Тема 15. Дизартрия при спастической форме ДЦП

План:

1.Формы дизартрий.

2.Нарушения речи при разных степенях спастичности.

3.Речь при задержке созревания нижнетеменных ассоциативных полей коры.

4. Три варианта понимания речи.

Дизартрия – это речевое нарушение, вызванное поражением центральной нервной системы, которое проявляется в расстройстве артикуляции, фонации и дыхания. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм: бульбарную, псевдобульбарную, корковую, смешанную и мозжечковую.

При бульбарной форме в патологический процесс вовлекаются ядра черепных нервов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, которые иннервируют группы мышц артикуляционного аппарата, участвующих в звукообразовании, фонации и дыхании. При поражении ядер черепных нервов парез или паралич носит характер периферического, при этом нарушается проведение нервного импульса и мышцы атрофируются. Особенно заметны дизартритические расстройства при поражении подъязычного нерва с одной стороны, при этом кончик языка отклоняется в сторону пареза.

Более распространёнными являются псевдобульбарные дизартрии. Они возникают тогда, когда поражается корково-стволовой пирамидный путь, иннервирующий ядра двигательных черепных нервов, участвующих в артикуляционных движениях. Осложняют дизартрию вторичные нарушения формирования премоторной и теменно-височных областей мозга, происходящие после рождения. У грудных детей происходит задержка гуления и лепета. Появляющиеся в последующем звуки оказываются однообразными, тихими, редкими, кратковременными, без интонаций. С возрастом лексическое развитие речи ребёнка задерживается. В результате нарушения артикуляций страдает фонетическая сторона речи. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, что затрудняет контакт с окружающими. В последующем некоторые звуки формируются, но речь остаётся смазанной, плохо модулированной, невнятной. Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слова. Дети не различают звуки на слух, затрудняются в повторении звукового ряда, выделении звуков в словах, что даёт основание рассматривать эти нарушения как фонетико-фонематические расстройства.

Неврологическая симптоматика, на фоне которой развивается псевдобульбарная дизартрия, характеризуется парезами и параличами конечностей и нарушением функций других черепных нервов.

Корковая дизартрия. В случаях поражения артикуляционного праксиса, когда поражается нижний отдел постцентральной извилины, наблюдается вариант корковой афферентной апрактической дизартрии. В этих случаях расстраивается произнесение согласных звуков, причём нарушения артикуляции непостоянны. Отмечается поиск артикуляционного уклада речи, что замедляет её темп и нарушает плавность.

Кинетический вариант корковой афферентной апрактической дизартрии возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария. Он характерен затруднениями произнесения сложных предложений. Речь ребёнка напряжённая, замедленная. При исследовании артикуляционного праксиса отмечаются трудности воспроизведения серии последовательных движений по заданию.

При смешанной дизартрии (экстрапирамидной) наблюдается мышечная дистония в общей и артикуляционной моторике. Дистония значительно искажает артикуляцию, возникает замена и пропуск звуков. Дистония артикуляционных мышц обычно сочетается с гиперкинезами мышц лица, языка, губ, диафрагмы, межрёберных мышц, в связи с чем дизартритические нарушения сочетаются с расстройством дыхания и фонации.

Мозжечковая форма дизартрии возникает при поражении путей, связывающих двигательную зону коры головного мозга со стволом и мозжечком. Для неё характерны гипотония артикуляционных мышц, а также десинхронизированное дыхание, фонация и артикуляция. Речь замедленная, толчкообразная, с нарушенной модуляцией, затуханием голоса к концу фразы. В неврологическом статусе больных – атаксия, расстройство координации движений.

Наряду с хорошо выраженными формами дизартрии наблюдаются стёртые, малозаметные, при которых артикуляционные и общемозговые нарушения выявляются при обследовании или функциональной нагрузке. Дети с такими расстройствами с раннего возраста нуждаются в специальных лечебных и педагогических мероприятиях.

Особенностью дизартрий при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики, связь разных форм дизартрии с определёнными формами ДЦП. При спастической диплегии поражаются верхние и нижние конечности, причём ноги в большей степени. Задачей на подготовительном этапе является общее мышечное расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре.

Псевдобульбарная дизартрия при спастической диплегии (СД) наблюдается в 80%, при гемипаретической – 30%.

При лёгкой степени спастической дизартрии экспрессивная речь внятная, лишь с нечётким произношением отдельных звуков, имеются негрубые затруднения при переключении в артикуляционном аппарате и элементы спастичности в различных его отделах.

У детей со средней степенью спастической дизартрии в экспрессивной речи искажено произношение трети звуков. Даже изолированно эти звуки не могут быть произнесены правильно. Спастичность есть во всех отделах артикуляционного аппарата и в мимических мышцах.

При тяжёлой степени экспрессивная речь невнятная, не фразовая, а состоит из отдельных слов. Произношение большинства звуков искажено. В процессе речевого акта наблюдаются синкинезии в мимических мышцах, а в мышцах конечностей увеличивается спастичность. Отмечается выраженная спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата.

Речь спастичного ребёнка эксплозивна и прерывается длительными паузами из-за чрезмерного напряжения мышц и внезапных спазмов. В тяжёлых случаях такой ребёнок не в состоянии управлять артикуляционным аппаратом, у него отмечается анартрия.

При некоторых формах СД выявляется задержка созревания нижнетеменных ассоциативных полей коры мозга. В таких случаях нарушается смысловой уровень организации связной речи, дети испытывают затруднения в назывании предметов, забывают слова, с трудом подбирают нужное слово, недостаточно понимают логико-грамматические отношения. Развёрнутая связная речь упрощается, дети почти не используют более сложные формулировки, выражающие логико-грамматические отношения, употребляют в основном заученные фразы.

Выявлено три варианта понимания речи. При первом варианте отмечались трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, а также в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции. Это сочеталось с общей низкой психической активностью, узким пониманием значений отдельных слов, пониманием сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов.

При втором – учащиеся затруднялись в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную схему. Это проявилось в нарушениях понимания обратных конструкций. Такие дети испытывают трудности в понимании при чтении рассказов, условий задач, особенно косвенных, и другого программного материала.

При третьем варианте трудности понимания обращённой речи менее специфичны и связаны в первую очередь с малым словарным запасом, ограниченным пониманием значений отдельных слов, недостаточным объёмом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта. Дети плохо понимают значения глаголов, обозначающих передвижение, особенно тех, которые показывают изменения действий при помощи приставок. Например: шёл – перешёл, вошёл – подошёл, ушёл – прошёл и т.д. Эти нарушения преимущественно есть при спастической диплегии, т.е. при двуполушарном поражении мозга.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2.Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом/М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова. – М., 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: