Структура ожидания

  КОМПОНЕНТЫ
Цель Действия Я Действия Другого Условия
УРОВНИ Минимальный Минимал. цель Минимум, что я сделаю Минимум, что Он должен сделать Минимал. условия
Реальный Реальная цель Что я буду делать Что Он должен сделать Необходим. условия
Идеальный Идеальная цель Что я хотел бы сделать Хотелось бы, чтобы Он это сделал Желаемые условия

4. Формирование ожидания (осознанность)

С возрастом человек накапливает опыт жизненных ситуаций, который, трансформируясь в набор социальных стереотипов, позволяет делать выбор поведения, не утруждая себя «интеллектуальными муками», а действовать по привычке (по опыту) – установка.

В привычных, ежедневных ситуациях сознание практически не фиксирует наличие ожидания. Как не фиксирует движение руки с ложкой во время обеда. То, что ожидание в этих ситуациях существует, проявляется только в случае его расхождения с реальностью.

В сложных ситуациях (высока ценность цели, неопределенность результата или необычность самой ситуации) ожидание является более детальным. Такая детализация имеет двоякое следствие:

С одной стороны, детальная проработка в воображении предстоящей ситуации необходима нам, т.к. снижает тревожность субъекта, создавая ощущение предсказуемости (часто иллюзорное).

С другой стороны, препятствует импровизации (ситуативной реакции), т.к. выступает в роли некой программы поведения.

В этих условиях, чем меньше точной информации о ситуации, тем выше вероятность построения ошибочного ожидания, и, соответственно, поведения.

Итак, неудовлетворенность возникает в случае рассогласования реальных ожиданий и ситуации. Но понятие «реальность» по отношению к ожиданию является исключительно субъективным! Т.е. мы сами определяем ожидание как реальное.

Эта закономерность имеет большое значение, т.к. в качестве субъективного «реального ожидания» иногда выступают завышенные ожидания, близкие к идеальным.

Почему это происходит? Среди причин завышения ожидания выделяют две группы: объективные причины и субъективные причины.

В качестве основной объективной причины (не зависящий от конкретного клиента) завышения ожиданий выступает так называемая «спираль ожиданий и восприятии». В основе этой закономерности лежит процесс адаптации, а суть ее в следующем: если достигнутый уровень обслуживания стал уже общим стандартом, запросы клиентов возрастают.

Другими словами: реальный уровень ожиданий становится минимальным, идеальный – реальным, и формируется новый идеальный уровень. (То, что было вчера конкурентным преимуществом, сегодня – обычное явление).

Вторая объективная причина – «идеализация ожидания клиентов». Эта закономерность заключается в том, что при недостатке информации, клиент ее «додумывает» в более благоприятном для себя направлении. Таким образом, реальное ожидание дополняется компонентами идеального, что приводит к завышению реального ожидания. Например, «мы выполним услугу быстро». «Быстро» - это как скоро? Для РКЗ «быстро» месяц, а для клиента – неделя. То же с понятиями «близко», «качественно», «красиво» и другими предикатами.

Субъективные причины завышения ожиданий более разнообразны. Основные из них следующие:

· Преднамеренный обман (при рекламе, в ходе презентации и т.п.)

· Не полное раскрытие фактов (например, только «+»)

· Переоценка сотрудником своих возможностей, или возможностей фирмы (добросовестный обман).

Почему возможны субъективные причины завышения ожиданий? Прежде всего потому, что человек стремится к минимизации своих затрат (потребность в безопасности), и как следствие, склонен к иллюзорному переложению этих затрат на сервисную службу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: