Опрос слушателей по теме предыдущего занятия, пройденному материалу

- Вопросы контроля:
1. Вопрос Рассказать об основных способах спасения людей.
2. Вопрос Рассказать о путях эвакуации.
3. Вопрос Рассказать об основных средствах, используемых для спасения.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ занятия..................................................... «75» минут.

Изложение нового материала темы:

1. Вопрос Понятие о боевом развертывании подразделений на пожаре. Этапы боевого развертывания. Действия пожарных при боевом развертывании. Требования к прокладке рукавных линий Выбор путей прокладки рукавных линий, защита их от повреждений. Создание запаса рукавов. Выбор места установки разветвлений, пожарных лестниц и другого пожарно- технического оборудования в зависимости отобстановки на пожаре. «50»минут.
2. Вопрос Правила охраны труда при боевом развертывании. «25»минут.
   
   
   

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

п/п Учебные вопросы Время, мин. Методические указания
I II III IV
1. Понятие о боевом развертывании подразделений на пожаре. Этапы боевого развертывания. Действия пожарных при боевом развертывании. Требования к прокладке рукавных линий. Выбор путей прокладки рукавных линий, защита их от повреждений. Создание запаса рукавов. Выбор места установки разветвлений, пожарных лестниц и другого пожарно-технического оборудования в зависимости от обстановки на пожаре. Боевое развертывание -действие личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных автомобилей в состояние готовности к выполнению задач по тушению пожаров. Боевое развертывание включает в себя следующие этапы: - подготовка к боевому развертыванию; - предварительное боевое развертывание; - полное боевое развертывание. Выполнение того или иного этапа зависит от полноты сведений об обстановке на пожаре и решающего направления в действиях подразделений. Принятый этап боевого развертывания должен соответствовать результатам оценки обстановки на пожаре на данный момент времени и выполняться рациональным и экономичным способом. Подготовка к боевому развертываниюпроводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара), одновременно с разведкой пожара по указанию РТП (если направление ведения боевых действий неизвестно). При этом выполняются следующие работы: - установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние (заполняет насос водой); - открепление необходимого пожарно-технического вооружения; - присоединение рукавных линий со стволом к напорному патрубку насоса (если подготовка к развертыванию осуществляется без установки автомобиля на водоисточник), если иное не установлено РТП. Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП. После подготовки к развертыванию личный состав находится у автомобиля, ожидая команды для дальнейших действий. Подготовка к развертыванию может проводиться как с установкой автоцистерны на водоисточник, как правило второе отделение если на пожар прибыл караул в составе двух отделений, и без установки автомобиля на водоисточник когда к месту вызова прибывает одно отделение. Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий или получено указание РТП. Предварительное развертывание можетпроводиться после подготовки к развертыванию или сразу по прибытию на пожар по указанию РТП, если по внешним признакам пожара можно определить направление прокладки магистральных рукавных линий (или когда это направление указано лицом, выделенным для встречи пожарных подразделений). При проведении предварительного боевого развертывания: - выполняют действия, предусмотренные подготовкой к боевому развертыванию; - прокладывают магистральные рукавные линии; - устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение. Полное боевое развертывание на месте вызова (пожара) производится по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих средств. Оно производится после подготовки к боевому развертыванию и предварительного боевого развертывания или сразу по прибытию на пожар, если обстановка ясна (подразделению поставлена задача). При этом ствольщики выходят на позиции кратчайшими и безопасными путями, используя для этого лестничные клетки зданий, пожарные лестницы и подъемники, вскрывая и разбирая конструкции. При полном боевом развертывании: - выполняют действия, предусмотренные предварительным боевым развертыванием; - определяют позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии; - заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии. Автомобили и ПТВ размещаются при полном боевом развертывании таким образом, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств, сосредоточению сил и средств на участках тушения, а также уличному движению. При подаче команды личному составу на проведение полного боевого развертывания указывается водоисточник, направление и способ прокладки рукавных линий, место установки разветвления, количество и вид стволов, позиции ствольщиков, место установки пожарных лестниц, если их необходимо использовать при тушении. Боевое развертывание от первой, прибывшей на место пожара автоцистерны, осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении. Боевое развертывание от других пожарных машин проводят согласно инструкциям по их эксплуатации и рекомендациям (указаниям) по тушению пожаров. При боевом развертывании и последующих действиях для обеспечения безопасности участников тушения пожара, возможности маневра прибывающей пожарной техники, установки резервной пожарной техники могут быть проведены необходимые действия по эвакуации транспортных средств, ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия могут выполнять личный состав в порядке, определяемом РТП. При прокладке рукавных линий необходимо: - выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества; - обеспечивать их сохранность и защиту от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек; - устанавливать разветвления вне проезжей части дорог; - создавать запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении боевых действий и для замены. Учитывая что, тактико-технические данные основных пожарных автомобилей значительно шире физических возможностей боевых расчетов, а уровень механизации трудоемких работ, связанных с боевым развертыванием подразделений недостаточный, в гарнизонах применяют различные приемы использования основных пожарных автомобилей и взаимодействия между номерами расчетов в отделениях и между ними. Поэтому РТП, отдавая распоряжение на боевое развертывание, должен правильно расставить силы и средства с учетом объема предстоящей работы и времени, необходимой на выполнение той или иной операции. Период боевого развертывания подразделений на пожаре от начала боевого развертывания первого подразделения до окончания последнего составляет продолжительность ввода сил и средств на тушение пожара. Скорость боевого развертывания зависит от условий обстановки на пожаре, физической натренированности, тактической и психологической подготовки л\с, а также от их количества в боевом расчете, типов и видов вводимых стволов, места их введения, способов и приемов боевого развертывания, удаленность противопожарного водоснабжения. Скорость боевого развертывания во многом зависит и от рационального размещения на автомобилях пожарно-технического оборудования, что в значительной степени облегчает трудоемкость проведения работ, сокращает временные показатели боевого развертывания, высвобождает личный состав. Поэтому в некоторых гарнизонах большое внимание уделяется внедрению рационализаторских предложений по данному вопросу. В практике работы пожарных подразделений существуют способы боевого развертывания: ручной, механизированный, комбинированный. Естественно, что наиболее эффективным являются механизированный способы развертывания, однако он еще недостаточно разработан, поэтому относительно редко применяется на практике. Чаще всего применяется комбинированный способ боевого развертывания. Основным показателем боевого развертывания является скорость прокладки рукавных линий. Она зависит от приемов их прокладки, которые можно разделить на две группы: - боевое развертывание по горизонтальным поверхностям. Например, приемы прокладки магистральных линий из скаток, из гармошки или с помощью рукавных катушек и автомобилей; - боевое развертывание по вертикали. Например, приемы прокладки рукавных линий по маршам лестниц, между маршами, из скаток сверху вниз, подъем линий с использованием спасательных веревок, автолестниц, коленчатых подъемников и др. Время боевого развертывания во многом зависит от оптимальности его схемы. В основу боевого развертывания может быть положен принцип выбора насосно-рукавной системы, позволяющей обеспечить необходимую подачу огнетушащих веществ на наибольшее расстояние или на наибольшую высоту за короткое время. Согласно этому принципу любая схема подачи огнетушащих веществ, если она не рассчитана на максимальную подачу насоса, должна быть выполнена так, чтобы имелось возможность, например, путем присоединения второй магистральной линии к насосу или рабочей линии к разветвлению, увеличить пропускную способность схемы до максимальной. Схема боевого развертывания должна обеспечить необходимый напор огнетушащих средств у насадка ручных стволов - 4 атм., лафетных ствола и пеногенераторов - 6 атм. Для определения оптимальных насосно-рукавных схем необходимо знать: - тип и расход вводимых стволов на тушение и защиту; - высоту отметок позиций ствольщиков; - характеристику рельефа местности, прилегающей к месту пожара; - расстояние от водоисточников до места введения стволов; - характеристики водоисточников; - тактико-технические данные пожарных автомобилей. Пример:Определить предельное расстояние по подаче на тушение одного ствола «А» (dн=19мм) и двух стволов «Б» (dн=13мм), если напор у стволов 40 м (4атм.), магистральная линия их прорезиненных рукавов диаметром 77 мм., напор на насосе автомобиля 90 м. без учета рельефа местности и высоты подъема стволов. Предельное расстояние определяется по формуле Нн - (Нпр+Zм + Zпр) 90 - 50 Lпр = ------------------------------- 20 = --------------- 20 = 240м S Q 0,015 14,8 где: Нн - напор на насосе пожарного автомобиля; Нпр - напор на спрыске ствола и учетом падения напора на разветвлении; Zм - высота подъема местности; Zпр - высота подъема стволов; S - сопротивление в одном рукаве; Q - суммарный расход воды; Для определения напора на насосе для простоты расчетов на практике используют оперативные данные: - потери напора в магистральной линии на 100 м - 1 атм; - потери напора на разветвлении - 1 атм; - потери напора на 10 м высоты - 1 атм. Технические характеристики напорных рукавов, вывозимых на пожарных автомобилях
Внутренний диаметр рукава,мм Емкость рукава длиной 20м,л. Сопротивление одного рукава длиной 20м Пропускная способность прорезин. рукава по воде
Прорезин. непрорезин.
    0,13 0,034 0,015 0,00046 0,24 0,077 0,03 10,2 17,1 23,3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: