И ранняя диагностика

План:

1. Значение ранней психодиагностики

2. Психологическая диагностика в системе реабилитации

3. Пять видов ограничения жизнедеятельности

4. Принципы психодиагностики

5. Результаты психодиагностики

6. Психологические особенности, препятствующие социальной интеграции

При условии ранней диагностики – не позднее 4- 6 месячного возраста и раннего начала адекватного систематического лечения практическое выздоровление может быть достигнуто в 60-70% случаев к 2 - 3–летнему возрасту. При начале лечения с 12-18-месячного возраста выздоровление даже при самых современных методах лечения может быть лишь у 15-20% и минимальная степень инвалидности – у 30-40% детей. При более поздней диагностике, позднем начале лечения в 60-70% случаев больной может самостоятельно передвигаться, достаточно обучаем и социально адаптирован. Однако и в этом случае результат может быть достигнут при многолетнем упорном применении медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий.

Первоочередной формой реабилитации является восстановительное лечение. Оно проводится в медицинских, чаще специализированных учреждениях, где добиваются максимального исправления функциональных нарушений. Если полного исправления добиться не удаётся, то ребёнка выписывают для дальнейшего проведения поддерживающей терапии, физиолечения и лечебной физкультуры.

При наличии остаточных нарушений необходимы меры психологической, педагогической и социальной реабилитации.

По международной классификации выделяют пять видов ограничения жизнедеятельности при ДЦП, включающие снижение способности:

адекватно вести себя;

передвигаться;

действовать руками;

владеть телом при решении бытовых задач;

ухаживать за собой.

Каждый вид ограничения обусловлен специфическими нарушениями функций, из которых наибольшая доля приходится на нарушение движений.

Система психологической реабилитации состоит из следующего: психодиагностики, психокоррекции, психологического сопровождения и психологической профориентации. Целесообразность психологической реабилитации определяется прежде тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь. Для этого необходима психодиагностика. Она позволяет определить особенности актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития (зоны ближайшего развития).

В процессе психодиагностики необходимо соблюдать ряд основных принципов:

1. Деятельностный (доступность игровой, учебной, предметно-практической).

2. Качественного анализа полученных данных обследования.

3. Личностного подхода.

4. Сравнительного подхода со здоровым ребёнком.

5. Комплексного подхода к диагностике психического развития.

По результатам психодиагностики должны быть:

а) выявлены нарушения психической деятельности и перспективы реабилитации;

б) выявлены наиболее сохранные психические функции;

в) осуществлена оценка тех особенностей психической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции.

В качестве объекта психологической реабилитации выступает не только ребёнок, но и его ближайшее окружение, в первую очередь семья. Позиция родителей предопределяет возможность адекватного и активного включения ребёнка в реабилитацию.

Можно выделить типичные феноменологические особенности развития детей, страдающих ДЦП, которые выражаются в:

* нарушениях крупной и мелкой моторики;

* нарушениях импрессивной и экспрессивной речи;

* нарушениях сенсорно-перцептивных функций;

* нарушениях памяти и внимания;

* разнообразных нарушениях вербального и невербального мышления;

* «заторможенности» умственной деятельности и повышенной истощаемости;

* повышенной эмоциональной возбудимости, перепадах настроения;

* повышенной тревожности, чувстве страха;

* невротизации, преимущественно астенической или ипохондрической;

* склонности к агрессии или аутизму;

* психопатоподобном развитии и асоциальному поведению.

У детей с ДЦП часто наблюдаются психологические особенности, не относящиеся к патопсихологическим, которые препятствуют социальной интеграции. К ним относятся:

1) низкий уровень самокритики, неадекватные самооценка и уровень притязаний;

2) плохое усвоение коммуникативных навыков;

3) избирательное принятие социальных норм;

4) недостаточная опосредованность ценностей и ведущих мотивов;

5) узость круга интересов.

На ранних этапах онтогенеза у больных детей могут выявляться психомоторные, сенсорно-перцептивные и речевые расстройства, нарушения внимания, а также нарушения интеллекта.

Большинство родителей в первые годы жизни ребёнка ориентированы на обеспечение интенсивного лечения, проблема же психического развития оказывается для них не столь актуальной. Осознаётся она к 5-7 году жизни ребёнка, когда он оказывается некомпетентным в условиях детских коллективов, т.е. когда правила социума ставят перед ним условия, выполнение которых для него затруднительно по многим причинам.

Углублённое психодиагностическое обследование должно обеспечивать:

А) оценку психомоторного развития;

Б) оценку интеллекта;

В) оценку эмоций и воли;

Г) оценку характера и особенностей личности в целом;

Д) оценку поведения и его регуляцию;

Психологическое обследование семьи ребёнка должно обеспечивать оценку:

А) психического здоровья родителей и психологической атмосферы в семье;

Б) психолого-педагогической, медицинской грамотности родителей, их реабилитационной компетентности;

В) стиля взаимоотношений, в диадах «мать-ребёнок», «отец-ребёнок»;

Г) адекватности установок родителей в отношении перспектив ребёнка.

В соответствии с этим делается выбор способов, приёмов, тестов, посредством которых можно решить все диагностические задачи.

Литература:

1.Акош К. Помощь детям с ДЦП. Кондуктивная педагогика. Книга для родителей. – М., 1994.

2.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с ДЦП. – М., 1989.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: