Если раньше политика была исключительно делом государства, то в современном мире круг политических субъектов значительно расширился. Политика дошла практически до каждого человека. Теперь все мы можем оценить положение дел в стране, заявить о своих потребностях, желаниях и высказать мнение, что следует в обществе изменить.
Формы нашей политической деятельности могут быть, разными, и они определены нормами права: от участия в выборах, демонстрациях, митингах, шествиях до акций мирного неповиновения. Понятно, что практически мы занимаемся политикой от случая к случаю. Но интересоваться ею мы должны ежедневно. Мы, люди, - существа сознательные, и нам не все равно, как мы живем сейчас и будем жить в будущем. Тем людям, которые, бравируя, заявляют, что они политикой не интересуются и не занимаются, можно только посочувствовать и привести слова одного известного политического деятеля, ставшие крылатыми: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами».
Однако есть два политических субъекта, которые занимаются политикой профессионально, поскольку исключительно политика составляет суть всей их деятельности. Это государство (в лице государственных органов) и политические партии. Именно результаты их деятельности мы испытываем на себе. Порой они оказывают негативное воздействие на общество, ломая судьбы многих и многих людей. Можно ли держать под контролем эти две политические силы с помощью права? В древности государство было единственной политической силой. Вселенная древним жителям представлялась государством, которым правят боги. Особо почитался у многих народов бог неба (или бог солнца) и бог грозы. Роли двух главных богов были совершенно различны. Бог неба отдавал приказы о повиновении. Но даже древние знали, что не существует гарантий автоматического исполнения приказов, исходящих с небес. Отсюда важность бога, принуждающего к исполнению, карающего за неисполнение.
|
|
Таким образом, суть государства осознавалась еще в древности: оно организует жизнь людей и обеспечивает порядок. Итак, власть и сила, без которых невозможно существование никакого порядка, будь то на небесах или на земле. Как видим, в руках государства имеются исключительно мощные инструменты.
Власть как право требовать повиновения людей независимо от того, соответствует ли оно их желаниям или нет, отличается тремя коварными и опасными свойствами
1) стремлением к самовозрастанию и концентрации (вспомним, как сильно отличалась власть Сталина начальной стадии его правления от его власти нa завершающей стадии);
2) приданием себе неприкосновенности, возвеличивания и даже увековечивания (вот откуда идут заявления правителей, что они были бы рады передать власть или не выставлять свою кандидатуру на выборах, если бы видели достойного претендента);
|
|
3) стремлением к ужесточению, авторитарности, неоправданному применению силы.
И дело здесь не в «хороших» и «плохих» людях, стоящих у власти, а в особенности самой власти: самоутверждение обеспечивает власти уверенность и прочность, без которых она теряет силу и динамизм в разрешении социальных вопросов.
На пути самовозрастания и ожесточения власти основным препятствием, способным погасить эти опасные ее свойства, является право, наряду с моралью и развитой духовностью граждан. Укажем на правовые нормы, ограничивающие государственную власть.
1. Источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ). Это означает, что государственные органы, через которые народ осуществляет свою власть и которые для этого наделяются соответствующими полномочиями, должны знать его потребности и чаяния, а в своей деятельности руководствоваться интересами народа. Не народ существует для государства, а государство существует для народа.
2. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум (ст. 3 Конституции РФ). Понятно, что это не означает, что при всяком неудовольствии народа действиями власти организуется референдум. Мы знаем, что это дорогая и продолжительная процедура. Но по принципиальным вопросам власть должна спрашивать мнение народа и не пытаться брать их решение на себя, тем более не убеждать себя в том, что народ не готов к обдумыванию таких серьезных вопросов. При этом власти никогда не стоит забывать, что за все решения (эффективные и неэффективные) приходится расплачиваться народу, налогоплательщикам.
3. Основные государственные органы формируются путем, свободных выборов (ст. 3 Конституции РФ). Президент, Федеральное Собрание, главы и парламенты субъектов Федерации - государственные органы, от которых напрямую зависит государственная политика, - избираются гражданами. Выборы - это способ придания легальности или законности власти, от которой во многом зависит авторитет власти. Если власть захвачена незаконным путем, например путем путча, переворота, то прочно она чувствовать себя не может, поскольку люди сомневаются в ее правомерности, не склонны ей верить и беспрекословно выполнять ее распоряжения. Отсюда чрезмерное использование силы принуждения властью, которая не имеет под собой юридической основы.
4. Государственная власть осуществляется основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Речь идет о распределении полномочий между раз-личными видами государственных органов и о невмешательстве их в дела друг друга. Это очень важное правовое положение позволяет обеспечивать контроль за действиями ветвей власти и не допустить произвола с их стороны. Присвоение властных полномочий преследуется по закону.
5. Местные вопросы жизни людей разрешаются ими самими, без участия государственной власти (ст. 3 Конституции РФ). Провозглашение разъединения государственной и муниципальной властей было сделано в России совсем недавно, в 90-х гг. XX в., но реализовать на деле удалось еще не все. Тем не менее это правовое установление является важным ограничителем власти: оно сужает объем государственной власти, гарантирует свободу гражданам разрешать вопросы, в которых они информированы более, чем кто-либо, и которые касаются только их. Местные вопросы (сеть магазинов, общественного питания, коммунальное обслуживание, благоустройство дворов и др.) затрагивают повседневную жизнь, и от их разрешения во многом зависит качество жизни.
|
|
6. Устройство Российского государства основано на принципе федерализма (ст. 5 Конституции РФ). Это означает, что, хотя система государственной власти едина, осуществляется разграничение предметов ведения между центром и субъектами Федерации. Ст. 71 Конституции РФ очерчивает круг полномочий центральной власти, а ст. 72 — власти субъектов Федерации. Если бы такого разграничения не было, то центральная власть, как наиболее сильная, легко могла бы поглотить зону власти субъектов Федерации и обеспечить себе самовозрастание и концентрацию,
7. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Задача государства состоит в том, чтобы действовать в интересах граждан, признавать, соблюдать и защищать их пра ва и свободы. Однако на практике власть далеко не всегда об этом помнит, зачастую действует по своим каналам, и гражданам приходится отстаивать свои права и свободы. Вместе с тем если государственные органы и должностные лица будут знать, что всякий раз их неправомерным действиям будет дан отпор (с помощью либо СМИ, либо правоохранительных органов и т. д.), у них постепенно возникнет привыкание к праву.
8. Государственные служащие не имеют права заниматься другой оплачиваемой деятельностью, в том числе и предпринимательской (ст. 11 Закона об основах государственной службы). Исключение делается только для педагогической, научной и иной творческой деятельности. Действительно, если чиновник является одновременно и членом совета директоров какой-нибудь коммерческой фирмы, ему трудно отказать своей фирме в получении лицензии (даже если для этого у нее нет оснований), трудно не дать ей кредит из фондов государства (хотя, возможно, есть более достойные претенденты), трудно не закрыть глаза на недоплату налогов и т. п.