Большое значение имеет микроклимат рабочего места водителя, определяемый совокупностью температуры, влажности и подвижности воздуха. Влияние микроклимата на организм водителя зависит от его возраста, степени закаленности, состояния здоровья, рабочей одежды.
Температура воздуха в кабине находится в прямой зависимости от температуры наружного воздуха, температуры двигателя, теплоизоляции кабины, отопления и вентиляции. Наиболее благоприятная температура 18—24° С. В случае повышения или понижения температуры в кабине автомобиля возрастает степень утомления водителя. При повышении температуры уменьшается внимание и объем оперативной
памяти, плохо улавливаются изменения обстановки, увеличивается время реакции, водитель быстрее устает.
В условиях низкой температуры снижается работоспособность мышц, работа вызывает их быструю усталость, наблюдается скованность и неточность движений. Теплая одежда стесняет движения водителя, а теплая обувь затрудняет управление педалями не ощущается их сопротивление при нажатии.
|
|
Кабины и кузова автомобилей, работающих в условиях жаркого климата, следует окрашивать светлой краской, для остекления кабины использовать теплопоглощающие стекла, оборудовать кондиционерами воздуха, а температурой воздуха в кабине не должна превышать 10—12 °С.
Кабины автомобилей, предназначенных для работы в условиях низких температур, должны иметь термоизоляционные стенки, двойное остекление с электрообогревом, уплотнения для трубок, рычагов, педалей и дверок из морозостойких материалов. Отопление кабин должно осуществляться автономным отопителем повышенной мощности. Также должен быть обеспечен оптимальный внутренний микроклимат в кабине автомобильного транспорта.
При определении микроклиматических условий необходимо учитывать взаимодействие температуры, влажности и подвижности воз духа. Температурные условия в кабинах автомобилей регламентируются ГОСТами. Параметры, определяющие комфортабельность рабочего места водителя, приведены в табл.1.
Показатели | Зоны | ||
комфорта | психологического дискомфорта | физиологического дискомфорта | |
Температура, влажность, % | 18 50—60 | 15—22 30—70 | 1—43,5 20—90 |
Скорость движения воздуха, м/с | 0,15 | 0,30 | 2,0 |
окись углерода | отсутствует | 0,01 | 0,02 |
двуокиси углерода | То же | 0.17 | 0,40 |
акролеина | > | — | 0.007 |
паров бензина | > | — | 0,1 |
скислой серной кислоты | » | — | 0.001 |
Уровень шума на расстоянии 1 м от пола кабины при | |||
До 250 Гц | — | — | |
До 800 Гц | — | — | |
До 800 Гц | — | — | |
Вибрации: | |||
амплитуда, мм | 0,2 | 1,3 |
Частота, Гц | 0,1 | 10,0 |
1.Зоны комфорта на рабочем месте водителя
|
|
Параметры микроклимата воздушной среды, которые обуславливают оптимальный обмен веществ в организме, и при которых нет неприятных ощущений и напряжённости системы терморегуляции организма, называют комфортными или оптимальными. Условия, при которых нормальное тепловое состояние человека нарушается, называются дискомфортными.
2.3.ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ.
Параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на тепловое е самочувствие человека и его работоспособность.
В современных автомобилях объем воздуха, приходящийся на каждого человека, составляет 0,4—1,2м 3, поэтому необходим интенсивный воздухообмен. Системы вентиляции рассчитываются на работу в летнее время.
В современных автомобилях обязательна принудительная вентиляция с помощью электрического вентилятора, нагнетающего воздух в кабину через радиатор отопления.
ШУМ
При движении автомобиля на орган слуха водителя воздействуют разнообразные звуки, которые можно разделить на две группы: случайные звуки, отвлекающие водителя от управления автомобилем (шумы); звуки, необходимые водителю, несущие информацию об окружающей обстановке, состоянии агрегатов и механизмов автомобиля и т. п. Основными источниками шума, отвлекающими водителя и оказывающими отрицательное влияние на его организм, являются: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, шины, подвеска и кузов. Шум проникает внутрь автомобиля через окна, стены, пол, атакже распространяется по металлическим конструкциям. Под влиянием такого шума снижается устойчивость ясного видения, ослабляется сумеречное зрение, нарушается деятельность вестибулярного аппарат
Кроме того, суммарный уровень шума, относящегося к первой группе и ухудшающего состояние водителя, уменьшает информативность звуковых сигналов, к которым относятся сигналы автомобилей, регулировщиков, а также источники внутренней сигнализации. Эти сигналы становятся плохо различимыми на общем фоне, так как интенсивность их звука должна быть на 10 дБ выше уровня шума в кабине водителя. Таким образом, снижение звукового фона занимает важное место в общей проблеме повышения звуковой информативности автомобиля.
Борьба с проникновением шума в кабину ведется как с помощью конструктивных усовершенствований, так и путем тщательного подбора конструкционных материалов и применения звукопоглощающих прокладок. Важнейшее значение приобретает уплотнение педалей и рычагов управления, проходящих через пол кабины, а также звукоизоляция двигателя.
Уменьшение неблагоприятного влияния шума достигается ослаблением источников шума, применением шумопоглощающих материалов и устройств, а также шумоизоляции.
Интенсивность шума на рабочем месте водителя можно уменьшить помощью следующих мер: шумопоглощающей обивки под капотом (поглощает шум двигателя); внутренней обивки; звукопоглощающего покрытия металлических поверхностей; плотных прокладок, расположенных на внутренней поверхности крыльев. Одним из наиболее простых технических средств борьбы с шумом на путях передачи является звукоизолирующий кожух, который может закрывать отдельный шумный узел машины.
Значительный эффект снижения шума от оборудования дает применение акустических экранов, отгораживающих шумный механизм от рабочего места или зоны обслуживания машины.
Применение звукопоглощающих облицовок для отделки потолка и стен приводит к изменению спектра шума в сторону более низких частот, что даже при относительно небольшом снижении уровня существенно улучшает условия труда.