№1. Многие профессии предъявляют особые требования к вниманию.
Умеешь ли ты заниматься делом, требующим длительного сосредоточения, или быстро устаешь от этого? Умеешь ли ты выполнять несколько дел сразу, как Юлий Цезарь? Способен ли быстро переключаться с одного вида деятельности на другой или, бросив всего один взгляд на несколько предметов, правильно перечислить их и описать? Если нет — ничего страшного, эти качества развиваются.
Для тренировки переключения внимания используй эту таблицу.
Если за 15 минут найдешь числа по порядку от 1 до 90, у тебя хорошее внимание, ты умеешь быстро переключаться.
№2. Определение устойчивости внимания (длительность удержания внимания на чём-либо, сопротивляемость внимания утомляемости и отвлечению).
С помощью волевого усилия удержать восприятие рассмотренного выше рисунка только в одном положении: видеть только усечённую пирамиду, приближающуюся к тебе, или только уходящую внутрь, удаляющуюся от тебя.
№3. Определение объёма внимания — наблюдательности (количество объектов, которые человек может одновременно и отчётливо воспринимать).
Посмотри на рисунок в течение 1 секунды. Постарайся запомнить всё, что увидишь на нём.
Закрой рисунок и запиши, какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны в каждую фигуру. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свои записи и подсчитай:
a) сколько фигур ты правильно запомнил ________________________________________________________
b) сколько цифр ты правильно воспринял ________________________________________________________
c) сколько цифр ты правильно вписал в фигуры __________________________________________________
Объём твоего внимания равен сумме ответов по всем трём позициям __________________________________
№4. Определение особенности распределения внимания (умение одновременно делать несколько дел).
Попроси кого-нибудь засечь время, в течение которого ты называешь по порядку цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произноси 1, пиши 20; произноси 2, пиши 19 и т.д.
После выполнения задания 2.2. и заданий преподавателя запиши вывод об особенностях своего внимания в «Психологическую карту личности».