Приобщение детей к музыкальной культуре

Для приобщения детей к музыкальной культуре нужны особые условия. В детском учреждении и в каждой группе со­здается музыкальная среда. Музыка органично включается в различные виды деятельности (на физкультурных занятиях, на занятиях изобразительной деятельностью, при проведе­нии подвижных игр и пр.). При организации режимных мо­ментов используется соответствующее музыкальное сопро­вождение: веселая музыка при встрече детей, на прогулке, при проведении зарядки, колыбельная перед сном. Однако следует соблюдать меру, так как постоянный музыкальный фон может утомить детей, притупить их восприимчивость к музыке.

В детском учреждении должен быть зал, оснащенный му­зыкальными инструментами (пианино или рояль, аккордеон и др.). В групповом помещении оборудован музыкальный уголок, в котором имеются детские музыкальные инструмен­ты, такие как бубен, барабан, трещотки, ложки, колокольчи­ки, дудочки, металлофон и музыкальные игрушки.

Экспериментируя с инструментами и другими звучащими предметами, малыши учатся извлекать из них разнообраз­ные звуки, сравнивать их по высоте, прислушиваться, подра­жать, имитировать звучание разных инструментов (бара­бан — «бум-бум», дудочка — «ду-ду-ду», колокольчик — «динь-динь»).

Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковы­ми красками,— это основа будущей музыкальности.

Для этого малышам нужно петь песенки, прослушивать вместе с ними детские песенки, фрагменты классических му­зыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора как в исполнении педагога, так и в ау­диозаписи. При прослушивании музыки педагоги побужда-


218 N1. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


6. Художественно-эстетическое 219
___________ развитие ребенка ________



ют детей ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, пританцовывать, притопывать, прихлопывать в ла­дошки, кружиться, подпевать. Педагог стремится разделить любой эмоциональный отклик ребенка на музыку, подклю­чается к действиям детей, хвалит их. Также он может побуж­дать детей привлекать к танцам под музыку игрушки — ку­кол, зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку и пальчики.

Педагог предоставляет малышам возможность прослу­шать звучание разнообразных инструментов, музыкальных игрушек и исполняемых на них мелодий, акцентирует вни­мание детей на характеристики их звучания: громкость, вы­сота, темп и др. При этом взрослый использует различные эпитеты, отражающие настроение, передаваемое музыкаль­ными средствами (сердитый барабан, веселый бубен, звонкий колокольчик, грустная дудочка, озорная погремушка и т.п.), побуждает малышей ассоциировать характер музыки с теми или иными образами (распускаются цветочки, прыгают зай­чики, поют птички, пробирается сквозь чащу медведь и т.п.); при прослушивании музыкальных фрагментов может пред­ложить детям изобразить мимикой, движениями настрое­ние, помогает назвать его.

Педагог поддерживает интерес и побуждает детей к пе­нию, танцам, игре на детских музыкальных инструментах, организуя соответствующие игры. Например, может раздать малышам дудочки, свистульки, колокольчики, трещотки и предложить всем вместе поиграть на них — получится «весе­лый оркестр». Подражая взрослому и друг другу, малыши овладевают простыми танцевальными движениями (ставить ножку на носок, кружиться, приседать, размахивать платоч­ком в такт музыке). Воспитатель побуждает малышей напеть колыбельную куколке, сделать зарядку зайчикам под весе­лую песенку.

Привлекая маленьких к занятиям и музыкальным играм, следует учитывать их желание и интерес. Главное — чтобы они испытывали удовольствие от предлагаемой им деятельно­сти. Умение правильно интонировать или, хлопая-топая, по­падать в ритм звучащей музыки не должно быть самоцелью.

Музыкальному развитию способствует участие детей в праздниках, которые организуются вместе с родителями и старшими детьми. Малыши могут не только смотреть, как


поют и танцуют взрослые и старшие, но и сами участвовать в выступлениях и общих мероприятиях (хороводах, танцах, играх).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: