Несмотря на наличие определенных закономерностей в развитии речи, сроки возникновения, темпы и характер ее становления могут быть различными. Указанные особенности на втором и третьем году жизни детей имеют условную возрастную отнесенность. Одни произносят свои первые слова уже в конце первого года жизни, другие — лишь после двух лет. Некоторые задерживаются на этапе произнесения отдельных слов, другие сразу начинают говорить предложениями. Одни рано проявляют себя «вербалистами», другие, несмотря на достаточно сформированную речь, растут «мол-
1 См.: Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.
чунами». Свою лепту в сроки появления речи вносят и генетические факторы. Так, в семье, где один из родителей начал говорить поздно, можно ожидать и более позднего появления активной речи у ребенка. Известно также, что девочки часто начинают говорить раньше, чем мальчики.
Индивидуальные различия в темпах развития речи у детей настолько велики, что нельзя механически, основываясь только на паспортном возрасте ребенка, делать выводы о задержке в развитии. В первой половине раннего возраста самым важным показателем речевого развития является пассивная речь.