Ведущий: "Займите удобное положение, выпрямите спину.
Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных выдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются со стулом, полом. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул (пол) приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя".
Упражнение на расслабление может выполняться и в игровой, образной форме, например: "Кошка на ковре", "Мороженое", "Штиль на море", "На спине на волне".
После выполнения упражнения ведущий предлагает записать в "Большую книгу идей и в тетради-дневники способы удовлетворения.
В "Большую книгу идей":
· записаться в группу занятий каким-либо видом спорта, на выходной взять мяч и сходить в бор, чтобы на лесной поляне сыграть в футбол или "из круга вышибала";
· потренировать младших детей и самому принять участие в играх;
· просто погулять по городу;
· потанцевать;
· для расслабления: принять теплый душ, полежать в ванне под спокойную музыку, сделать массаж мочалкой, легко перекусить.
Ритуал прощания
Занятие №6
Цель: знакомство с социальными потребностями и способами их удовлетворения. Желательно поставленную цель обсудить с участниками занятия.
Упражнение (разминка)
Беседа
Вопросы для обсуждения:
· Что связывает вас с другими людьми?
· Какого рода общение доставляет вам удовольствие?
· Удовлетворены ли вы своей жизнью в школе, во дворе? Если нет, то как бы вы хотели ее изменить? Что вам нужно сделать? Каков должен быть первый шаг?
· Многим ли людям вы доверяете?
· Если чувствуете себя одиноким и потерянным, то проявляете ли инициативу, чтобы войти в контакт с другими людьми, или плывете по течению?
· Какие зависимости могут возникать из неудовлетворенных социальных потребностей?
Составляем список социальных потребностей:
· потребность в общении (любая беседа, включая короткие разговоры, обмен идеями и информацией, дискуссии и дебаты);
· любовь, ощущение своей ценности и заботы;
· чувство принадлежности. Это может быть семья, соседи, друзья, одноклассники;
· осмысленная активность. Она может включать благотворительность (помощь в качестве няни, разносчика продуктов старикам и т.д.), украшение дома и сада, забота о людях.
Список зависимостей:
· злоупотребление компьютером,
· алкоголь,
· наркотики,
· курение и т.д.