В работе по развитию у детей речи перед педагогами стоят следующие задачи:
• создавать условия для развития у детей речи в повседневной жизни;
• организовывать игры и занятия, направленные на развитие разных сторон речи ребенка.
Для развития речи детей воспитатели должны создавать следующие психолого-педагогические условия.
Прежде всего — богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению со взрослыми и со сверстниками.
Затем — установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Известно, что малыши охотнее
200 HI. Содержание и методы педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
5. Познавательно-речевое развитие ребенка 201
разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, ласку, играют с ними. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то «сказать», предложить какое-то действие, задать вопрос, подражать.
Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха в первую очередь подавляют речевую инициативу детей.
|
|
Речь взрослого, обращенная к детям, должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, купание и т.п.; должна адресоваться не только группе детей, но и лично каждому ребенку.
Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы педагоги откликались на все речевые и иные обращения ребенка, поощряли и поддерживали их.
Работа педагогов должна быть нацелена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением.
Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с предметом и действием. В этом процессе важную роль играет побуждение детей к выполнению речевых инструкций взрослого разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста (дай, покажи, возьми, принеси и т.п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух- и трехша-говых инструкций.
Для развития активной речи необходимо побуждать детей к подражанию речи взрослого, стимулировать и поддерживать инициативные обращения их к взрослым и сверстникам посредством речи, создавать условия для расширения словарного запаса, усложенения грамматического строя речи.
|
|
Фонематический слух развивается при восприятии ребенком слышимой речи и наиболее интенсивно при проговари-вании слов в соответствии- с воспроизводимым образцом. С развитием такого слуха связаны понимание детьми обращенной к ним речи взрослого, способность самим произносить слова и воспроизводить звуковые образцы взрослого.
Развитие фонематического слуха обязательно сопряжено с формированием у детей интереса к слышимой речи и наличием внимания к речевым звукам.
Развитие речи как средства управления своим поведением предполагает побуждение детей к выполнению словесных инструкций взрослого, с опорой и без опоры на наглядные образцы, и собственных словесных «инструкций», связанных с действиями.