Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи

Преимущество специальных игр и занятий заключается в том, что при этом целенаправленно создаются условия для развития у детей разных сторон речи.

К специальным играм и занятиям этого рода относятся:

• разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукопод­ражательные игры, и др.);

• чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, побуж­дение детей пересказывать услышанное;

• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведе­ниям детской литературы;


i

204 III. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

• демонстрация диафильмов;

• игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;

• разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность;

• игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Для развития речи можно использовать любые игры.
Так, игры-потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «По

кочкам»), хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пу­зырь») полезны тем, что слушание речи взрослого происхо­дит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.п.) и действий. Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком; это облегчает малышу понимание и подражание речи.

В звукоподражательных играх развиваются фонематиче­ский слух, четкость произношения, интонационная сторона речи.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки спо­собствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В хо­де этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функций речи.

В отличие от обычных жизненных ситуаций в специаль­ных «речевых» играх и занятиях взрослые могут намеренно создавать некоторые затруднения для ребенка, что требует от него особой мобилизации внимания. Так, можно создать ус­ловия, в которых дети должны будут различить близкие по смыслу обращения взрослого, предполагающие, тем не ме­нее, выполнение разных действий. Например, играя с малы­шом в мяч, воспитатель предлагает: «Положи мячик в кор­зинку. А теперь брось мячик в корзинку». Или, играя в прят­ки с куклой и собачкой, предлагает спрятать игрушку за стул, под стул и т.п.

Чрезвычайно полезным для развития речи является сов­местное со взрослым чтение детских книг, рассматрива­ние картинок и ярких красочных иллюстраций. Взрослый читает детям, показывает иллюстрации, задает им вопросы, при затруднениях сам называет предметы, персонажей, их действия, стимулирует малышей к повторению речевых об­разцов. Рассматривание картинок может быть и иным: взрослый называет предметы и персонажей и просит ребенка


\

5. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 205
----------------------------- 1----------------------------------------------------

их показать. Эти занятия следует проводить индивидуально или с небольшой группой, чтобы каждый мог участвовать в

разговоре.

Просмотр диафильмов способствует развитию умения слушать речь взрослого, который сопровождает увиденное рассказом, останавливаясь подробно на каждом кадре. Луч­ше всего показывать сказки, содержащие повторы одних и тех же слов, на фоне которых вводятся новые слова («Коло­бок», «Репка», «Теремок», «Курочка-ряба»). Это способству­ет овладению ребенком новыми словами и закреплению уже известных ему слов.

Особое место в работе по развитию речи у детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинка­ми. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персо­нажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что* знали раньше. Привлекательность таких занятий связана с их наглядностью, сочетающейся со сло­вом. Каждая картинка изображает реальные предметы и яв­ления, имеющие определенные словесные обозначения — на­звания. Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы и называя их, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии сейчас, но хранится в их па­мяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребенка раннего возраста. Оно способствует постепенно­му освобождению слова от привязанности к конкретному объекту. Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но и того, что отсутствует, ста­новится ступенькой к возникновению и постепенному разви­тию у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрос­лым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать.

Работа с картинками должна строиться по принципу от простого к сложному. Сначала следует предлагать изображе­ние отдельных предметов, простых по форме, без лишних деталей, изображение лиц, предметов, наиболее часто встре­чающихся в повседневной жизни, с которыми они действуют в разных условиях (чашка, кроватка, туфельки, кошка, ма­шинка). Затем предлагаемые изображения можно услож­нять, вводя дополнительные детали.

В педагогическом процессе можно использовать разнооб­разные тематические наборы картинок (посуда, одежда,


J

206 HI- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


\

ф ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 207



овощи, животные и т.п.); сюжетные картинки с изображе­нием действий («кошка пьет молоко», «дети катаются на сан­ках», «девочка одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изо­браженные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода ло­то, домино, простые сюжетные игры с использованием кар­тинок-заменителей реальных предметов (игры в «магазин», в «зоопарк», в «кормление», «лечение» куклы и др.).

Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, разви­тию грамматического строя речи, стимулирует активное ис­пользование речи, формирование способности оперировать образами, вызванными словом.

Для развития умения слушать и понимать содержание чи­сто словесного текста, а также способности (у более старших детей) пересказывать текст, можно использовать рассказы без сопровождения картинками и иллюстрациями. Это от­крывает для ребенка возможность выхода за рамки нагляд­ной ситуации, способствует формированию вербального об­щения и мышления.

Умение слушать рассказы и пересказывать их формирует­ся постепенно и связано с определенными требованиями к рассказу. Он должен быть понятным по содержанию, но не слишком легким. В нем должно быть что-то новое, чем ма­лыш еще не пользуется в речи (например, союзы «потому», «поэтому»). Взрослый задает ребенку наводящие вопросы, помогающие воспроизвести в памяти содержание услышан­ного и пересказать его. Например: «Как звали мальчика? По­чему он плакал? Куда он пошел? Что он сделал?» Подобные вопросы побуждают малыша использовать в речи различные грамматические формы.

Очень полезно для речевого развития детей отгадыва­ние и совместное придумывание загадок. В таких играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по словесному описанию. Более старшие дети могут


отгадывать простые [загадки и без опоры на зрительное
восприятие. 1

Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики, они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение для кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного цент­ра мозга, ведающего, в том числе и развитием мелкой мото­рики.

Итоги

Для развития у детей предметной деятельности педагоги создают соответствующую развивающую среду. В группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, иг­рушки, имитирующие их и игрушки, специально предназна­ченные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует ма­лыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта ребенка, развитию мышле­ния. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было доста­точное количество и многообразие игрушек, обеспечиваю­щих детям свободный выбор занятий в соответствии с инте­ресами и предпочтениями каждого ребенка. Воспитатели должны организовывать совместную деятельность с ребен­ком, создавать условия для самостоятельной деятельности с

предметами.

Для развития познавательной активности педагоги спо­собствуют обогащению детей новыми впечатлениями, знако­мят с явлениями окружающего мира, организуют детское экспериментирование; вместе с детьми наблюдают за различ­ными явлениями природы, жизнью животных и растений, деятельностью людей; беседуют с ними, читают книги, рас­сматривают иллюстрации на познавательные темы. В про­цессе экспериментирования с различными материалами, предметами, незнакомыми объектами ребенок получает но­вую информацию, устанавливает связи между явлениями ок­ружающего мира:

Педагоги создают условия для развития у детей речи как в повседневной жизни, так и в процессе специальных игр и


208 "I- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


I

6. Художественно-эстетическое 209

_____________________ развитие ребенка ________



занятий. Работа педагогов должна быйъ нацелена на разви­тие у детей понимания речи, развитие активной речи, фор­мирование фонематического слуха, развитие речи как сред­ства управления своим поведением. (Ь этой целью педагоги вступают с детьми в эмоциональное # деловое общение в те­чение дня; организуют разнообразные игры (в том числе иг­ры-потешки, игры-занятия с предметными и сюжетными картинками, игры, направленные на развитие мелкой мото­рики) читают и рассказывают сказки, стихи, истории; рас­сматривают и обсуждают иллюстрации к произведениям детской литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: