Микроклимат

Большое значение имеет микроклимат рабочего места водителя, определяемый совокупностью температуры, влажности и подвижности воздуха. Влияние микро­климата на организм водителя зависит от его возраста, степени за­каленности, состояния здоровья, рабочей одежды.

Температура воздуха в кабине находится в прямой зависимости от температуры наружного воздуха, температуры двигателя, теп­лоизоляции кабины, отопления и вентиляции. Наиболее благо­приятная температура 18—24° С. В случае повышения или пониже­ния температуры в кабине автомобиля возрастает степень утомле­ния водителя. При повышении температуры уменьшается внимание и объем оперативной

памяти, плохо улавливаются изменения обста­новки, увеличивается время реакции, водитель быстрее устает.

В условиях низкой температуры снижается работоспособ­ность мышц, работа вызывает их быструю усталость, наблюдается скованность и неточность движений. Теплая одежда стесняет дви­жения водителя, а теплая обувь затрудняет управление педалями не ощущается их сопротивление при нажатии.

Кабины и кузова автомобилей, работающих в условиях жаркого климата, следует окра­шивать светлой краской, для ос­текления кабины использовать теплопоглощающие стекла, обо­рудовать кондиционерами воз­духа, а температу­рой воздуха в кабине не должна превышать 10—12 °С.

Кабины автомобилей, предназначенных для работы в условиях низких температур, должны иметь термоизоляционные стенки, двойное остекление с электрообогревом, уплотнения для трубок, рычагов, педалей и дверок из морозостойких материалов. Отопле­ние кабин должно осуществляться автономным отопителем повы­шенной мощности. Также должен быть обеспечен оптимальный внутренний микроклимат в кабине автомобильного транспорта.

При определении микроклиматических условий необходимо учи­тывать взаимодействие температуры, влажности и подвижности воз духа. Температурные условия в кабинах автомобилей регламенти­руются ГОСТами. Параметры, определяющие комфортабельность рабочего места водителя, приведены в табл.1.

Показатели Зоны
  комфорта психологи­ческого дискомфорта физиологического дискомфорта
Температура, влажность, % 18 50—60 15—22 30—70 1—43,5 20—90
Скорость движения воздуха, м/с 0,15 0,30 2,0
окись углерода отсутствует 0,01 0,02
двуокиси углерода То же 0.17 0,40
акролеина > 0.007
паров бензина > 0,1
скислой серной кислоты » 0.001
Уровень шума на расстоянии 1 м от пола кабины при      
До 250 Гц  
До 800 Гц  
До 800 Гц  
Вибрации:      
амплитуда, мм   0,2 1,3
Частота, Гц   0,1 10,0

1.Зоны комфорта на рабочем месте водителя

Параметры микроклимата воздушной среды, которые обуславливают оптимальный обмен веществ в организме, и при которых нет неприятных ощущений и напряжённости системы терморегуляции организма, называют комфортными или оптимальными. Условия, при которых нормальное тепловое состояние человека нарушается, называются дискомфортными.

2.3.ВЕНТИЛЯЦИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ.

Параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на тепловое е самочувствие человека и его работоспособность.

В современных автомобилях объем воздуха, приходящийся на каждого человека, составляет 0,4—1,2м 3, поэтому необходим ин­тенсивный воздухообмен. Системы вентиляции рассчитываются на работу в летнее время.

В современных автомобилях обязательна принудительная вен­тиляция с помощью электрического вентилятора, нагнетающего воздух в кабину через радиатор отопления.

ШУМ

При движении автомобиля на орган слуха водителя воздействуют разнообразные звуки, которые можно разделить на две группы: слу­чайные звуки, отвлекающие водителя от управления автомобилем (шумы); звуки, необходимые водителю, несущие информацию об окружающей обстановке, состоянии агрегатов и механизмов автомобиля и т. п. Основными источниками шума, отвлекающими водителя и оказы­вающими отрицательное влияние на его организм, являются: дви­гатель, трансмиссия, ходовая часть, шины, подвеска и кузов. Шум проникает внутрь автомобиля через окна, стены, пол, атакже рас­пространяется по металлическим конструкциям. Под влиянием та­кого шума снижается устойчивость ясного видения, ослабляется сумеречное зрение, нарушается деятельность вестибулярного аппа­рат

Кроме того, суммарный уровень шума, относящегося к первой группе и ухудшающего состояние водителя, уменьшает информатив­ность звуковых сигналов, к которым относятся сигналы автомоби­лей, регулировщиков, а также источники внутренней сигнализации. Эти сигналы становятся плохо различимыми на общем фоне, так как интенсивность их звука должна быть на 10 дБ выше уровня шума в кабине водителя. Таким образом, снижение звукового фона зани­мает важное место в общей проблеме повышения звуковой инфор­мативности автомобиля.

Борьба с проникновением шума в кабину ведется как с помощью конструктивных усовершенствований, так и путем тщательного подбора конструкционных материалов и применения звукопогло­щающих прокладок. Важнейшее значение приобретает уплотнение педалей и рычагов управления, проходящих через пол кабины, а также звукоизоляция двигателя.

Уменьшение неблагоприятного влияния шума достигается ос­лаблением источников шума, применением шумопоглощающих ма­териалов и устройств, а также шумоизоляции.

Интенсивность шума на рабочем месте водителя можно умень­шить помощью следующих мер: шумопоглощающей обивки под капотом (поглощает шум двигателя); внутренней обивки; звуко­поглощающего покрытия металлических поверхностей; плотных прокладок, расположенных на внутренней поверхности крыльев. Одним из наиболее простых тех­нических средств борьбы с шумом на путях передачи является звуко­изолирующий кожух, который мо­жет закрывать отдельный шумный узел машины.

Значительный эффект снижения шума от оборудования дает приме­нение акустических экранов, отго­раживающих шумный механизм от рабочего места или зоны обслужи­вания машины.

Применение звукопоглощающих облицовок для отделки потолка и стен приводит к изменению спектра шума в сторо­ну более низких частот, что даже при относительно небольшом сни­жении уровня существенно улучша­ет условия труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: