Добровольный уход человека из мира живых людей имеет несколько форм реализации. Первой формой выступает самоубийство, которое у архаических народов рассматривалось лишь как одно из событий в цепи жизненных перевоплощений, каждое из которых осуществляется исключительно по воле индивидуума. Вторая форма — обычай добровольной смерти, когда человек просит кого-либо из родных и близких лишить его жизни. Такой обычай характерен для чукчей и коряков и соблюдался еще в первой половине XX в. Считалось, что человек, ушедший из жизни таким способом, обеспечивает себе лучшее будущее в потустороннем мире (напротив, человек, умерший от болезни, мог превратиться в злого духа-кэле и попасть в населенный такими духами нижний мир). У эвенов и эвенков обычай добровольной смерти существовал, но не имел формы ритуального добровольного убийства — старые или больные люди сами уходили в тайгу или просили сородичей оставить их на месте при перекочевке на новую стоянку. Форма самоубийства в виде ухода в тундру была распространена и среди американских и гренландских эскимосов32.
|
|
32 Окладникова Е.А., Бурыкин А.А. Модель мироздания и жизненный путь (по материалам духовной культуры народов Арктики) (http://arctogaia.krasu.ru).
По этнографическим данным, восточные славяне различали умерших «до срока» и умерших «не своей смертью». Если умершие «своей смертью» (от старости) переходили в разряд «предков», то умершие «не своей смертью» становились «нечистыми» покойниками, обращение с которыми требовало специальных приемов, поскольку неизрасходованная жизненная сила могла быть опасной для живых33. Следы архаического представления о «неизжитом веке» заметны в особом характере похорон детей: кроме повсеместно распространенного запрета на плач матери по ребенку, в Полесье отмечен необычный факт: «недорослых» детей (до 15 лет) раньше хоронили без
священника34.
Представления о «пережитом» веке (чрезмерно затянувшейся жизни), отразившиеся в выражениях типа «зажиться на свете», «заедать чужой век» и некоторых особенностях обряда похорон глубоких стариков, более ярко выражены у южных славян. В частности, имеется в виду привлекший внимание исследователей обычай справлять при жизни поминки «зажившимся» старикам в некоторых районах Болгарии и Сербии с явной целью искусственно ограничить непомерную продолжительность «века»35.
Такого рода обычаи, как совершенно справедливо полагает А.К. Байбу-рин36, свидетельствуют о необязательном соблюдении биологической хронологии жизни человека, о приоритете социального возраста над естественным, необходимости «подправления» жизненного цикла индивида в соответствии с предписанными нормами и правилами. В социологическом смысле похоронный обряд сам по себе есть преобразование биологической смерти в факт социального порядка.
|
|
Эвтаназией называют действие врача, вызывающее наступление смерти больного с целью прекращения его физических и душевных страданий. Различают добровольную, активную эвтаназию (АЭ) и недобровольную, пассивную эвтаназию (ПЭ). При первой врач совершает ее по просьбе пациента, при второй — такой просьбы нет37. ПЭ отличается от АЭ еще и тем, что смерть ускоряется не за счет медицинского вмешательства, а по причине прекращения уже проводящихся жизнеспасающих мероприятий, например, отключение аппарата искусственного дыхания. Все эти виды эвтаназии следует отличать от тех случаев, когда врач помогает совершить больному са-
33 Отсюда берет начало широко распространенный обычай вбивать в грудь такого покойника осино
вый кол, а также другие «профилактические» действия, совершаемые с целью сдерживания вредо
носной силы, предотвращения его «хождения».
34 Седакова Q.A. Материалы к описанию Полесского погребального обряда // Полесский этногра
фический сб. М., 1983. С. 246.
35 Петров П.А. Към проучването на обичая «помана» в Северо-Западна България // Изв. Етнограф-
ского института и музея. София, 1962. Кн. 5.; Кулишич Ш., Петрович Л., Пантелич Н. Српски ми-
толошки речник. Београд, 1970.
36 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточносла
вянских обрядов. СПб., 1993. С. 102.
37 Rachels J. Active and passive euthanasia // New England J. of Medicine, Vol. 292. 1975. P. 78-80.
моубийство, дав ему смертельное лекарство. Такую эвтаназию называют ассистированным самоубийством (АС).
Несмотря на то что ни в одной стране эвтаназия не разрешена действующим законодательством, практически везде существует нелегальная практика АЭ и АС. В Голландии эвтаназия открыто практикуется уже на протяжении почти трех десятилетий. В 1984 г. Верховный суд Голландии сформулировал правила, по которым врачи освобождаются от уголовной ответственности за проведение АС и АЭ, хотя в Уголовном кодексе соответствующая запретительная статья остается. Основные правила таковы: наличие добровольного запроса пациента, факт непереносимого страдания и отсутствие альтернативных возможностей оказания помощи. Но в любом правиле есть исключения. На то они и правила. Тем более что критерии чрезвычайно субъективны и порядком расплывчаты. К примеру, факт «непереносимости страданий». Как определить этот верхний рубеж непереносимости?! И кто его может определить? Врач? Родственники? Больной? А если он без сознания? А если он в коме несколько лет? Так или иначе, но уже зарегистрированы сотни случаев, когда не было никакого осмысленного запроса пациента, потому что он находился в бессознательном состоянии или когда сознание было нарушено действием высоких доз наркотических анальгетиков38.
В США АЭ вообще запрещена законом. Ни противники АС не могут добиться его запрета, ни сторонники — разрешения. Однако по данным социологических опросов в штате Вашингтон 12% врачей сообщило, что пациенты обращались к ним с просьбой об АС, и еще 4% — с просьбой о проведении АЭ. При этом в 24% случаев эта просьба была удовлетворена. В Голландии и США легализация эвтаназии означает признание права пациентов принять решение об искусственном прерывании собственной жизни. В России эта правовая норма может означать право врача, руководствуясь своим пониманием блага пациента, принимать соответствующее решение. Хотя и без закона уже сегодня наши врачи самостоятельно, без участия родственников, решают вопрос об отключении жизнеподдерживающей аппаратуры, т.е. пассивной эвтаназии39.
|
|
Российские сторонники эвтаназии утверждают, что с принятием закона можно будет устранить приоритетное влияние врача, закрепив право на принятие решения за пациентом. Формально —- да, но на практике возникнут сложности. Одна из трудностей — проблема информирования о неблагоприятном диагнозе и прогнозе заболевания. В развитых странах автоном-
38 Карпова И. Путь к бессмертию // Ракел online. 2002. № 10.
39 Meier D., Cassel С. Euthanasia in old age: A case study and ethical analysis // J. of the american geriatrics
society, Vol. 31. 1983. P. 294; Active euthanasia, religion, and the public debate. Chicago, IL, 1991.
Fi
ная мораль сформировала такие нормы, по которым пациент получает правдивую информацию о себе. Причем он всегда может проверить правдивость сведений, проконсультировавшись у других специалистов. В наших больницах врач нередко говорит пациенту одно, делает другое, а записывает — третье. И ни за что практически не несет ответственности. Трудно сказать, на каких ценностях строится современное российское здравоохранение. Себестоимость одной инъекции смертельного коктейля в сравнении со стоимостью лечения ничтожно мала40. Зачем тратиться на дорогостоящие хосписы или развивать доступную систему помощи?
40 Карпова И. Указ соч.