Психофизиологические факторы безопасности

Психофизические свойства человека зависят от психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относится восприятие (ощущение), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества.

Водителю приходится выполнять самые разные работы: он принимает транспортное средство у водителя-сменщика; готовится к выезду на Ливию, оформляет документы; пополняет запас топлива, масел, охлаждающей жидкости; управляет транспортным средством, перевозя грузы или пассажиров, наблюдает за погрузочно-разгрузочными операциями, иногда принимая в них непосредственное участие; в конце рабочего дня сдает автомобиль сменщику и т. д. Однако наиболее важная и ответственная часть деятельности водителя- это управление транспортным средством. Процесс управления объединяет водителя, транспортное средство, дорогу и окружающую среду в одно целое — в систему, в которой все звенья связаны между собой и зависят друг от друга. Водитель постоянно получает информацию о дороге, о находящихся на ней предметах (автомобилях, пешеходах, светофорах, дорожных знаках), а также о состоянии окружающей среды (температуре, влажности - освещенности и т. д.). В соответствии с назначением своей поездки он, учитывая собственные возможности и особенности транспортного средства, определяет режим его движения (скорость, направление). Кроме того, водитель непрерывно контролирует результат своих действий и, если режим движения отклоняется от заданного, вносит нужные исправления.

Водитель является главным звеном системы водитель — автомобиль — дорога (ВАД) — ее оператором. Большой объем информации или быстрые ее изменения, например при интенсивном движении, часто лишают возможности своевременно и точно ее воспринять и переработать, а, следовательно, и выработать верное решение.

Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, Дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной. На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы; холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное состояние Дороги; дождь, туман, снегопад и др. Все это затрудняет работу водителя, быстро утомляет его, создает предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке.

Профессия водителя носит ярко выраженный эмоциональный характер и такое качество его личности, как эмоциональная устойчивость, часто предопределяет правильность принимаемых им решений. Между эмоциональным состоянием, нервно-психическими процессами и качеством работы водителя существует определенная связь. Объем и значимость поступающей к водителю информации определяются конкретной дорожной обстановкой, которая в любой момент времени может измениться. При этом водитель как участник движения вынужден непрерывно решать задачи, направленные на сохранение безопасности движения. При этом могут возникнуть аварийные ситуации по вине водителя из-за ухудшения его психофизиологических показателей. Все эти факторы делают работу водителя одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т. е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т. е. обязан работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно.

Учитывая высокую скорость, с которой протекают мыслительные процессы водителя, для него, кроме того, важное значение имеет готовность памяти, т. е. способность легко воспроизводить сведения, необходимые в конкретной ситуации. Память воспроизводят, в частности, ситуация, аналогичные той, в которой водитель находится в данный момент, а также решения и действия в процессе развития тех ситуаций.

Источниками для развития и накопления в памяти представлений — образов о ранее воспринятой ин информации — являются ощущения. Различают зрительную, слуховую и двигательную память. Для надежной работы водителя все они имеют значение, однако наиболее важными являются зрительная и двигательная память. Благодаря зрительной памяти водитель запоминает маршруты движения, характерные ориентиры, участки дороги, требующие особого внимания, расположение объектов, расстояние до них. Двигательная память нужна при формировании и автоматизации двигательных навыков. Так, водитель благодаря двигательной памяти отыскивает, не глядя, рычаг переключения передач и автоматически переводят его в нужное положение. Двигательная память особенно важна при управлении автомобилем с большой скоростью и в сложных ситуациях.

Для надежной работы водителя большое значение имеет его умение оценить расстояния до объектов и их взаимную удаленность, а также скорость и направление перемещения участников движения. Эти характеристики его интересуют в тех случаях, если объекты дорожной обстановки могут создавать помехи движению управляемого автомобиля. Например, перед выполнением обгона водитель должен оценить взаимное положение своего, обгоняемого и встречного транспортных средств, скорости их движения, путь обгона и др. Без такой оценки трудно определить возможность выполнения безопасного маневра. Большинство ДТП при обгоне являются следствием ошибок в оценке перечисленных факторов. Наиболее важным бывает сравнение расстояний до объектов, которые могут оказать помехи движению, с тормозным путем или путем объезда. Надежность водителя зависит от быстроты действий, которые он выполняет в ответ на различные раздражители. Так, водитель нажимает на тормозную педаль или педаль управления дроссельной заслонкой, поворачивает рулевое колесо, переключает передачи, нажимает кнопку сигнала и т. п. Такие ответные действия называют психомоторными реакциями.

Даже опытный водитель попадает в аварийную ситуацию, так как он старается сконцентрировать внимание на том объекте, который представляет собой наибольшую опасность. А не опытный же водитель в опасной ситуации пытается переработать все ее элементы, что влечет за собой задержку времени для принятия решения, и опасная ситуация часто перерастает в аварийную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: