Обращаясь к нашему законодательству, мы встречаемся в нем с институтом давности только с 1755 г., когда издан был Манифест 17 марта, предписывавший подвергать вечному забвению все преступления, не сделавшиеся гласными в течение 10 лет с момента совершения их, т.е. на дела уголовные перенесен общий срок гражданской давности. Но и ранее этого памятника институт давности путем обычая применялся в нашей судебной практике.
Проект 1813 г., удерживая этот 10-летний срок для всех видов давности, ввел еще другое условие: «чтобы преступник во все сие время не учинил другой вины»; следовательно, давность по нему погашает наказание в силу предположения об исправлении виновного [8].
При рассмотрении проекта в Государственном совете положено было сделать в нем некоторые изменения, а именно: за преступления тяжкие, облагаемые каторжными работами, увеличить срок давности до 20 лет; наказания за государственные преступления (по предложению графа Потоцкого) решено не погашать вовсе давностью, уменьшая лишь наказание на одну степень, если со времени совершения такого преступления прошло не менее 20 лет; для всех прочих преступлений оставлен десятилетний срок давности. Эти предположения хотя не получили силы закона, но легли в основание дальнейших законодательных работ и оказали несомненное влияние на составление проекта уложения 1845 г.
|
|
Проект этот необходимым условием давности ставил, чтобы виновный во все время течения давностного срока не совершил такого же или более тяжкого преступления. В преступлениях, наказываемых смертной казнью или каторгой, давность (15-летняя) рассматривалась как обстоятельство, смягчающее наказание, но не отменяющее его. Во всех других случаях срок давности сравнительно с проектом 1813 г. сокращался и ставился в соответствии с величиной наказания, назначенного законом за совершение преступления. При окончательном рассмотрении проекта в Государственном совете предположенное условие исправления (отсутствие рецидива) не принято; давность как обстоятельство, смягчающее наказание, установлена не для всех преступлений, наказываемых смертной казнью и каторгой, а только для некоторых государственных преступлений и отцеубийства (20-летняя — вместо 15-летней проекта, Улож. ст. 161); сроки давности, погашающей наказание, несколько изменены. Устав о наказаниях 1864 г. и затем устав о печати 1865 г. внесли в этот вопрос несколько изменений, касающихся величины давностных сроков.
Наше законодательство знает только один вид давности — давность преследования, и не знает давности приговора, за исключением только проступков частных (159 Улож.). Профессор Кистяковский высказывает иное мнение, основываясь на ст. 163 Уложения, которая гласит: «Вина судей и других чиновников, изобличенных в неприведении в надлежащее исполнение вошедших в законную силу судебных решений или же в неучинении нужных по установленному порядку распоряжений об объявлении сих решений и посылке следующих по оным указам, покрывается давностью в таком лишь случае, если прошло десять лет со времени, в которое решение, чрез неисполнение оного, потеряло свою силу».
|
|
Из текста этой статьи Кистяковский заключает, что если по вине судей решение не исполнено, то оно теряет силу, раз прошла 10-летняя давность, без отношения к тяжести и продолжительности наказания. «Само собой разумеется, — говорит он, — что десятилетняя давность, погашая в этом случае вину судей и чиновников, погашает вместе с тем и наказуемость лиц, которые подлежали наказанию по судебному решению» (стр. 735 курса). Статья 163, однако, имеет в виду судебные решения по делам гражданским, а не уголовные приговоры.
Но есть в нашем законодательстве действительно случай давности приговора именно по делам о частных преступлениях, которые подлежат ведению и рассмотрению суда не иначе, как по жалобе потерпевшего. Наказание за такие преступления по ст. 159 «отменяется за давностью и во всех случаях, когда принесший жалобу оставит потом дело без хождения в продолжение всего определенного в ст. 158, смотря по свойству преступления или проступка, времени». При этом безразлично, оставит ли проситель хождение до постановления приговора или после него[9].
Итак, по общему правилу наше законодательство знает только один вид давности — давность преследования. Этот вид давности слагается: а) из безгласности преступного события, т.е. неизвестности самого факта преступления, и б) безгласности лица, т.е. неоткрытия действительного виновника, несмотря на произведенное расследование о преступном событии. При этом по нашему законодательству не требуется наличности в данном случае обоих условии давности; достаточно одной давности происшествия или одной давности личности для прекращения дела в уголовном порядке.
Безгласность события означает необнаружение преступления в течение определенного промежутка времени. Под органами, перед которыми должно быть преступление обнаружено, Уложение (ст. 158), примыкая к прежнему процессуальному строю, понимает не только суд, но и полицию; однако с изменением процесса это правило должно быть почитаемо отмененным, и об обнаружении преступления может быть ныне речь только в смысле известности о нем судебной власти; мнение это принято судебной практикой) хотя в ней иногда высказываются и противоположные взгляды.
Ввиду того что по-прежнему нашему процессуальному законодательству многие судебные функции исполнялись не судебными, а административными органами, этот момент обнаружения события является у нас недостаточно оттененным.
Безгласность лица состоит в том, что виновник преступления в течение определенного промежутка времени не был обнаружен, причем с моментом обнаружения его прекращается течение давности, и возобновиться она ни в каком случае не может. Но когда этот момент должен быть признаваем? Если даже устранить вопрос о полицейском обнаружении, то все-таки остается вопрос: с какого судебного действия начинается судебное обнаружение личности виновника? В нашей литературе это понятие спорно. Одни говорят, что обнаружением виновника должно считать всякое действие правительственной власти, которым лицо привлекается к ответственности за определенное преступное деяние; сюда относится как привлечение виновного к следствию и суду, так и всякое действие полицейских властей по снятию опроса, производству дознания и т.п.
|
|
Другое мнение (Неклюдова) указывает, что об обнаружении виновного только тогда может быть речь, когда предварительным следствием собрано достаточно доказательств, чтобы считать данное лицо виновником совершенного деяния, а об этом свидетельствует принятие против подозреваемого мер пресечения способов уклоняться от следствия и суда, ибо по закону такие меры принимаются только при наличности основательных улик против него; поэтому, раз такие меры приняты, давность прерывается и виновный признается обнаруженным; но пока они не приняты, течение давности продолжается.
Достоинство этого мнения заключается в том, что оно точно указывает момент процесса, с которого наступает обнаружение виновности; но и самые меры пресечения принимаются именно для содействия предварительному следствию, для собирания данных, на основании которых должен быть решен вопрос о виновности; поэтому с равным правом можно считать обнаружением момент предания суду, который у мирового судьи соответствует моменту принятия дела к производству; отнесение момента обнаружения к моменту предания суду подтверждается и ст. 24 и 542 Уст. уг., согласно которым прекращенное предварительное следствие или прекращенное производство не препятствуют течению давностного срока. Посредствующее мнение принадлежит г. Саблеру, который считает виновного обнаруженным с того момента, когда судебной (а не полицейской) власти становится известным, что он, а не кто иной совершил данное преступление.
Но это мнение неопределенно; оно не указывает в точности, к какому моменту процесса оно должно быть отнесено, оно не указывает объективного критерия для распознавания искомого признака и таким образом широко открывает дверь произволу. Наша кассационная практика придвигает момент обнаружения виновности к тому действию, которое направляется не только судом, но и полицией против определенного лица, причем не нужно ожидать принятия мер пресечения, «так как принятие или непринятие подобных мер зависит от усмотрения следователя и от строгости угрожающего подсудимому наказания»[10].
|
|
Необнаружение сенат отличает от медленности производства, которой не придает значения обстоятельства, погашающего наказание. Устав о наказаниях кроме необнаружения проступка и наравне с ним говорит об отсутствии в те же сроки какого-нибудь по ним производства (ст. 21); это постановление могло бы послужить основой для развития давности процессуальной в смысле продолжительности судебного разбора, чего, однако, нашей доктриной и практикой не сделано и особенность Устава о наказаниях оставлена без внимания.
По делам частным давность определяется не моментом обнаружения, а моментом хождения по делу; но и это понятие не пояснено.
Таким образом, существенный недостаток нашего законодательства состоит в крайней неопределительности постановлений его и в отсутствии точных указаний окончательного момента времени, устанавливаемого им для давности; это произошло от несогласования его с процессуальным действующим строем, введенным значительно позже Уложения. Постановления его о безгласности события совершенно лишние, потому что и при гласности его давность может течь. Ясное понятие предъявления обвинения суду заменяется им в высшей степени неточным понятием обнаружения властью преступного события или виновника его, причем не указывается ни власть, перед которой должно иметь место такое обнаружение, ни то, в чем состоит самое обнаружение.
Что касается затем начального момента давности, то он в давности процессуальной совпадает с фактом, устанавливающим право уголовного преследования, т.е. с учинением преступного деяния; поэтому:
1) в преступных деяниях совершившихся давность начинается с момента совершения, независимо от наступления дальнейших результатов;
2) в преступных деяниях недовершенных давность начинается с последнего наказуемого акта, виновным учиненного[11];
3) в преступных деяниях продолжаемых, из многих отдельных наказуемых актов состоящих, давность для каждого такого акта течет отдельно и начинается с момента учинения каждого наказуемого акта;
4) напротив, в преступных деяниях длящихся, состоящих из одного преступного акта, но растянутого во времени (дезертирство, бродяжество), давность начинается с момента прекращения преступной деятельности. Наше законодательство говорит о непогашаемости таких деяний давностью (ст. 162 Улож.), исходя, очевидно, из предположения, что ко времени обнаружения они еще не прекратились;
5) при преступных упущениях давность равным образом начинается с момента, когда должна была быть выполненной данная обязанность, т.е. так же с момента учинення преступления; наконец,
6) при участии нескольких лиц давность для участников определяется давностью зачинщиков или главных виновников (160 Улож.).