Понятие и физиологические основы восприятия

Новые возможности в познании действительности определяют познавательные психические процессы, которые называются восприятиями. Более того, можно говорить, что познание действительности, в основном, осуществляется в форме восприятия. Роль ощущений при этом сводится к формированию сенсорного образа, мало осознаваемого и содержащего элементарные, отрывочные (внесистемные) информационные единицы в картине действительности. Ощущения осуществляют первичное ориентирование и регуляцию поведения человека в среде.

Гораздо большими познавательными возможностями обладают восприятия. Их информационная суть проявляется в том, что это психический образ по сути, обладающий гораздо большей и упорядоченной информационной емкостью. Это образ, интегрирующий отдельные виды информационных воздействий (раздражителей) в одну системную модель действительности. Если изучение образов ощущений прерогатива психофизики, то изучения образов восприятия – психологии восприятия.

Чем принципиально отличается содержание психологического образа в ощущениях от образа восприятия? Какие качества определяют его психологическую специфику, и что они обеспечивают в познании?

Итак, восприятие – это познавательный психический процесс создания информационной модели – образа, в котором отражается совокупность системных свойств объекта или явления внешней и внутренней среды при непосредственном воздействии сигнала (раздражителя) на органы чувств.

Именно, качество совокупного, системного информационного отражения свойств и качеств объекта определяет новые возможности познания. Оно осуществляется в целом, а не отдельными его свойствами, в их связях и взаимодействиях. Образ восприятия имеет гораздо более сложную предметную структуру и определяет предметные чувства, а не просто эмоциональный тон как ощущение. Поэтому восприятия – качественно новая ступень чувственного познания мира. Воспринимая, мы не только системно познаем мир в чувственной форме, но и осмысливаем его, используя для этого свой прошлый опыт и имеющиеся знания. Этот факт означает, что восприятия, будучи системным познавательным психическим процессом всегда тесно связаны с функциями памяти, мышления, эмоций и сознания.

В отличие от ощущений, специализированных органоввосприятия нет. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов, в которых выделяют два вида нервных связей:

а) в пределах одного анализатора;

б) межанализаторные связи.

Связи в пределах одного анализатора реализуются при воздействии на анализатор раздражителя одной модальности (качества). Например, для слухового восприятия музыки, раздражителем которых являются только звуковые колебания среды. Это связи на отношения и соотношения элементов информационной составляющей, закодированной в воздействующем раздражении. Межанализаторные связи реализуются при воздействии комплексного раздражителя на различные анализаторы. Например, восприятие объекта, имеющего форму, цвет, запах вкус и другие качества (лимон). При восприятии лекции, например, студент видит преподавателя, слышит его речь, записывает текст. Такое комплексное действие раздражителей, несущих определенный объем информации (зрительной, слуховой, двигательной) позволяет воспринимать смысловой материал в системном и осмысленном виде. Подобный вид связей И.М. Сеченов назвал ассоциациями.

Таким образом, в основе построения образа в восприятии лежит комплексная и системная реализация внутрианализаторных и межанализаторных связей, обусловливающих целостность, предметность отражаемых явлений.

Восприятия человека обладают рядом особенностей, важнейшее место в которых занимает система вторых сигналов. Учение о второй сигнальной системе разработано И.П. Павловым. Он обнаружил, что сигнальная функция является универсальным компонентом каждого рефлекса, т.е. в рефлексе заключается функция сигнализации об объекте. Разбив рефлекторную деятельность на низшую – регулирующую гомеостаз на допсихическом уровне и высшую – психическую – регулирующую деятельность и поведение, И.П. Павлов выделил и два вида сигналов – нервных и психических. Психические сигналы он подразделил на 1-е – чувственные образы и 2-е – речемыслительные. Вторые сигналы являются как бы «сигналами сигнала», первичным раздражителем является слово, а результатом – речемыслительный образ (знаковый образ). Вторая сигнальная система позволяет:

- воспринимать познаваемую действительность предметно и обозначать ее словесным сигналами;

- придает восприятию человека произвольный (осознаваемый) характер;

- связывает процессы восприятия человека с активностью его личности.

Хорошо иллюстрируют такие особенности восприятия человека опыты А.А. Бодалева, в которых он представлял портрет одного и того же человека двум различным группам студентов. Представляя портрет одной группе студентов, он характеризовал его как известного ученого, другой – как преступника. Восприятие одного и того же человека (его лица) разными группами студентов было совершенно различным. Вторая группа выделяла в нем черты преступной личности, а первая яркие черты прогрессивного деятеля. Этот пример свидетельствует о большой роли 2-й сигнальной системы в процессе восприятия, который существует только у человека.

Восприятие, как и ощущение всегда сопряжено с действием, движением. Более того, восприятие можно считать моторным процессом в целом. Движение руки, ощупывающей предмет, глаза – исследующего объект, гортани – воспроизводящей слышимый звук происходят по принципиально единой схеме. В своих работах этот факт неоднократно подчеркивал еще И.М. Сеченов.

На примере зрительного восприятия видно, какое множество движений совершает при этом глаз, как сильно связано восприятие с действием, являющимся его неотъемлемым компонентом. Познавательные движения глаза в точности повторяют движения руки в процессе активного осязания и состоят из двух этапов:

1. Этапа поисковых, установочных и корректирующих движений. Эти движения организуют процесс восприятия, определяют его область и сферу познания.

2. Само восприятие происходит на этапе гностических движений (формирующих образ восприятия). Гностические движения определяют пространственно-временные характеристики воспринимаемого объекта, соотносят его с фоновыми характеристиками и вычленяют его контур, сдвиги кривизны, пропорции, форму и, наконец, адекватную его идентификацию. Такой процесс становления образа восприятия в психологии называют перцептогенезом. Фазовая динамика перцептогенеза представляет собой поэтапно реализующийся переход от менее сложного образа к более сложному, более информационно емкому, наиболее адекватно отражающему свойства окружающей нас действительности. В многообразии гностических движений выделяют микродвижения и макродвижения – своеобразные прослеживающие, плавные, сглаженные – позволяющие отслеживать перемещение объекта в пространстве и саккадические – быстрые, скачкообразные – фиксирующие изменения кривизны, контура объекта и его качества.

Если исключить из восприятия двигательный момент (остановить движение глазного яблока, например), то восприятие прекратится.

Познавательные процессы восприятия имеют свои особенности, проявляющиеся в свойствах (закономерностях).

Закономерности восприятия проявляются:

1. В предметности восприятия. Она заключается в том, что воспринимаемый объект осознается нами как объективно существующий, находящийся вне нас, вне пространства анализатора. Свойство предметности реализуется в предметной деятельности, регулируя и ориентируя человека в системе отношений к действительности, и подтверждается практикой. Метая копье, мы осознаем этот предмет как находящийся в пространстве вне нас.

2. В целостностивосприятия, которая выражается в единстве воспринимаемых частей структуры объекта. Компоненты целого могут восприниматься в различной комбинации, последовательности, но интегративная композиция целого объекта в восприятии остается. Спортивный поединок воспринимается нами как целостное действие, а не частями его зрительных, звуковых, эмоциональных и других компонентов. Целостный образ складывается в результате процесса обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах объекта восприятия.

3. В константности восприятия. Это свойство определяет постоянство воспринимаемого объекта (в пределах определенного диапазона восприятия) при изменяющихся условиях восприятия. Например, при различной удаленности, угле зрения, освещенности, температурном режиме и прочих условиях восприятия мы воспринимаем величину, форму объекта постоянной. Воспринимаем постоянно (константно) цвет объекта и с близкого и с удаленного расстояния.

4. В осмысленности восприятия, которое выражается в том, что воспринимаемый объект или явление всегда имеет смысловое содержание, значение, а значит, связано с нашим мышлением и опосредовано им. Сознательно воспринимать объект – значит мысленно назвать его, обозначить, отнести к определенному классу и обобщить его в слове.

5. В избирательностивосприятия, то есть в зависимости от субъективных, личностных особенностей человека, от его позиций в воспринимаемой ситуации. Так, например, спортивный поединок по-разному будут воспринимать зритель, игрок и судья. Поэтому судейство в таких видах спорта как фигурное катание, бокс, гимнастика будет всегда опираться на субъективные отношения судей и их оценки. Избирательность восприятия во многом зависит от жизненного опыта субъекта, его интересов, знаний, ориентаций и называется апперцепцией.

Так восприятие одного и того же явления различными людьми может быть противоположным, что в полной мере относится и к восприятию в спортивной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: