Практическое задание 3

Определите стиль конфликтного поведения Татьяны Васильевны. Какие методы она применила?

Определите, какие факторы учитывала учительница при выборе данного стиля и методов.

При каких условиях данная тактика могла привести к негативным последствиям, к каким именно?

Ситуация. Это было в 11 классе. Я стала систематически прогуливать уроки. Моя классная руководительница неоднократно проводила со мной индивидуальные беседы, но все ее убеждения не изменили моего поведения. Тогда Татьяна Васильевна (моя классная) прибегла, как я считаю, к крайнему методу. На этот раз она решила ударить по моему самолюбию. В начале урока, когда собрался весь класс, Татьяна Васильевна назвала меня двоечницей и прогульщицей, при этом описала ситуацию так, что это вызвало смех в классе. Я очень обиделась на классную. У меня пропали все остатки желания учиться. Но в конце урока у меня с Татьяной Васильевной произошел разговор, в котором она объяснила свое поведение на уроке тем, что, как я сама понимаю, положение было безвыходным. Конфликт был улажен. Между нами восстановлены уважительные отношения. Учеба пошла на поправку и к концу года я достигла блестящих результатов.

Практическое задание 4.

Предложите учителям и директору методы воздействия на «рэкетиров». Обоснуйте их целесообразность.

Ситуация. В школе появился «рэкет»: старшеклассники отбирали у малышей булочки в столовой, требовали отдать им карманные деньги, в случае отказа – били. О сложившейся ситуации узнали учителя и директор школы...

Практическое задание 5.

Предложите учителю стратегию и тактику дальнейшего поведения в описанной ситуации. Дайте обоснование своим предложениям.

Ситуация. Саша прогулял более половины уроков черчения, не сдал ни одной практической работы. На последнем уроке в учебном году учительница объявляет, что ставит Саше за год по черчению «2». Саша в ответ называет учительницу нецензурным словом и добавляет: «Куда ты денешься, все равно поставишь «3».

Тема 8. Разрешение педагогических конфликтов

Вопросы для обсуждения

1. Способы завершения педагогических конфликтов.

2. Психология конструктивной критики.

3. Формы критических замечаний.

4. Технологии переговорного процесса.

5. Участие третьей стороны в разрешении педагогических конфликтов.

Терминологический тезаурус: способы завершения конфликтов, разрешение, урегулирование, затухание, устранение конфликта, метод «мозгового штурма», метод эвристических вопросов, метод инверсии, метод эмпатии, синектика, метод многомерных матриц.

Вопросы для самопроверки

1. Какие способы завершения конфликта можно наблюдать в школе?

2. В каких педагогических ситуациях являются оптимальными следующие формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение?

3. Для решения каких конфликтов в школе возможно применение технологии переговоров? Как можно организовать такие переговоры? Попробуйте разработать модель переговоров для разрешения конкретного конфликта и представьте ее на занятии.

4. Кто может выступать третьей стороной в конфликте «учитель – ученик(и)»; «учитель – родитель(и)»; «ученик(и) – ученик(и)»?

5. Должен ли учитель вмешиваться в конфликты между учащимися? Если да, то в какой форме?

6. Какова роль администрации школы в разрешении конфликтов «учитель – ученик(и)», «учитель – родитель(и)»; «ученик(и) – ученик(и)»? Обязательно ли ее вмешательство?

Литература: [10], [16], [19], [27], [29], [33],[36], [37], [38].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: