1. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М., 1966.
2. Фрадкин И.М. Бертольт Брехт. Путь и метод. – М., 1965.
Семинар № 3. Притчи Франца Кафки
1. Творчество Ф.Кафки в контексте культуры ХХ века: жизнь и творчество Кафки; Кафка и абсурдизм.
2. Жанровая природа малых произведений Ф.Кафки: понятие притчи; анализ черт притчи в произведениях Кафки «Деревья», «Проходящие мимо», «Мост» и др.; трансформация притчевых черт в произведениях Кафки. Понятие параболы.
3. Черты стиля Ф.Кафки: способы воссоздания обыденности абсурда, проблемы перевода Кафки на русский язык.
Тематика рефератов, сообщений, докладов
1. Художественный мир Ф.Кафки и понятие «кафкианство».
2. Кафка и литература ХХ века.
3. Роман «Процесс»: семантика названия, проблема вины и наказания.
4. «Превращение»: идея отчуждения личности и принципы создания образа Грегора Замзы.
Критические работы
Затонский Д.В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М., 1972.
Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. – Н.Новгород, 1996.
|
|
Семинар № 4. Своеобразие сатиры в антиутопии О.Хаксли «Дивный новый мир»
1. Место романа «О дивный новый мир» в творчестве О.Хаксли.
2. Смысл заглавия, роль и значение шекспировских аллюзий в романе, функция эпиграфа.
3. Содержание и художественные приемы разрешения конфликта в романе.
4. Мир большой (социум) в романе: цели, законы, принципы, ценности этого мира. Художественные приемы изображения «эры Форда» в романе.
5. Мир малый в произведении: система действующих лиц и принципы ее формирования. Истоки образа Дикаря и его функция в романе.
6. Ирония и сатира в романе. Особенности жанровой природы языка.
Тематика рефератов, докладов, сообщений
1. Путь О.Хаксли к роману «О дивный новый мир».
2. Дальнейшая эволюция антиутопических структур в творчестве О.Хаксли («Обезьяна и сущность», «Остров» и др.).
3. Антиутопия О.Хаксли на фоне (в контексте) английской утопической литературы (от Т.Мора до Г.Уэллса)
4. Романы Е.Замятина «Мы» и О.Хаксли «О дивный новый мир»: типологические схождения и различия.