркой чувственной основой «один — несколько», и первые наблюдения смысловой связи слов рассматриваемого класса с другими словами в предложи. При этом ученики пользуются не формальными терминами, а их смысловыми заменителями: «слова, называющие предмет (действие, признак предмета)». В работу включаются слова, имеющие явно выраженные признаки класса: названия вещей (дом, дерево, книга), движений (прыгать, хлопать) и привычных для
детей признаков (хороший, веселый, зеленый). Подготовительный период обеспечивает усвоение материала на уровне понимания охватывает время от начала обучения в I классе до изучения данной единицы по программе, в рамках которой работает учитель.
Назначение основного периода — переход с уровня понимания, на уровень знания. Эта задача решается путем целенаправленного изучения грамматических категорий, присущих конкретной части речи, и ее синтаксических ролей. По времени основной период совпадает с тематическим планированием.
Таблица 3
Технологический план изучения модуля «Части речи»
№№ п/п | Технологическое звено | Примерные сроки |
Общий этап подготовки к усвоению частей речи | 1 класс1 | |
11.1 | Понятие «слово». Привлечение внимания учеников к слову как единице речи. Упражнения в определении количества слов в группе, словосочетании, предложении | Сентябрь |
11.2 | Грамматическое значение слова. Практическое знакомство с терминами «слова, называющие предмет», «слова, называющие действие предмета», «слова, называющие признак предмета*. Упражнения в классификации слов с опорой на их смысл | Конец сентября— октябрь |
11.3 | Грамматические вопросы. Усвоение терминов «слово отвечает на вопрос», «поставить вопрос к слову». Упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам | Октябрь — декабрь |
11.4 | Практическое знакомство с понятием «начальная форма слова». Упражнения в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос | Октябрь — май |
Изучение частей речи | ||
22.1 | Имя существительное | |
22.1.1 | Слова, называющие предметы. Выделение слов-предметов из группы различных слов | Конец октября |
_________________________
|
|
1 В тех случаях, когда тема изучается не в I классе, мы указываем на словами «по программе».
Продолжение таблицы. 3
Технологическое звено | Примерные сроки | |
Упражнения в постановке вопросов кто? что? кого? чего? кому? чему? и т.д. Упражнения в замене слов-предметов словами он, она, оно, они. Упражнения в постановке слов в начальную форму | ||
22.1.2 | Категория числа. Наблюдение изменения слов-предметов по числу. Упражнения в постановке слов в начальную форму | Середина ноября |
22.1.3 | Имена собственные. Наблюдение слов, называющих один конкретный предмет. Упражнения в постановке вопросов к именам собственным.Знакомство с большой буквой | По программе |
22.1.4 | Слова-предметы, не имеющие ясно выраженного вещного значения (радость, мысль), а сравнении со словами-действиями. Знакомство с термином «имя существительное». Упражнения в классификации слов на основании вопросов, которые могут быть к ним поставлены | Тоже |
22.2 | Глагол | |
22.2.1 — | Слова, называющие действие предмета. Сравнение слов-действий и слов-предметов. Наблюдение разницы их значений и соответствующих грамматических вопросов. Упражнения в различении слов-предметов и слов-действий. Наблюдение изменения слов-действий по числам | Начало января |
Слова, обозначающие «скрытые» действия (спит, думает). Знакомство с термином «глагол». Упражнения в классификации слов на основании поставленных к ним вопросов | По программе | |
22.3 | Имя прилагательное | |
U2.3.1 | Слова, называющие признаки предметов | Начало марта |
Окончание табл.3
№№ п/п | Технологическое звено | Примерные сроки |
Упражнения в подборе слов-признаков к предметам и в постановке к ним вопросов. Упражнения в распознавании слов-признаков и классификации слов по грамматическим классам | ||
22.3.2 | Наблюдение грамматической связи слов-признаков с именами существительными | Начало марта |
22.3.3 | Знакомство с термином «имя прилагательное». Упражнения в распространении предложений определениями | По программе |
22.3.4 | Наблюдение расположения слов-признаков в словосочетаниях и предложениях между предлогом и словом-предметом | То же |
22.4. | Предлог | |
22.4.1 | Привлечение внимания к предлогам и уточнение их понимания. Знакомство с термином «предлог» | Начало марта |
22.4.2 | Предлог как отдельное слово | Март |
22.4.3 | Наблюдение связи предлога в предложении со словами, называющими предметы. Упражнения в синтаксическом анализе | По программе |
22.4.4 | Наблюдение предложного управления | То же |
Рассмотрим подробно обозначенные этапы и звенья технологического плана.