Экологические мероприятия

Рабочее место водителя автомобиля характеризуется размерами кабины, удобством доступа к органам управления, положением си­денья, расположением по отношению к нему органов управления и эргономическими параметрами среды в кабине (шум. вибрация, мик­роклимат, загрязнение воздуха токсическими веществами).

Рациональная организация рабочего места имеет большое зна­чение для безопасности движения, повышения производительности труда и сохранения здоровья водителя. Она заключается в оснаще­нии, оборудовании и планировке рабочего места в соответствии с психофизиологическими и антропометрическими характеристика­ми человека. Вследствие этого рабочее место водителя может быть в различной степени удобным для управления автомобилем и по-разному влиять на работоспособность н утомляемость водителя и точность управления автомобилем.

Эксплуатационное свойство, характеризующее рабочее место водителя (пассажира) автомобиля, называют обитаемостью или комфортностью автомобиля. Под обитаемостью понимают приспо­собленность рабочего места водители (пассажира) к психофизиоло­гическим и антропометрическим особенностям человека. Обитае­мость относится к одному из свойств, характеризующих эксплуата­ционное качество автомобиля — его безопасность.

Обитаемость автомобиля оценивается параметрами, которые мо­гут быть сгруппированы следующим образом: параметры, характе­ризующее сиденье; параметры, характеризующие органы управ­ления; параметры, характеризующие физико-химические условия рабочего места.

Посадка водителя считается удобной, если части его тела обра­зуют углы, исключающие излишнее мышечное напряжение, благо­приятствующие выполнению движений и обеспечивающие возмож­ность управлять автомобилем с минимальной затратой физической энергии. При этом части тела человека должны находиться под оп­тимальными углами одна к другой, что определяется конст­рукцией и взаиморасположением элементов сиденья. От положения сиденья и органов управления, а кабине предопределяет величину мышечного усилия водителя. Для уменьше­ния его утомления посадка должна быть такой, чтобы спина была выпрямлена, а не откинута назад и не согнута вперед. Также зависит от расположения органов управления по отношению к сиденью. Ноги водителя должны легко доставать до педалей, а руки лежащие; на рулевом колесе, быть слегка согнуты в локтях, что позволяет ему сидеть естественно, не испытывая утомления при длитель­ной поездке и затрачивая минимальные усилия при воздействии на рулевое колесо, педали и рычаги управлении.

Удобство посадки и управляющих движений водителя в значительной степени зависит от расстояния между сиденьем и органами управления, измеряемого от поверхности деформированного сиденья. Это расстояние опреде­ляет усилия, которые водитель должен прилагать к рулевому коле­су, рычагам и педалям. Так как размеры частей тела у разных людей колеблются в широких пределах, подушку н спинку сиденья делают регулируемыми как по высоте, так и в продольном направлении.

Удобство посадки и управления автомобилем определяется пла­нировочными размерами кабины, габаритными и посадочными раз­мерами сиденья, а также физико-механическими характеристиками его элементов. К планировочным, габаритным и посадочным разме­рам относятся размеры, определяющие пространственное положе­ние сиденья относительно органов управления, длина, ширина и глубина подушки, высота спинки, угол ее наклона, высота и наклон подушки по отношению к полу кабины. От ширины подушки зави­сит некоторая свобода смены положения частей тела; от ее глуби­ны—свобода движения коленного сустава; от высоты подушки над уровнем пола — положение глаз относительно окон и зеркал, а так­же свободный вход в кабину и выход из нее; от наклона подушки - уверенная посадка водителя, исключающая сползание его с си­денья; от высоты спинки — достаточная опора туловища и свобода движения плечевого сустава; от опоры для головы — предохране­ние шейных позвонков от травм; от наклона спинки — расположе­ние па одной вертикали центра тяжести корпуса тела и точки вра­щения тазобедренного сустава, что снижает утомляемость мыши во­дителя, а также сокращает длину кабины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: