Частота представленности клинических форм девиантного поведения при различных его типах (В.Д. Менделевич, 2001)

  Делинквент- ный тип Аддиктив- ный тип Пато- характе- рологический тип Психопато- логический тип На базе гиперспособ- ностей
Агрессия *** * **** **  
Аутоагрессия   * **** **  
Злоупотребелнение веществами   **** *** ** *
Нарушения пищевого поведения   * *** **  
Аномалии сексуального поведения * ** **** *** *
Сверхценные психологические увлечения   ** ***   ***
Сверхценные психопатологические увлечения     *** ****  
Характерологические реакции * * **** ** *
Коммуникативные девиации * ** *** *** *
Безнравственное и аморальное поведение **** * * *  
Неэстетическое поведение *   *** ** **

ОБОЗНАЧЕНИЯ: **** - данная форма всегда или почти всегда обусловлена данным типом девиантного поведения, *** - часто, ** - иногда, * - редко.

Объяснение отклоняющегося поведения как «защитно-компенсаторного» образования необходимо строить с учетом личности подростков в отношении устойчивости к средовым (социальным) ситуационным воздействиям. Обоснованием этого служит то, что травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, то есть от «личностного смысла» воздействующего стимула. Без учета личностных особенностей, детерминирующих образование смысла, мы не можем адекватно определить не только интенсивность воздействия, его характер, но и сам факт существования критической ситуации. Однако роль личности не должна ограничиваться выполнением функции смыслового опосредования, так как переживание критической ситуации может трансформировать буквально все психические структуры и процессы личности, вплоть до ядерных - глубинных образований и самого «Я» субъекта.

Девиантное поведение подростков, как результат их «выхода» из критической ситуации, приобретает для них определенный смысл; подростки ищут смысл в искусственном возбуждении себя, вступают в различные группировки или становятся «независимыми и самостоятельными», демонстрируя реакции оппозиции, протеста, эмансипации и т.п.

Возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается как переживанием его самого, так и ситуации в целом, что приводит к трансформации личности. Таким образом, психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы трансформацией его личности, коренящейся в критической ситуации существования, посредством её переживания.

В качестве основных сфер возникновения критических ситуаций у подростков с девиантным поведением были выявлены: сверстники, семья, школа, внутренний мир, милиция [72]. Каждая из этих сфер содержит критические события, входящие в её состав.

«Семья»: противоречия, ссоры с родителями; конфликты с братом или сестрой; ссоры между родителями, между родителями и родственниками.

«Школа»: неуспеваемость в школе характерна; неприятности с учителями; разногласия между родителями и учителями.

«Внутренний мир»: переживание (сожаление) из-за того, что сделал или собирался сделать; неприятные внутренние переживания.

«Милиция»: характерны конфликты с милицией.

Наиболее характерными для подростков с девиантным поведением являются следующие проблемы:

● разочарование, что не сбылись надежды, и уверенность в неизбежности новых неудач, делающие невыносимым дальнейшее возбуждение и требования со стороны окружающих; вызывают ощущение бессилия, сопровождающиеся беспокойством, раздражением, причиняющие острую боль;

● неудовлетворенность эмоционально значимых потребностей, сопровождающаяся тревогой, недовольством, ведущая к стрессу;

● недостаток близости и сочувствия в отношениях с людьми, сопровождающийся упадком жизненных сил, возбуждением и нетерпимостью к любым требованиям окружающих, вызывает тревогу;

● ощущение бессилия, причиняющее острую душевную боль, вызывает беспокойство и раздражение к любым требованиям в отношении своих возможностей;

● проблема, связанная с деятельностью подростка, за достижения в которой он хочет, чтобы его ценили и уважали;

● разочарование в своих возможностях управлять ходом событий, приводящее к тому, что подросток чувствует себя непонятым, «сбитым с толку». Это вызывает ощущение бессилия, беспокойства, тревоги.

В качестве копинг-стратегий, используемых подростками с отклоняющимся поведением, выступают: отказ от участия в происходящем, ограждение себя, замыкание в себе, осмотрительность; высокомерное, вызывающее отношение к окружающим; бегство в иллюзорный, искусственный мир, в котором все приближается к тому, что хотелось бы видеть; отказ от борьбы и поиск устойчивой и безопасной обстановки.

Анализ стратегий совладающего поведения подростков - девиантов позволяет выделить ряд защитных интрапсихических механизмов, лежащих в их основе. Ими являются механизмы замещения и / или сублимации; защитная поведенческая стратегия отдаления (отделения), сущность которой составляют защитные автоматизмы изоляции и отрицания; перцептивная защита, в основе которой заключена парциальная перцепция и компенсация; а также отказ, отступление, уход, избегание.

Копинг-стратегии подростков с отклоняющимся поведением можно охарактеризовать как псевдоадаптивное дисфункциональное и пассивное дезадаптивное копинг-поведение (по Н.А. Сироте, 1994). При этом используются пассивные и активные копинг-стратегии с преобладанием первых, а также предполагается исход в виде дезадаптации и социальной изоляции.

Стратегии совладающего поведения, закрепляясь в виде одного из возможных способов реализации копинг-поведения, могут выступать как стилевые защитные автоматизмы психологической защиты. Стилевые защитные автоматизмы представляют собой относительно постоянную на длительных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого человека систему внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на «снятие» конфликта в сфере самосознания, для обеспечения позитивного отношения к своему «Я» (Е.Т. Соколова, В.В. Николаева, 1995).

В основе стилевых защитных автоматизмов лежит индивидуальный «стиль переживания», определяемый как часто повторяющиеся и постепенно отрабатываемые способы помощи себе при конфликтах. Внутри них лежат специфические приемы переработки информации, соответствующие возможностям личности, предохраняющие от наиболее серьезных для неё последствий. Индивидуальный стиль переживания приводит к субъективному ощущению ослабления конфликтов (И.М. Никольская, Р.М. Грановская, 2000). Однако необходимо отметить, что субъективное ослабление конфликта может не означать его позитивного разрешения или элиминирования вообще. Неадаптивные пассивные дисфункциональные копинг-стратегии, закрепляясь в виде стилевых защитных автоматизмов, могут представлять защитно-компенсаторные образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: