Работа с текстом. На основании предложений Комитета ООН по правам ребенка наиболее актуальным и значимым на современном этапе является создание механизма реальной защиты

На основании предложений Комитета ООН по правам ребенка наиболее актуальным и значимым на современном этапе является создание механизма реальной защиты детства с введением института уполномоченного по правам ребенка; координация усилий органов государственного управления, государственных органов и общественных объединений в создании условий для улучшения положения детей, обеспечения их прав и интересов.

Воспитательная работа в учреждениях профессионального образования по профилактике девиаций у подростков включает воспитание гражданских и нравственных качеств личности, социальной ответственности; социально-педагогическую поддержку учащейся молодежи; создание условий для реализации творческого потенциала каждого учащегося; педагогическое сопровождение семейного воспитания; формирование навыков здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Одной из самых острых и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступности среди молодежи. Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что в сферы преступности втягиваются несовершеннолетние, молодежь. В структуре преступлений, совершаемых учащимися учреждений профессионального образования, преобладают кражи, грабежи, хулиганство, которые совершаются преимущественно во дворах, подъездах, гаражах. В структуре корыстных преступлений преобладает угон автомобильного транспорта, кражи ценностей и телефонов. В последнее время появился новый вид преступлений, совершаемых учащимися – это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и информационной безопасностью.

Трудновоспитуемость – это сознательное или бессознательное сопротивление воспитанника целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.

В учреждении профессионального образования необходимо создать условия, обеспечивающие понижение уровня криминализации и наркотизации среди учащихся. Для реализации этой цели необходимо формировать психологический иммунитет у учащихся к совершению правонарушений и преступлений, к потреблению психоактивных веществ, пьянству и курению. Важно защищать социально-правовые интересы учащихся, создавать условия для реализации их творческой индивидуальности.

Причины возникновения

девиантного поведения у подростков

Возрастные кризисы у человека обычно возникают при переходе из одного физического или психического возраста в другой. Возрастные кризисы необходимы для нормального поступательного развития личности и влекут за собой преобразования в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. То есть, любой кризис несёт в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Разрушение прежних интересов, негативизм, оппозиционность – лишь способы, которыми ребёнок создаёт новую мораль и систему ценностей. От того, как взрослые отреагируют на негативные проявления, во многом будет зависеть качество изменений, происходящих с ребёнком. Нельзя не замечать наиболее опасные негативные проявления, поскольку они могут закрепиться и развиться, но нельзя и “перегибать палку” в излишней строгости и тотальном контроле: это может привести также к закреплению негативных проявлений и патологическим изменениям характера.

Процессы развития детей школьного возраста можно условно подразделить на два этапа: младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет) и старший школьный возраст (от 10-11 лет до 16-17 лет). Как правило, второй этап подразделяется на подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет) и ранний юношеский (от 13-14 до 16-17 лет).

Общей причиной кризисов при переходе от одного этапа к другому является несоответствие уровня развития личности реальным возможностям ребёнка (в деятельности, общении, эмоционально – волевой сфере).

Кризис при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися с взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием.

Известны различные классификации подросткового возраста. Например, А.Гезелл составил следующую классификацию и периодизацию подросткового возраста:

– 10 лет – ребёнок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности.

– 11 лет – начинается перестройка организма, ребёнок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая, смена настроения, ссоры со сверстниками, бунты против родителей.

– 12 лет – отношение к миру становится более позитивным, растёт автономия подростка от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главная черта этого возраста – разумность, чувство юмора, терпимость, инициатива, забота о своей внешности и интерес к представителям противоположного пола.

– 13 лет – обращение внутрь себя, интровертность, самокритичность, критическое отношение к родителям и друзьям.

– 14 лет – интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы.

– 15 лет – новообразованием является дух независимости, который способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряжёнными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.

– 16 лет – наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, увеличивается самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремлённость в будущее.

В.Клайн выделил следующие типы юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта:

– Он просто “валяет дурака”. Этоподросток, поведение которого изобилует шалостями (поздние приходы домой, обман, школьные прогулы).

– Враг родителей. Причины плохого поведения кроются в одном или двух родителях. С течением времени детская враждебность по отношению к родителям перерастает в настоящую войну.

– Испорченный ребёнок. Такого ребёнка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. В интеллектуальном и в эмоциональном развитии у него нет отклонений, но для такого ребенка характерны контактны с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребёнок вырос в неблагополучной семье и теперь он живёт по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им.

– Органик. Это ребёнок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. У него нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью этих детей часто дразнят или мучают сверстники, так как они не такие как все и очень часто кажутся беззащитными.

– Психотики. Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли.

– Дурное семя. Для них характерны правонарушения в течение всей жизни. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто ещё в дошкольные годы. Обычно такой ребёнок постоянно совершает асоциальные поступки, не смотря на наказания. Его не останавливает страх, и всё дело в том, что он не в состоянии усвоить правила порядочного поведения. Он никого не может любить по настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведомы чувства стыда и вины.

Итак, исследования в отечественной и зарубежной психологии и педагогики дают возможность судить о следующих причинах, приводящих к девиантному поведению подростков:

– взаимоотношение с родителями, педагогами, другими взрослыми;

– взаимоотношение с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

– формирование жизненных ориентиров, идеалов, “кумиров”, ценностей;

– внутреннее (“психологическое”) одиночество;

– поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

– поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

– обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;

– переживание собственной неудачливости, проблемности;

– отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;

– неорганизованность;

– зависимость от других, низкая сила своего “Я”;

– трудности в обучении;

– отсутствие адекватных способов поведения в трудных ситуациях;

– трудный характер, обидчивость, агрессивность, расторможенность;

– отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или “защитника”;

– чувство вины, “стыда” за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уваженя к родителям.

Воспитание подростка с отклоняющимся поведением совершается только на основе активности самого подростка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Главное – добиваться от подростка ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку, базирующуюся на основе нравственных ценностей.

Педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы подростка, определять, что является для него главным.

В процессе воспитания подростков, склонных к девиантному поведению, необходимо формировать

– в интеллектуальной сфере: объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях, моральных идеалах, принципах, нормах поведения;

– в ценностно-смысловых образованиях: стремление к идеалу, правдивость, нравственные установки; смысл жизни; сознательное отношение к своим обязанностям;

– в мотивационной сфере: социально значимые интересы;

– в эмоциональной сфере: чувства жалости, сопереживания, благодарности, стыда, любви к себе и другим;

– в волевой сфере: мужество, смелость, принципиальность в отставании нравственных идеалов, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическую устойчивость;

– в сфере саморегуляции: совестливость, самокритичность, умения осуществлять самооценку, самоконтроль, рефлексию;

– в предметно-практической сфере: привычку совершать нравственные поступки;

– в экзистенциальной сфере: сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию (забота о красоте тела, речи, души).

Таким образом, уровень развития всех сфер личности определяет границы воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности.

В процессе воспитания подростков с девиантным поведением, необходимо, наряду с принципами гуманистического воспитания, учитывать также и следующие принципы:

– Принцип ориентации на позитив в поведении и характере подростка (А.С.Макаренко). Требует рассмотрения подростка, как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которой является гуманность. Педагог должен видеть в воспитаннике, прежде всего, лучшее, что будет являться основой для формирования позитивных качеств личности. При этом важно постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам подростка, доверие к нему, формирование веры в возможность достижения поставленных задач, уважительное отношение к подростку, защита его интересов. – Принцип социальной адекватности воспитания. Этот принцип требует соответствия содержания, методов и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание. Важно учитывать особенности социального окружения подростка, координировать взаимодействие социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка, корректировать воспринимаемую подростком разнообразную информацию (в том числе информацию средств массовых коммуникаций).

– Принцип индивидуализации. Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого подростка на основе учета индивидуальных качеств личности. Важно выявление причин девиантности, определение особенностей включения подростка в различные виды деятельности, раскрытие потенциала личности как в учебной, так и во внеучебной работе. Предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия. Необходимо проводить мониторинг изменений индивидуальных качеств подростка.

– Принцип социального закаливания подростка. Принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Важно включать подростка в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях. Необходимо учитывать следующие правила: проблемы отношений подростков надо решать с ними, а не за них; не только радость, но и страдания и переживания воспитывают человека; волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

Система профилактики

преступности несовершеннолетних

Повышение эффективности профилактики правонарушений среди подростков зависит от скоординированных действий родителей, системы образования, а также органов правопорядка.

Профилактика правонарушений – социально-правовая деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных объединений и отдельных граждан по выявлению, устранению либо нейтрализации причин и условий правонарушений и оказанию корректирующего воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений.

Основными целями профилактики правонарушений среди несовершеннолетних является научно обоснованная коррекционная работа по изменению деформированного нравственного и правового сознания подростков, их отрицательных жизненных установок посредством воздействия на причины и обстоятельства, обуславливающие совершение правонарушений, и через формирование навыков устойчивого законопослушного поведения.

Государственные учреждения, общественные институты и, осуществляемые ими, профилактические меры в совокупности образуют систему профилактики (предупреждения) правонарушений среди несовершеннолетних.

К субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних относятся все государственные (например, правоохранительные органы) и общественные институты (например, культурно-воспитательные, спортивные учреждения, молодёжные организации), формирования граждан, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности, исполнительные комитеты, обеспечивающие на своей территории соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка.

Центром организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних на местах являются комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). В их состав входят представители многих заинтересованных ведомств и организаций. Практическая деятельность КДН ведётся по следующим направлениям:

1. Разработка, реализация и координация мероприятий, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

2. Осуществление контроля за условиями воспитания и содержания детей и подростков в различных учебно-воспитательных учреждениях; за соблюдением администрацией предприятий и организаций режима и условий работы несовершеннолетних; за организацией свободного времени несовершеннолетних по месту жительства.

Профилактика правонарушений обеспечивается инспекциями по делам несовершеннолетних (ИНД) посредством:

– применения официального предостережения родителей или лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и имеющих антиобщественное поведение;

– доставки в органы внутренних дел подростков в установленном порядке, совершивших правонарушения, применения к ним официального предостережения о недопустимости антиобщественного поведения.

Приёмники-распределители функционируют для оказания помощи детям и подросткам, самовольно оставивших семью в возрасте от 16 до 18 лет, подросткам, личность которых не установлена, подросткам, совершивших в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасные действия при необходимости их немедленной изоляции и т.д.

Специальная школа (спецшкола) – закрытое учебное заведение для детей и подростков в возрасте от 11 до 14 лет, совершивших общественно опасные действия и нуждающиеся в перевоспитании в условиях особого педагогического режима. В специальную школу несовершеннолетние направляются по решению суда, где могут содержаться до достижения 15 лет. Спецшкола является учебно-воспитательным учреждением системы Министерства образования Республики Беларусь.

Специальное профессионально-техническое училище относятся к системе Министерства образования Республики Беларусь. В специальное профессионально-техническое училище направляются по решению суда несовершеннолетние (с целью коррекции их поведения и социальной реабилитации в особых педагогических условиях), совершившие общественно опасные поступки или нарушившие правила общественного порядка в возрасте от 14 до 18 лет. В спецучилище осуществляется режимная служба (ограничение свободного выхода подростков за пределы территории спецучилища; повышенную ответственность учащихся за свои поступки; создание условий безопасного нахождения учащихся в спецучилище; соблюдение прав и законных интересов подростков, оказание им медицинской, социально-педагогической, психологической и другой помощи).

Итак, профилактическая деятельность в Республике Беларусь осуществляется на различных уровнях и направлениях. КНД как специальный субъект профилактики относится к органам исполнительной власти, ИНД – к органам Министерства внутренних дел, специальные школы и специальные училища – к Министерству образования. Взаимодействие всех субъектов профилактики, их скоординированность в действиях достигается путём разработки совместных планов работы.

Совместная работа учреждения образования,

семьи, общественности

Основным условием эффективности профилактики противоправного поведения подростков является гуманизация отношений в семье, учреждении образования, межличностном общении подростков.

Проблемы подростка должны решаться совместно с его семьей, при этом необходимо уважать каждого из членов семьи и устанавливать доверительный контакт с ними. Часто обнаруживается то, что родители не умеют воспитывать своих детей. Иногда самые «примерные и благополучные» дети могут неприятно удивлять своим поведением взрослых. На родительских собраниях и конференциях педагогам важно помочь родителям в выборе правильного пути в воспитании подростков.

Программа профилактики правонарушений и преступлений должна носить комплексный характер и обеспечивать социальную поддержку подросткам, помощь в их социальной адаптации, привитие культурно-нравственных норм и ценностей.

Одним из значимых факторов, ведущих к совершению правонарушающих действий несовершеннолетними, является проблема латентности преступности, отсутствия у подростков необходимых навыков гражданской ответственности и правовой культуры. Поэтому сегодня широкое распространение получило правовое воспитание и формирование у подростков гражданской ответственности. Основные этапы этого процесса:

1. Информационный. На этом этапе отбирается необходимая информация и выбираются оптимальные методы, формы и средства для ее присвоения подростками.

2. Активно-деятельностный. На этом этапе организуется деятельность подростков в интерактивной (игровой) форме по решению социальных проблем и разработке социальных проектов.

Основным способом профилактики противоправного поведения долгое время считается организация свободного времени подростков. Поэтому педагогам важно организовывать секции, кружки, специальные клубы и ученические сообщества для реализации подростками своей потребности в общении.

Следующей формой данного вида деятельности является организация групповой работы в интерактивных формах по специальным программам, имитирующим реальные жизненные ситуации, что даёт подростку возможность на личном опыте проработать ситуацию выбора и принятия ответственного решения. Данная работа имеет также диагностический характер, так как в процессе подобного вида деятельности педагог может наблюдать каждого подростка в небольшой группе в активной деятельности по реализации общения и отношений.

Доказано, что для повышения эффективности деятельности образовательного учреждения необходимо наличие самоуправления. Самоуправление есть система самостоятельных и совместных действий педагогического, ученического и административного составов учреждения образования с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Эта система должна имитировать реальные общественные отношения ответственности за совершённые антиобщественные поступки.

Важная роль в воспитании принадлежит самому человеку. Человек рождается со способностью к развитию, но он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества. Человек сам способен этот опыт приобретать в процессе планирования, самоконтроля, саморегуляции, самонаблюдения, самоанализа, самоубеждения и т.д. Осуществляя самовоспитание, у человека возникают механизмы, помогающие ему приобретать знания, навыки, умения, отношения и совершать творческую деятельность сознательно и самостоятельно.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно.

Благодаря самовоспитанию, человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое социальное существо, несмотря на интегрированность, слитность его с обществом.

Правила общения с подростками

При общении с подростками, соблюдайте следующие правила:

1. Не противопоставляйте учащихся друг другу.

2. Не ругайте при всей группе, говорите чаще наедине.

3. Замечайте даже маленькие успехи воспитанника.

4. Называйте всех по именам.

5. Изучайте качества каждой личности.

6. Определяйте мотивы поведения.

7. Изучайте интересы воспитанников.

8. Учите анализировать прожитое время и планировать будущее.

9. Начинайте беседу с дружеского тона.

10. Проявляйте искренний интерес.

11. Начинайте диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

12. Старайтесь в процессе общения инициативу держать в своих руках.

13. Применяйте педагогическую импровизацию.

14. Не критикуйте во время беседы других людей.

15. Будьте хорошим слушателем.

16. Помогайте воспитаннику почувствовать свою значимость.

17. Избегайте ненужных споров.

18. Убеждайте, а не приказывайте.

19. Уважайте мнение других.

20. Не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

21. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.

22. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.

23. Будьте строгим, но добрым.

24. Улыбайтесь.

Тренинг

как эффективный метод профилактики девиаций молодежи

Обсуждение актуальных для подростков проблем предлагаем провести в рамках тренинга. В процессе проведения тренинга обеспечивается мыслительная, двигательная, вербальная активность подростков. При проведении тренинга можно обсуждать конкретные ситуации, которые возникают с учащимися на учебных занятиях, дома, на улице. Важно организовывать работу учащихся в командах на основе дискуссий и диалога.

Проведение тренингов эффективно, так как человек запоминает 10% того, что читал, 20% того, что слышал, 30% того, что видел, 70% того, что говорил, 90% того, что делал сам.

Принципы проведения тренинга:

– Принцип активности. В тренинге участники вовлекаются в специально разработанные действия. Активность возрастает в том случае, если каждый может включиться в действия в любой момент.

– Принцип творчества. В ходе тренинга участники осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, а также свои личные ресурсы, возможности и особенности. Тренер должен проектировать и организовывать такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознавать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними. Во время тренинга должна создаваться ситуация неопределенности.

– Принцип партнерства. Необходимо учитывать интересы, чувства и эмоции каждого из участников.

Основные этапы проведения тренинга:

1 Диагностический этап (на каком этапе по сплоченности находится группа, состав группы: пол, возраст).

2 Организационный этап. Обсуждение регламента работы.

3 Выбор упражнения. Выбирая упражнение, тренер прогнозирует следующее: как изменится состояние группы как целого; как изменится состояние каждого из участников группы в отдельности; будет ли получен материал для дальнейшего развития.

4 Содержание работы – инструкция. Эффективность упражнения во многом зависит от ясности, лаконичности инструкции. Не следует перегружать её деталями, излишними пояснениями. Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения. Приступать к выполнению упражнения следует только тогда, когда тренер убедится в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать.

5 Остановка и обсуждение. Упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигнет максимума. Характер обсуждения упражнения, вопросы тренера после его завершения будут зависеть от того, на что оно было направлено.

6 Рефлексия. Последним этапом в проведении тренинга должна стать рефлексия, то есть самоанализ, самооценка своей деятельности, фиксирование изменения своего состояния и определение причин этого изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: