Развитие предметной деятельности и познавательной активности

В

области развития предметной деятельности и познава­тельной активности перед педагогами стоят следующие задачи:

• создавать условия для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предмет­ными действиями;

• стимулировать познавательную активность детей, орга­низовывать детское экспериментирование.


192 "I. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


5. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 193



Для решения поставленных задач педагоги должны орга­низовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для самостоятельной деятельности с предметами, обеспечивать новыми впечатлениями.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, иг­рушки, имитирующие их и игрушки, специально предназна­ченные для развития предметных действий.

Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к вариативным движениям и действиям, способст­вует обогащению его чувственного опыта и развитию. Пред­меты, игрушки и материалы должны находиться в свобод­ном доступе, по возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действо­вать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе бы­ло достаточное количество и разнообразие игрушек, чтобы был свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка.

Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использо­вать для развития различных органов чувств и формирова­ния разнообразных умений. Поэтому необходимо, чтобы они, по возможности, были выполнены из разного материала (де­рева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), име­ли разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.

Так, в группе должны быть предметы для выполнения со­относящих действий (вкладыши, матрешки, пирамидки); орудийных действий (совочки и формочки, заводные игруш­ки, сачки, молоточки и колышки); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, коляски, тележки, обручи, кегли); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на мягкую проволоку; веревочки, ленты для наматывания на бобину; крючки, пуговицы, мол­нии для застегивания и др.), конструкторы (кубики, модули, мозаики), игрушки, имитирующие бытовые предметы.

Многие игрушки являются самообучающими, или автоди­дактическими. Они содержат в себе цель действия и сами «подсказывают» ребенку, какого рода действия нужно про-


извести, чтобы ее достигнуть. Это различные составные иг­рушки, которые требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей: фигурные пирамидки, матрешки, вклады­ши, мозаики, разрезные картинки. Они побуждают ребенка подбирать и соединять предметы или их части в соответствии с формой и размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. В случае с фи­гурной пирамидкой, нужно собрать определенный предмет (клоуна, грибок, собачку), соотнеся составные части по фор­ме. При сборке матрешки нужно подбирать половинки оди­наковой величины и совершать действия в определенном порядке — сначала собрать самую маленькую, потом вло­жить ее в большую и т.д. При складывании картинки из час­тей нужно подобрать части так, чтобы получилось изображе­ние предмета.

Однако ребенок не сразу и не всегда самостоятельно овла­девает действиями, требующими соотнесения предметов и их частей, поэтому воспитатель помогает малышу, организует совместную предметную деятельность, которая ни в коей ме­ре не должна навязываться ребенку. Взрослый откликается на просьбу малыша о помощи, подключается к его игре, по­могает преодолеть затруднения, правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выпол­нять действия за ребенка, важно, чтобы малыш научился сам выделять нужные свойства предметов, подбирать и соеди­нять части в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колеч­ко»; «Надо взять другое колечко». Следует, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое. Давай поищем другое, поменьше; как ты думаешь, может быть, это подойдет? Или это? Попробуй, подходит это колечко?» Взрослый поощряет действия ребен­ка, хвалит его.

Следует разумно сочетать совместную деятельность ребен­ка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. Воспитатель должен предлагать ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, выявлять «зону ближайшего развития», создавать условия для овладения более сложны­ми действиями. Организуя совместную деятельность, преж­де всего необходимо заинтересовать малыша, поддерживать

7, 1246


194 III- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


5. Познавательно-речевое развитие ребенка 195



его желание действовать с предметом, не принуждая к точно­му воспроизведению образца действий.

Самостоятельное стремление к достижению правильного результата обычно появляется у детей на третьем году жизни. Ребенок начинает собирать простые конструкции из конструк­тора «Лего», складывать картинки из паззлов и мозаик по заданному образцу, сооружает постройки из кубиков по собст­венному замыслу. Эти игры требуют определенного представ­ления о том, что должно получиться, и настойчивости в дости­жении результата. Следует учитывать, что замыслы малыша в этом возрасте еще очень слабо подкреплены его практически­ми умениями и способностью удерживать цель действий. В случае необходимости ему нужно помогать «удерживать» цель, направлять на достижение желаемого результата, заост­рить на нем внимание: «Давай посмотрим, правильно ли у те­бя получилось? Сможет ли машинка въехать в твой гараж?» Результативные действия и оцениваются иначе, чем раньше. Нужно подчеркнуть не только то, что малыш хорошо делает, но и то, чего он смог добиться в результате: «Молодец, ты очень старался и правильно собрал картинку».

Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сю­жетную игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд и т.п. Во время прогулки можно в песочнице построить дом из пес­ка и забор из веточек, «испечь» пирожки для кукол. Зи­мой — слепить снеговика, вставить глазки из камешков, нос и рот сделать из прутиков.

Многие предметные действия дети осваивают, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приема пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятель­ности взрослых. Обычно они охотно помогают воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растени­ями и животными в живом уголке, на участке.

Включение детей в повседневные дела способствует их познавательному развитию. Так, помогая воспитателю рас­кладывать по полкам и ящичкам салфетки и полотенца, расставлять тарелки и блюдца, они учатся классифициро­вать предметы. В процессе мытья игрушек постигают поня­тия «чистый», «грязный». Поливая цветы, знакомятся с понятиями «сухая» и «мокрая» земля.


В целях развития познавательной активности педагоги создают условия для ознакомления детей с окружающим ми­ром, обогащения детей впечатлениями и детского экспери­ментирования.

Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление их интереса к окружающему. Не следует ограничивать познавательную активность малы­шей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

Воспитатели вместе с детьми наблюдают за различными явлениями природы. Цель этого — поддержать или пробудить интерес детей к окружающему, вызвать удивление, радость открытия нового. В каждое время года воспитатель привлека­ет внимание малышей к изменениям в природе. Рассказыва­ет, что осенью желтеют и бпадают листья с деревьев, стано­вится холоднее, небо серое, хмурое, часто идут дожди, по утрам трава покрывается инеем. Зимой лужи покрываются льдом, выпадает снег, он белый, сверкает, скрипит под нога­ми, дует холодный ветер, часто бывают вьюги. Весной снег та­ет, светит яркое солнце, небо синее, на деревьях появляются почки, распускаются листья. Воспитатель обращает внима­ние детей на богатейшие природные звуки (пение птиц, стре­котание кузнечиков, шум ветра, дождя, звон капели, шелест листьев) и запахи (морозного воздуха, распускающихся лис­тьев, цветов, хвои и др.). Во время прогулки знакомит их с названиями растений, просит понаблюдать за птицами, насе­комыми, рассказать, где они живут, чем питаются.

Такие наблюдения обогащают чувственный опыт детей, они узнают много нового об окружающем мире, знакомятся со свойствами природных объектов.

Наблюдение за разнообразными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями де­тей, в процессе которых они на собственном опыте знакомят­ся со свойствами объектов живой и неживой природы, полу­чают общее представление об их отличительных признаках. Так, собирая букеты из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, цвету, форме. Играя со снегом, получают представления о том, что он бывает липким, мок­рым, рассыпчатым, тает в руках.

Наблюдение за природой следует организовывать и в поме­щении детского сада. Например, из окна можно наблюдать,

7*


196 III. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


5. Познавательно-речевое развитие ребенка 197



как кружатся и падают снежинки, как ворона вьет гнездо, ку­паются в лужах воробьи и т.п. Если же при этом имеется зим­ний сад или оранжерея, можно показать детям экзотические растения, послушать журчание воды в фонтане.

Воспитатели поддерживают интерес детей к деятельнос­ти взрослых. Они любят наблюдать за работой взрослых (как воспитатель кормит рыбок, птичку, хомячка, ухаживает за цветами; как дворник чистит дорожки от снега; как строится соседний дом или разгружается машина и др.). Педагог ком­ментирует свои действия, рассказывает, чем заняты люди, отвечает на вопросы детей.

Воспитатели обязательно должны читать малышам кни­ги, показывать иллюстрации, диа- и видеофильмы познава­тельного характера о природном и социальном мире. Их со­держание должно быть интересно й понятно малышам. Кни­ги, альбомы, открытки, фотографии должны находиться в свободном доступе.

Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знако­вой стороне человеческой культуры. Рассматривая книги, они показывают пальчиком на буквы и цифры, спрашива­ют, что это такое; могут заинтересоваться дорожными знаками, вывеской магазина и пр. Следует поддерживать лю­бознательность малышей, отвечать на вопросы, организовы­вать игры с магнитной азбукой, кубиками с буквами и циф­рами. Ребенку будет интересно, если воспитатель напишет его имя на бумаге или на песке. Однако это не означает, что детей следует специально обучать грамоте, заниматься с ними математикой. Достаточно создать соответствующую среду (разместить стенды с магнитной азбукой, карточки с буквами, цифрами, именами детей и т.п.), поддерживать ин­терес малышей.

Одним из важных направлений работы педагога является организация детского экспериментирования. В процессе свободной исследовательской деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанав­ливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода от­крытия. Самостоятельное экспериментирование дает ему возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия.


С целью развития любознательности и стимуляции иссле­довательского поведения детей педагоги создают соответст­вующие условия. В группе оборудуется специальный «уголок» для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами.

Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предме­ты разной фактуры и плотности, ребенок познает свойства и качества материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тя­жесть и пр. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предме­ты, узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабирин­ту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, решает самые настоящие мыслительные задачи.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддержать по­знавательную активность, побудить к самостоятельному экс­периментированию. Эффективным способом стимуляции этого является предъявление ребенку «загадочных» предме­тов, которые должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, они должны быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует большого разно­образия познавательных действий ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей может быть не связан­ной с решением практической задачи, иметь «бескорыстный» характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, попробовать на вкус); в других — может быть направлена на решение какой-либо конкретной задачи (открыть коробочку, чтобы достать спрятанную в ней игрушку).

Во-вторых, такие предметы должны быть достаточно сложными для ребенка. Чем сложнее и загадочнее будет иг­рушка, чем больше в ней разнообразных деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет его исследовательские дей­ствия. Вместе с тем для разворачивания исследовательской деятельности ребенка необходим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет слишком прост или слишком сложен, интерес к нему может быстро угаснуть. Оптимальным является такой уровень сложности, который требует определенных усилий, но они приводят к достиже­нию понятного для ребенка эффекта.

Такими предметами являются специальные развивающие игрушки (музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль,


198 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


5. Познавательно-речевое развитие ребенка 199



лупа). Воспитатель может и сам изготовить «игрушку с сек­ретом»: положить в прозрачную коробочку (для духов, суве-. ниров, дискет) или в футляр для очков маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бытовые приборы, открыва­ющие богатые возможности для разнообразных манипуля­ций (часы, диктофон, транзисторный радиоприемник, фото­аппарат, телефон и пр.). Во избежание возможных поломок используются неисправные приборы.

Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, де­монстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспери­ментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонари­ком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.).

Для экспериментирования предлагаются игры с водой, сыпучими и пластическими материалами. Малыши с удовольствием будут переливать воду из одной посудинки в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать ко-, раблики. Взрослые могут помочь им разнообразить игры с водой: подкрасить ее пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри. Детям будет интересно замесить тесто (из муки, соли и воды) и лепить из него «пирожки», фигурки, колбаски, крендельки и др. Можно предложить ма­лышам пересыпать фасоль или горох из чашки в миску, на­сыпать ложкой в чашку крупу. В процессе этих занятий они получают представления о том, что такое «полный», «пус- i той», «много», «мало» и др.

Для развития познавательной активности полезны игры с
изобразительными материалами. Они могут носить чисто ис­
следовательский характер. Малыши с интересом смешивают
краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на
бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При
этом они не только знакомятся со свойствами различных ве­
ществ и материалов, но и получают быстрый видимый эф­
фект от собственных преобразующих действий, что вызывает
у малышей особую радость.,

Богатые возможности для познавательного развития де­тей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, гармошки, шарманки, дудочки, свистульки, трещотки, пианино и пр.) и звучащие предметы (погремушки, деревянные ложки, морские раковины, шур-


шащая бумага, струны, резинки и пр.). Экспериментирова­ние со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного ап­парата.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно по­ощрять, удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Обязательно нужно отвечать на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спраши­вать малыша о том, что он делает, что у него получилось.

Если он не проявляет исследовательского интереса или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуля­циями, педагог стимулирует познавательную активность ма­лыша вопросами, подсказками, предложениями: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то ле­жит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? А губка?»

Помимо организации предметной деятельности, детского экспериментирования, наблюдения, педагоги предлагают де­тям специальные игры-занятия, направленные на развитие мышления: детские лото, домино, занятия с парными и раз­резными картинками, развивающие игры с матрешками, пи­рамидками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами и т.п. Эти игры проводятся как индиви­дуально, так и с небольшой группой детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: