Рабочее место водителя автомобиля характеризуется размерами кабины, удобством доступа к органам управления, положением сиденья, расположением по отношению к нему органов управления и эргономическими параметрами среды в кабине (шум. вибрация, микроклимат, загрязнение воздуха токсическими веществами).
Рациональная организация рабочего места имеет большое значение для безопасности движения, повышения производительности труда и сохранения здоровья водителя. Она заключается в оснащении, оборудовании и планировке рабочего места в соответствии с психофизиологическими и антропометрическими характеристиками человека. Вследствие этого рабочее место водителя может быть в различной степени удобным для управления автомобилем и по-разному влиять на работоспособность н утомляемость водителя и точность управления автомобилем.
Эксплуатационное свойство, характеризующее рабочее место водителя (пассажира) автомобиля, называют обитаемостью или комфортностью автомобиля. Под обитаемостью понимают приспособленность рабочего места водители (пассажира) к психофизиологическим и антропометрическим особенностям человека. Обитаемость относится к одному из свойств, характеризующих эксплуатационное качество автомобиля — его безопасность.
|
|
Обитаемость автомобиля оценивается параметрами, которые могут быть сгруппированы следующим образом: параметры, характеризующее сиденье; параметры, характеризующие органы управления; параметры, характеризующие физико-химические условия рабочего места.
Посадка водителя считается удобной, если части его тела образуют углы, исключающие излишнее мышечное напряжение, благоприятствующие выполнению движений и обеспечивающие возможность управлять автомобилем с минимальной затратой физической энергии. При этом части тела человека должны находиться под оптимальными углами одна к другой, что определяется конструкцией и взаиморасположением элементов сиденья. От положения сиденья и органов управления, а кабине предопределяет величину мышечного усилия водителя. Для уменьшения его утомления посадка должна быть такой, чтобы спина была выпрямлена, а не откинута назад и не согнута вперед. Также зависит от расположения органов управления по отношению к сиденью. Ноги водителя должны легко доставать до педалей, а руки лежащие; на рулевом колесе, быть слегка согнуты в локтях, что позволяет ему сидеть естественно, не испытывая утомления при длительной поездке и затрачивая минимальные усилия при воздействии на рулевое колесо, педали и рычаги управлении.
Удобство посадки и управляющих движений водителя в значительной степени зависит от расстояния между сиденьем и органами управления, измеряемого от поверхности деформированного сиденья. Это расстояние определяет усилия, которые водитель должен прилагать к рулевому колесу, рычагам и педалям. Так как размеры частей тела у разных людей колеблются в широких пределах, подушку н спинку сиденья делают регулируемыми как по высоте, так и в продольном направлении.
|
|
Удобство посадки и управления автомобилем определяется планировочными размерами кабины, габаритными и посадочными размерами сиденья, а также физико-механическими характеристиками его элементов. К планировочным, габаритным и посадочным размерам относятся размеры, определяющие пространственное положение сиденья относительно органов управления, длина, ширина и глубина подушки, высота спинки, угол ее наклона, высота и наклон подушки по отношению к полу кабины. От ширины подушки зависит некоторая свобода смены положения частей тела; от ее глубины—свобода движения коленного сустава; от высоты подушки над уровнем пола — положение глаз относительно окон и зеркал, а также свободный вход в кабину и выход из нее; от наклона подушки - уверенная посадка водителя, исключающая сползание его с сиденья; от высоты спинки — достаточная опора туловища и свобода движения плечевого сустава; от опоры для головы — предохранение шейных позвонков от травм; от наклона спинки — расположение па одной вертикали центра тяжести корпуса тела и точки вращения тазобедренного сустава, что снижает утомляемость мыши водителя, а также сокращает длину кабины.