Развитие речи

В работе по развитию у детей речи перед педагогами стоят следующие задачи:

• создавать условия для развития у детей речи в повседнев­ной жизни;

• организовывать игры и занятия, направленные на разви­тие разных сторон речи ребенка.

Для развития речи детей воспитатели должны создавать следующие психолого-педагогические условия.

Прежде всего — богатство впечатлений, получаемых ре­бенком. Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка по­водов к речевому общению со взрослыми и со сверстниками.

Затем — установление с каждым ребенком эмоциональ­ных и «деловых» контактов. Известно, что малыши охотнее


200 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


5. Познавательно-речевое развитие ребенка 201



разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, ласку, играют с ними. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то «сказать», предло­жить какое-то действие, задать вопрос, подражать.

Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее наст­роение. Состояние подавленности, страха в первую очередь подавляют речевую инициативу детей.

Речь взрослого, обращенная к детям, должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, купание и т.п.; должна адресоваться не только группе детей, но и лично каждому ребенку.

Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уверен­ность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы педагоги откликались на все речевые и иные обращения ребенка, поощряли и поддерживали их.

Работа педагогов должна быть нацелена на развитие у де­тей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управле­ния своим поведением.

Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с пред­метом и действием. В этом процессе важную роль играет по­буждение детей к выполнению речевых инструкций взросло­го разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста (дай, покажи, возьми, принеси и т.п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух- и трехша-говых инструкций.

Для развития активной речи необходимо побуждать детей к подражанию речи взрослого, стимулировать и поддержи­вать инициативные обращения их к взрослым и сверстникам посредством речи, создавать условия для расширения словар­ного запаса, усложенения грамматического строя речи.

Фонематический слух развивается при восприятии ребен­ком слышимой речи и наиболее интенсивно при проговари-вании слов в соответствии- с воспроизводимым образцом. С развитием такого слуха связаны понимание детьми обра­щенной к ним речи взрослого, способность самим произно­сить слова и воспроизводить звуковые образцы взрослого.


Развитие фонематического слуха обязательно сопряжено с формированием у детей интереса к слышимой речи и наличи­ем внимания к речевым звукам.

Развитие речи как средства управления своим поведени­ем предполагает побуждение детей к выполнению словесных инструкций взрослого, с опорой и без опоры на наглядные об­разцы, и собственных словесных «инструкций», связанных с действиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: