Отклонение

как вещь есть сущность, а слово — нечто случайное, вещь — это тело, а слово—одежда, вещь — зерно, а слово — кора и шелуха. Следовательно, то и другое нужно предоставлять человеческому уму одновременно, но сперва — вещь, как объект не только познания, но и речи.

16. (2). Затем при самом изучении языков превратно поступали в том отношении, что начинали не с какого-либо автора или умело подготов­ленного словаря, а с грамматики, тогда как и авторы (как по-своему и словари) обеспечивают материал языка, слова; грамматика же прибав­ляет только форму, законы словообразования, порядок их расположения и сочетания (согласования).

17. (3). В-третьих, в круге наук или в энциклопедиях повсюду пред­посылают искусство, а науки и знания заставляют следовать за ними издали, ^ между тем как эти последние обучают вещам, а первые — формам вещей.

18. (4). Наконец, правила предпосылают абстрактно и затем только их разъясняют приводимыми примерами, хотя свет должен предшество­вать теме, что освещает.

Исправление. 19. Отсюда вытекает, что для коренного исправ-

ления метода необходимо:

I. Подготовлять книги и все другие учебные пособия;

II. Развивать ум ранее языка;

III. Никакого языка не изучать из грамматики, а каждый язык сле­дует изучать из подходящих произведений писателей;

IV. Реальные учебные предметы предпосылать формальным;

V. Примеры предпосылать правилам.

Материал делается годным для восприятия формы.

Основоположение III

20. Природа избирает для своего воз­действия подходящий предмет пли, по крайней мере, сперва надлежащим образом его подготовляет, чтобы он стал подходящим. Например, птица кладет в гнездо, на котором ей надо сидеть, не что угодно, но такой предмет, из которого можно было бы высидеть птенца, т. е. яГщп. Пели попадется камень пли что-либо другое, птица выбрасывает его как бесполезную вещь. Затем, высиживая яйцо, она до тех пор его согревает, поворачивает, дает форму заключенной в яйце материи, пока оно не станет готовым для вылупливания птенца.

Подражание. ^'' Гак> а!>х"тект"Р- срубив возможно лучшие дерет,я, высушивает их, обрубает, распиливает, за­тем Нмфавпниает площадь для nocipofiKii, очищает ее. закладывает новый фхндамепт пли так восстанавливает и укрепляет старый, чтобы он стал npiirn;:.ii!.!M для возведення па нем постройки.

22. Таким же образом художник, имея недостаточно хорошее полотно пли грунт для красок, прежде всего старается сделать их возможно лучшими, выскабливая, выглаживая и всячески подготавливая их для удобного пользования.

Отклонение.

23. Так садовник: 1) выбирает самый' здоровьГй отводок плодо­носного дерева; 2) переносит его в сад и умело сажает в землю; 3) однако, пока не увидит, что он пустил корень, не обременяет его привитием нового черенка; 4) прежде чем привить новый черепок, отрезает прежние веточки, мало того, удаляет пилою в некоторых местах часть самого ствола, чтобы никакая часть сока не могла утечь куда-нибудь в другое место, кроме как для питания привитого черенка.

24. Против этого основного положения грешили в школах не столько тем, что туда принимали ту­пых и глупых (так как по нашему плану нужно допускать всю молодежь), сколько тем, что:

I. Эти молодые растеньица не переносили в питомники, т. е. не вве­ряли всецело школам, чтобы те, из кого нужно сделать людей, не выпу­скались из мастерской до полного оформления.

II. В большинстве случаев зародыши наук, нравственности и благо­честия пытались привить ранее, чем самый отводок пустит корни, т. е. прежде чем была пробуждена любовь к учению у тех, в которых не зажгла этой любви сама природа.

III. Не очищали молодые деревца или отростки перед посадкой, так как не освобождали души от ненужных занятий, умело удерживая их дисциплиной и приучая к порядку.

25. На основании этого:

Исправление. j Всякий, кого отдают в школу, пусть остается в ней до конца.

II. Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учени­ков должны быть к этому подготовлены. (О чем полнее в следующей главе, основоположение II.)

III. Все, препятствующее ученикам, должно быть от них устранено. Ведь совершенно бесполезно давать правила, если предварительно не установить всего, что мешает правилам, говорит Сенека. Но и об этом в следующей главе.

Основоположение IV

Вес образуется отдельно, а не смешанно.

26. Природа не смешивает своих дей­ствий, выполняет их по отдельности, в о пределе и н ом порядке.

Например, когда природа создает птенца, то в одно

время формирует кости, кровеносные сосуды, нервы, в другое — плотные мускулы, в третье — покрывает кожей и опять в особое время одевает перьями и, наконец, учит летать и пр.

27. Закладывая фундамент, архитектор одновре­менно с этим не выводит стен, а тем более не по­крывает здания крышей, а каждое из этих дел делает в свое время и на своем месте. «

28. Так, художник не рисует сразу двадцати или тридцати изобра­жений, но направляет свое внимание на одно; хотя он, быть может, в свободные промежутки времени и подготавливает другие картины или

Подражание.

занимается каким-либо иным делом, однако только одна из картин являет­ся у него основной.

29. Равным образом садовник не сажает несколько отростков вместе, а поодиночке, чтобы самому не запутаться п не повредить делу природы. 30. В школах же царила путаница. Многое одно-

Уклонение.

временно навязывалось ученикам, например латин-

ская и греческая грамматика, а быть может, еще риторика и портика, и чему еще только не учили! Ведь кому не известно, что в классических школах в течение целого дня, почти на каждом уроке, меняется материал занятий и упражнении. Что же, спрашиваю я, считать путаницей, если не это? Это похоже па то, как если" бы сапожник взялся шить сразу шесть или семь сапогов и то брал бы в руки, то откладывал бы в сторону один сапог за другим. Или если бы пекарь то сажал различные хлебы в печь, то вынимал; так что каждому хлебу пришлось бы по многу раз то по­падать в печь, то быть вынутым. Кто же поступает настолько бессмыслен­но? Сапожник раньше чем не окончит один сапог, к другому даже не прикасается; хлебопек не сажает в печь других хлебов ранее, чем испе­кутся уже посаженные хлебы.

Исправление 31. Будем же подражать им. Ради всего святого

умоляю вас принимать меры к тому, чтобы при изучении грамматики не вмешивать диалектику, а в то время, когда ум занят диалектикой, не впутывать риторику, и, когда мы занимаемся ла­тинским языком, греческий нужно отложить. В противном случае пред­меты будут мешать друг другу, так как устремленное на несколько предметов внимание менее сосредоточивается на отдельном предмете. Хоро­шо это знал великий Иосиф Ска л иге р, который, как говорят (быть может, по совету отца), всегда занимался одновременно только одним предметом, направляя на'него все силы своего ума. Благодаря этому он усвоил четырнадцать языков, а искусств и наук — столько, сколько в состоянии вместить человеческий ум, и овладел, казалось, всем этим с большим совершенством, чем те, которые изучали только одну науку. И всякий, кто пробовал идти по тому же пути, пробовал это не напрасно.

32. Итак, пусть н школах будет установлен порядок, при котором уче­ники а одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение V

Сперва внутреннее- 33. Всякое с в о е действие природа

начинает изнутри. Например, у птички

природа формирует сперва не когти, перья или кожу, а внутренности. А наружные части после, в свое время.

34. Так и садовник не прикладывает черенки извне

Подражание. к корс и не прививает их к поверхности дерева, но расщепляет ствол растения до сердцевины н внедряет черенок возможно глубже, хорошо его приспособив, плотно замазывает щели, чтобы сок ни в одном месте не мог вытечь, а впитывался бы во внутренность черенка и всю свою силу отдал бы на его произрастание.

35. Так, дерево, питающееся орошающим его небесным дождем или соком из земли, впитывает эту пищу не через внешний покров коры, а через поры внутренних частей. Поэтому садовник обыкновенно поливает не ветви, а корень. И животное переваривает -пищу для питания не внешними органами, а желудком, который переваренное распространяет по всему телу. Поэтому, если воспитатель юношества таким образом больше всего будет занят корнем знания, то разумная жизненная сила легко перейдет в ствол, т. е. в память, и, наконец, появятся цветы и плоды: свободное пользование языком и опытность в делах.

36. Ошибку делают те наставники, которые хотят

Отклонение. достигнуть образования вверенного им юношества тем, что много диктуют и дают заучивать много на память, без тщатель­ного разъяснения вещей. Точно так же погрешают и те, которые хотят все разъяснить, но не соблюдают меры, не зная, как нежно нужно отрыть корень и ввести ростки наук. Таким образом, они терзадот учеников так же, как если бы кто-нибудь для надреза в растении вместо ножичка пустил бы в ход дубину или колотушку.

37. Итак, на основании сказанного: Исправление. j Нужно образовывать, во-первых, понимание ве-

щей, во-вторых, память и, в-третьих, язык и руки.

II. Учитель должен соблюдать все способы раскрытия познаватель­ных способностей и применять их сообразно обстоятельствам (это мы рассмотрим в следующей главе).

Основоположение VI

Прежде общее. 38. Всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кон­чает наиболее особенным.

Например, намереваясь произвести из яйца птицу, природа не со­здает и не формирует сперва голову, глаз, перо или коготь, а согревает всю массу яйца и движением, вызванным теплотой во всей массе, образует кровеносные жилки, так что возникает уже общее очертание всей птицы (именно то, что должно превратиться в голову, крылья или ноги), и затем только, постепенно развиваются отдельные члены, пока не завершится их полное развитие.

39. Подражая этому, архитектор сперва или в уме

Подражание. ' составляет себе общую идею всего здания, или вырисовывает на бумаге проект, или даже делает деревянную модель и согласно этому закладывает фундамент, затем выводит стены и, наконец, покрывает крышей. И только после этого он заботится о тех второстепен­ных вещах, которыми заканчивается постройка дома: о дверях, окнах, лестницах и пр. Наконец, он присоединяет украшения, картины, скульп­туру, занавеси и пр.

40. Так, художник, желая изобразить лицо человека, не изображает сначала ухо, глаз, нос, рот, а делает только абрис лица (или всего чело­века) грубым углем. Затем, если он видит, что пропорция верна, закреп­ляет эту основу легкой кистью все еще в общей форме. Наконец, обозна-

Отклонение.

чает распределение света и тени и только тогда вырисовывает части тела и раскрашивает их самыми разнообразными красками.

41. Таким образом, скульптор, намереваясь создать статую, берет грубый чурбак, обтесывает его со всех сторон, и притом сначала грубо, затем тоньше, чтобы обрубок передал уже в грубом виде общие очерта­ния изображения; наконец, чрезвычайно тщательно отделывает отдельные члены и покрывает красками.

42. Подобным же образом садовник берет только общий образ дере­ва, т. с. прививной черепок; сколько почек на нем, столько же может вы­расти впоследствии главных ветвей.

43. Отсюда следует, что неправильно будет пре­подавать науки с самого начала со всеми подроб­ностями, вместо того чтобы предпосылать им сперва простой обилии очерк всех знаний. Никому нельзя дать образование на основе одной какой-либо частной науки, независимо от остальных наук.

44. Точно так же плохо учат искусствам, наукам, языкам, если не предпосылают им предварительного элементарного обучения. Так, я помню, было на практике. Только что приступив к диалектике, риторике и метафизике, мы были завалены длинными правилами, даже с коммен­тариями правил и объяснениями комментариев, сличениями авторов и спорными вопросами. Подобным образом нас набивали и латинской грам­матикой со всеми отступлениями, и греческой грамматикой с диа­лектами греческого языка. Мы, несчастные, были ошеломлены, не зная, что кругом нас происходит.

Исправление 45. Средство против этой беспорядочности будет

состоять в следующем:

I. С самого начала юношам, которым нужно дать образование, сле­дует дать основы общего образования, т. е. распределить учебный мате­риал так, чтобы следующие затем занятия, по-видимому, не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний в их частностях. Ведь у дерева, хотя бы оно росло сто лет, не вырастает ни одного сука, но все новые ветви разрастутся от первона­чально выросших суков.

II. Любой язык, любые науки или искусства должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание целого их; затем для более полного изучения их даются прави­ла и примеры, потом сообщаются полные системы с присоединением неправильностей, наконец даются, если это нужно, комментарии. Кто начинает дело с основания, тот не так нуждается в комментариях. Намного позже калдый сам будет в состоянии комментировать лучше.

О с и о в о и о л о ж е и и е VII

4Г>. 11 р и р о д а не д е л а е т с к а ч к о в, а и д е т вне р-е д п о с т е и е н и о. Так, образова­ние птички имеет своп ступени, которые не мопт

быть ни обойдены, ни переставлены, пока птенец, вырвавшись из своей скорлупы, не выйдет наряжу. Когда это произойдет, то мать птенца не

заставляет его немедленно летать и искать корма (так как он еще не в силах это делать), но кормит его сама и, согревая пока собственной теп­лотой, помогает его оперению. Когда он оперился, то не сейчас же она выгоняет его из гнезда для летания, а заставляет постепенно упражняться, сперва расправлять крылья в самом гнезде, затем размахивать ими, под­нимаясь над гнездом, а вскоре пробовать летать и вне гнезда, однако на близком расстоянии, потом перелетать с ветки на ветку, с дерева на дере­во, а там уже с горы на гору; таким образом, наконец, спокойно вверяет, она его небу. И каждая из отдельных этих ступеней требует для себя определенного времени, и не только времени, но и постепенности, и не только постепенности, но и неизменного их порядка.

47. Так подвигается вперед и тот, кто строит дом.

Подражание. qhачинает не с КрЫШИ и не со стен, а с фунда-

мента. Л заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обу­чении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе.

48. Так, садовнику нужно соблюдать постепенность в своих работах: необходимо, говорю я, выбирать корень, выкапывать его, пересаживать, подрезывать, делать надрезы, прививать черенок, замазывать расщелины и пр.; ничего из этого нельзя опустить, ничего нельзя производить ранее другого. И когда все это делается закономерно, в порядке постепенности, то в деле следует удача и едва ли может произойти неудача. Отклонение ^9. Следовательно, получаются явные нелепости, когда учителя не распределяют занятий для себя и учеников таким образом, чтобы одно не только постепенно следовало за другим, но и так, чтобы каждая работа по необходимости заканчива­лась в определенный срок, ибо, не установив задач и средств для их достижения и порядка использования этих средств, легко что-либо про­пустить, извратить, запутать дело. Исправление. 50- А потому, сообразно с этим:

I. Вся совокупность учебных занятий должна быть

тщательно разделена на классы так, чтобы предшествующее всегда от­крывало дорогу последующему и освещало ему путь.

II. Время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, день, час приходилась своя особая работа.

III. Распределение времени и работ необходимо соблюдать точно, чтобы ничто не было пропущено и извращено.

Основоположение VIII

До окончания дела не следует останавливаться.

51. Начав что-либо, природа не оста­навливаете я, н о к а н е доведет дело до к о н ц а.

Птица, например, начиная по природному инстинкту высиживать яйца, не прекращает этого, пока не выведутся птенцы. Если бы она перестала сидеть хотя бы несколько часов, остывший зародыш погиб бы. Даже когда птенцы выведутся, птица не перестает их согревать до тех пор,

пока они не окрепнут и не покроются перьями и не будут в состоянии переносить действия воздуха.

52. Так же и художник, начав писать картину,

Подражание. поступит лучше всего, если будет продолжать дело

без перерыва. Ведь тогда и краски лучше согласуются одна с другой и держатся крепче.

53. По Toil же самой причине всего лучше без перерыва доводить до конца строение здания. Иначе солнце, дождь, ветры разрушают работу, и все, что придется прибавить впоследствии, не так прочно держится, сло­вом, вся постройка получает повреждения, трещины и становится не­прочной.

54. Разумно поступает также садовник, когда он, принявшись за насаждение, не прерывает его, пока не завершит дело, иначе с тече­нием времени влага ствола пли черенка высохнет, а тогда засохнет и все растение.

55. Из всего этого ясно, что нельзя без ущерба для

Отклонение. дела отвлекать на другие занятия детей, помещенных на месяцы и годы в школы. Равным образом вредно, когда учитель с учениками берется то за одно, то за другое, не доведя ничего серьёзно до конца. Вредно, наконец, если он не назначает на каждый час определенной задачи и не выполняет ее в положенное время так, чтобы вообще всякий раз было заметно продвижение вперед. Где недостает подобного огня, там все застывает. И недаром советуют ковать железо, пока оно горячо, так как если позволить ему остыть, то излишне бить по нему молотком; не­обходимо будет снова его раскалить, и это повлечет потерю как вре?ле-ни, так и железа: ведь каждый раз, как кладут его в огонь, оно теряет некоторую часть своего вещества.

56. Следовательно:

Исправление. j Отданный в школу ребенок должен оставаться

в ней до тех пор, пока он не станет образованным, нравственным и рели­гиозным человеком.

II. Школа должна находиться в спокойной местности, удаленной от шума и развлечений.

III. То, что предназначено к выполнению в соответствии с предначер­танным планом, должно быть выполнено без всякого перерыва.

IV. Никому, ни под каким 'предлогом не следует позволять пропу-• екать занятия и уклоняться от уроков.

Основоположение IX

Hi/жно избега противоречии.

57. Природа тщательно избег а е т всего противоречивого и вредного. В самом деле, птица, высиживая яйца, охраняет

их от резкого ветра, дождя или града. Она отгоняет змей, хищных

птиц п всех других врагов.

Подражание. 58. Так, архитектор, насколько возможно, сохра-

няет лес, кирпичи, известь в сухом месте п не позволяет разорять или разрушать то, что уже выстроено.

Исправление.

59. Подобным образом художник охраняет только что выполненную картину от холодного ветра, сильного жара, от пыли и от прикосновения руками.-

60. Садовник ограждает молодое растение кольями или плетнем, чтобы не обглодали или не вырвали его козел или заяц.

61. Поэтому неразумно сообщать юношеству в са­мом начале какого-либо занятия нечто противоре­чивое, т. е. возбуждать сомнение в том, что должно быть изучено. Раз­ве это не то же самое, что расшатывать молодое растение, которое со­бирается пустить корпи? Чрезвычайно верно сказал Гуго: «Никогда не познает основания истины тот, кто начнет обучаться с обсуждения спорных вопросов». Так же неразумно, если юношество не охра­няется от безнравственных, ошибочных, запутанных книг, а равно и от дурного товарищества.

62. Итак, нужно заботиться о том, чтобы:

I. Учащиеся не получали никаких других книг, кро­ме тех, которые приняты в соответствующем классе.

II. Эти книги были составлены так, чтобы их по справедливости и заслуженно можно было назвать источниками мудрости, добродетели и благочестия.

III. В школе и вне школы не было терпимо дурное товарищество.

Если все это тщательно соблюдать, то едва ли Заключение. возможно, чтобы школы не достигли своей цели.

Глава XVII Основы легкости обучения и учения

Недостаточно уметь 1- Итак, мы рассмотрели какими средствами вос-

что-нибудь делать, питатель юношества может верно достигнуть своей

нужно стремиться цели. Теперь посмотрим, каким образом те же

к. легкости.Г

самые средства нужно приспособить к врожденным способностям, чтобы можно было применять их легко и приятно. Оснований 2' Но очевидно, что, идя по'стопам природы, обу-

для этого десять. чсние юношества будет происходить легко, если:

I. Приступить к нему своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности.

II. Оно будет протекать с должной подготовкой умов.

III. При обучении будут идти от более общего к более частному.

IV. От более легкого к более трудному.

V. Никто не будет обременен чрезмерным количеством подлежащего изучению материала.

VI. Во всем будут двигаться вперед не спеша.

VII. Умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения.

VIII. Все будет передаваться через посредство внешних чувств.

IX. Для непосредственной пользы.

X. Все постоянно одним и тем же методом.

121 Так, говорю я, следует поступать, чтобы все протекало легко и прият­но. Но последуем теперь по стопам самой природы.

Основоположение I

3. Природа всегда начинает, с устра- Материал. нения негодного.

берется чистый. Птица, например, берет для высиживания только

свежие яйца, содержащие чистейшее вещество; если птенец уже раньше начал формироваться, то напрасно было бы ожидать успеха.

4. Так и архитектор, намереваясь строить здание,

Подражание. нуждается в свободной площади, если же ему

нужно строить на месте прежнего здания, то он должен предварительно его разрушить.

5. Так же и живописец пишет лучше всего на чистой доске. Если же она уже разрисована, или запачкана, или испорчена какой-либо шерохо­ватостью, то сперва её следует вычистить и отполировать.

6. Так и тот, кто хранит драгоценные мази, нуждается в чистых со­судах или, по крайней мере, в тщательно очищенных от находившейся в них раньше жидкости.

7. Так, садовник с наибольшим успехом сажает молодые деревца; если же он сажает уже подросшие, то ему придется сперва освободить их от старых ветвей, чтобы устранить возможность распространения сока в другом направлении. Вот почему Аристотель относит устранение не­нужного к началам вещей, видя невозможность придать материи новую форму, не уничтожив прежней.

8. Отсюда следует, что, во-первых, всего лучше

Отклонение. воспринимают учение мудрости молодые умы, еще не привыкшие отвлекаться к другим занятиям, и чем позже начинается образование, *тем с большим трудом оно продвигается вперед, так как ум уже занят другим. Во-вторых, не может мальчик с пользой для себя одновременно обучаться у многих учителей, так как едва ли возможно, чтобы все придерживались единой формы обучения; следствием этого бы­вает рассеянность в нежных умах и задержка в их развитии. В-третьих, неосмотрительно поступают в том случае, когда, принимаясь за образова­ние более взрослых мальчиков и юношей, не начинают с воспитания благонравия, чтобы, обуздав их страсть, сделать учеников восприимчивы­ми ко всему прочему.Укротители коней сперва обуздывают коня железными удилами и добиваются повиновения, а потом обучают его той или иной поступи. Следовательно, прав Сенека, говоря: «Сперва учись хорошим нра­вам, а потом мудрости, которая без хороших нравов усваивается плохо», и Цицерон: «Нравственная философия подготавливает умы для восприятия посева» и пр.

9. Следовательно,

I. Образование юношества должно начинаться рано. II. У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.

III. По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение II

Материя 10. Природа так располотает мате-

стремится принять рию, чтобы она стремилась к форме.

необходимую форму. Та^ птенец> уже достаточно сформировавшийся в яйце, стремясь к более полному совершенству, начинает сам двигаться и разрывает скорлупу или разбивает ее клювом. А освободившись из заключения, с радостью согревается у матери, охотно питается и жадно раскрывает рот, глотает положенный в него корм, с удовольствием на­правляется к созерцанию неба, радуется упражнению в летании и, не­много спустя, летает, словом, жадно, хотя и постепенно, стремится ко всему, к чему влечет его природное побуждение.

Подражание. 11. Так, садовник считает нужным позаботиться о том, чтобы растение, получив необходимую влагу и жизненную теплоту, благополучно росло.

Отклонение. 12. Плохую поэтому заботу о детях проявляют те, кто насильно принуждает их учиться. В самом деле,

чего надеются этим достигнуть? Если едят без аппетита, вводя при этом все-таки в желудок пищу, то в результате это вызовет только тошноту и рвоту и, по меньшей мере, плохое пищеварение, нездоровье. Напротив, если еда вводится в желудок под влиянием чувства голода, то он воспри­нимает ее с удовольствием, хорошо переваривает и успешно обращает в сок и кровь. Поэтому и говорит И с о к р а т: «Если будешь любить зна­ние, будешь много знать», и Квинтилиан: «Стремление к учению определяется волею, принудить которую нельзя». •Исправление. 13. Итак:

1. Всеми возможными способами нужно воспламе­нить в детях горячее стремление к знанию и к учению.

II. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем что­бы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Каким образом следует пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению? 1. Родителями.

14. Стремление к учению пробуждается и поддер­живается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством.

15. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, по­буждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги,- красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно то­го, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); нако­нец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или малень­ким подарком и пр., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя.

2., Учителями.

16. Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т. п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в свое время придется изучать, оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.

,?. Самой школой, 17. Сама школа должна быть приятным местом, которая должна доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри быть чрезвычайно и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чис- привлекательна „ „

внутри и снаружи тои> УкРашеннои картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, некоторыми эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр (так как у детей этого отнимать нельзя, о чем будет сказано ниже в своем месте), но также небольшой сад, в который иногда следует пускать учеников и предостав­лять возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав. Если дело будет так поставлено, то дети, вероятно, будут посещать школу с не меньшей охотой, чем обыкновенно они посещают ярмарки, где они всегда надеются увидеть и услышать что-либо занимательное. 4 Предметами 18. Привлекают юношество и самые учебные' пред-

преподавания. меты, если они соответствуют возрасту и препо-

даются понятно с присоединениями иногда чего-либо шутливого или менее серьезного, но приятного. Это и значит при-

ятное соединять с полезным.

19. Чтобы пробуждать стремление к знанию, преж-

де всего самый метод по необходимости всегда естественным. должен быть естественным. Ведь все, что естественно, развивается само собой. Нет необходимости заставлять воду течь по наклонной плоскости; удали только плотину или вообще все то, что ее задерживает, — и ты увидишь, что она тотчас потечет. Нет нужды просить птичку улететь — открой только клетку. Нет необходимости принуждать глаз к изящной картине или ухо обращаться к прекрасной мелодии, если только ты предоставишь им это. В таких случаях скорее придется сдерживать их.

Метод должен разум- Чего требует естественный метод, должно быть яс­но сочетать приятное ным из предшествующей главы, равно как и из с полезным. последующих правил. Кроме того, чтобы способности пробуждались самим методом, необходимо

его разумно оживлять и делать приятным именно так, чтобы все, как бы оно ни было серьезно, преподавалось дружеским '"и приятным образом •в форме бесед, состязаний, разгадывания загадок или в форме притч или басен. В своем месте об этом будет сказано полнее.

20. Начальство и попечители школы могут возбуж-

6. Школьным J J

начальством дать усердие -к учению, если сами будут присут-

ствовать на публичных актах (будут ли то упраж­нения в декламации и в диспутах или экзамены и присуждение ученых степеней) и более прилежным будут раздавать похвальные отзывы и награждать их (без лицеприятия) подарками.

Основоположение III

Все из собственных 21. Природа производит все из основ

основ. незначительных по в ел и ч и н е, но м о щ-

ных по своему качеству.

Например то, из чего должна образоваться птица, свертывается в каплю и окружается скорлупой, чтобы ее легко можно было носить в утробе и согревать при высиживании. Однако это по своему качеству содержит в себе всю птицу, потому что потом из заключенной в нем жизненной силы сформируется тело птицы.

Подражание. • 22. Так, дерево какой угодно величины целиком

заключается как в зерне своего плода, так и в че­ренке последнего побега своих ветвей. Таким образом, если последний посадить в землю, то из него благодаря внутренней действующей силе снова вырастет целое дерево.

По азитегъное ^' Обычно против этого основного положения в уклонение. школах свершается величайший.грех. Ведь большинство учителей считают нужным вместо семени сажать растения, а вместо черенков — деревья, так как вместо основных начал навязывают ученикам хаос различных заключений, больше того — даже подлинных текстов. Но как верно то, что мир состоит из четырех элементов (видоизменяющихся только по своим формам), так, несомненно, и научное образование состоит из немногих начал, из которых, если только знать способы их различения, возникает бесконечное множество положений, подобно тому как на дереве из основательно укрепившегося корня могут вырасти сотни ветвей, тысячи листьев, цветов и плодов. Да умилосердится бог над нашим веком и откроет у кого-либо мыслен­ные очи, чтобы тот правильно понял связи вещей и сообщил это дру-гим. А мы, если будет угодно богу, в кратком изложении христианской пансо-фии дадим очерк нашего опыта в той скромной надежде, что бог через других откроет в свое время больше.

24. Отметим между тем три положения: I. Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.

II. Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.

III. Каждое правило должно сопровождаться многочисленными при­мерами, чтобы стало достаточно ясным, как разнообразно его приме­нение...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: