1.1. Машинист и помощник машиниста обязаны точно и беспрекословно выполнять требования Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ, Инструкции по сигнализации на метрополитенах РФ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ, Правил по охране труда при эксплуатации и ремонте электроподвижного состава, Правил внутреннего трудового распорядка, данной Должностной инструкции, а также инструкций, положений, приказов и оперативных инструктивных указаний, относящихся к работе локомотивных бригад.
1.2. При изменении отдельных пунктов Правил технической эксплуатации метрополитенов РФ, Инструкции по сигнализации на метрополитенах РФ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ и выданных на руки документов вносить соответствующие изменения с указанием, как правило, документа, на основании которого внесено изменение.
1.3. Машинист и помощник машиниста в административном отношении находятся в непосредственном подчинении начальника электродепо, а в оперативном отношении подчиняются заместителю начальника электродепо по эксплуатации, машинисту-инструктору, дежурному по электродепо, оператору. На линиях, оборудованных диспетчерской централизацией – поездному диспетчеру и дежурному по станции (на станциях без путевого развития), поездному диспетчеру и дежурному поста централизации (на станциях с путевым развитием), и обязаны выполнять их распоряжения.
|
|
1.4. Машинисты и помощники машинистов должны сообщать нарядчику и в отдел кадров адрес регистрации и места жительства, контактный телефон и немедленно извещать их в случаях каких-либо изменений.
1.5. Машинисты и помощники машиниста во взаимоотношениях с пассажирами и работниками метрополитена должны быть вежливыми, предупредительными и требовать от них выполнения Правил пользования метрополитеном.
1.6. Машинист обязан проявлять высокую степень бдительности при работе на линии, при производстве маневровых работ, приемке и сдаче подвижного состава, высокую личную ответственность за безопасность движения управляемого поезда (состава), перевозимых в нем пассажиров.
1.7. Машинисты и помощники машинистов должны своевременно знакомиться с нарядами, графиком работы, расшифровкой смен и являться к исполнению своих должностных обязанностей согласно графику или наряду в установленной форменной одежде, опрятными, хорошо отдохнувшими и подготовленными к работе
1.8. Машинист или помощник машиниста, если не может явиться на работу по болезни или каким-либо другим причинам, обязан сообщить об этом не позднее, чем за 3 часа до начала работы, нарядчику, оператору линейного пункта, дежурному по электродепо или машинисту-инструктору.
|
|
1.9. При исполнении служебных обязанностей машинисты и помощники машиниста должны быть в установленной форме одежды, иметь при себе удостоверение личности со штампами на право прохода на объекты метрополитена, маршрутный лист, талон предупреждения, удостоверение проверки знаний по нормативным документам, а машинист и помощник машиниста, работающий на подмене машиниста, дополнительно формуляр машиниста, «Будильник водителя».
1.10. Началом работы машиниста является время, указанное в наряде или сообщённое ему при вызове. К этому времени машинист обязан явиться в здравпункт линейного пункта, для прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа (линейные пункты электродепо «Варшавское», станции «Нагорная» или станции «Аннино»). Медицинские осмотры проводятся каждому машинисту и помощнику машиниста перед заступлением на работу и выборочно машинистам по закрытому скользящему графику после смены и перед заступлением на работу в смену после ночного отдыха. В случае отсутствия фельдшера, доложить об этом оператору пункта заступления, дежурному ТЧМ или дежурному по электродепо и далее действовать по их указаниям.
1.11. После прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа машинист знакомится с вновь изданными приказами, указаниями, инструкциями, телефонограммами, письмами и инструктажами, за их усвоение расписывается в «Книге ежедневного инструктажа» и при наличии руководящих документов под роспись – в «Книге ознакомления локомотивных бригад за руководящие документы под роспись». После ночного отдыха в электродепо или других пунктах, перед заступлением на работу машинист и помощник машиниста, как правило, не расписывается в «Книге ежедневного инструктажа» при отсутствии документов, изменяющих обычный порядок работы, с которыми они не были ознакомлены ранее.
1.12. Машинисты или помощники машиниста должны обратиться к машинисту-инструктору за разъяснениями отдельных положений и требований правил, инструкций или другого руководящего документа, если не могут понять его смысла. После росписи в «Книге ознакомления локомотивных бригад за руководящие документы под роспись» машинист и помощник машиниста не имеют права ссылаться на незнание требований положений руководящих документов.
1.13. Продолжительность рабочего дня определяется расшифровкой смены по наряду. Машинисты и помощники машинистов, которых не сменили в установленное время, информируют об этом поездного диспетчера и обязаны довести подвижной состав до ближайшего ПТО на линии или электродепо, но не имеют права самостоятельно оставлять работу.
1.14. Окончанием работы считается время, указанное в наряде, или время освобождения машиниста и помощника машиниста от работы администрацией. По окончании смены машинист и помощник машиниста обязаны сдать маршрутный лист оператору порядком, установленным в электродепо.
1.15. При работе в ночную смену, разделенную на части (ночь, с ночи), машинист и помощник машиниста должны соблюдать установленный режим отдыха. Отдых машинистов и помощников машинистов при работе в ночную смену, разделенную на части, вне домов отдыха не допускается.
1.16. При возвращении после болезни, отпуска, командировки и т.п. машинист, помощник машиниста должны явиться к нарядчику, сдать ему документы, освобождавшие от работы, и после этого получить у него назначение на смену, а в отсутствие нарядчика (выходной день) – у дежурного машиниста-инструктора или оператора линейного пункта.
1.17. При заступлении на смену машинист, помощник машиниста должны ознакомиться с изданными за время их отсутствия документами, а при перерыве в работе более 10 дней пройти инструктаж у машиниста-инструктора с оформлением допуска к работе в специальном журнале.
|
|
1.18. Машинисты и помощники машинистов, назначенные в резерв, находятся в распоряжении машиниста-инструктора, оператора линейного пункта, дежурного по электродепо и без их разрешения не имеют права отлучаться с работы. Машинист или помощник машиниста, назначенный в резерв, может направляться для работы на линии, маневровой работе по обороту составов или в электродепо, а также на подмену машинистов и помощников машинистов.
1.19. Не допускается при нахождении в резерве, во время перерывов для отдыха и питания, а также во время специальных перерывов покидать территорию линейного пункта (мест, определённых разбивкой смены) без уведомления об этом машиниста-инструктора (дежурного по электродепо, оператора линейного пункта). При получении такого разрешения, возвратившийся машинист или помощник машиниста обязан доложить о своем прибытии машинисту-инструктору (дежурному по электродепо, оператору линейного пункта).
1.20. Кратковременный уход локомотивной бригады (машиниста) с состава, находящегося в отстое в электродепо или пункте технического осмотра (ПТО), допускается лишь при снятом с состава напряжении, и получении разрешения дежурного по электродепо или бригадира ПТО. При этом машинист должен принять меры, исключающие самопроизвольное движение состава.
1.21. Запрещается машинисту передавать управление поездом (составом) какому-либо лицу, кроме сменяющего машиниста, машиниста-инструктора (при этом ответственность за безопасность движения возлагается на лицо, принявшее на себя управление поездом), помощника машиниста с правом управления с разрешения машиниста-инструктора (при передаче управления помощнику машиниста его обязанности выполняет машинист), прикрепленного стажера. При управлении поездом стажёром ответственность за безопасность движения несет машинист.
|
|
1.22. Запрещается машинисту или помощнику машиниста передавать управление поездом (составом) лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или другого опьянения.
1.23. Запрещается производить размен внутри смен с другим машинистом без разрешения дежурного машиниста-инструктора.
1.24. Машинист обязан держать закрытой дверь кабины машиниста на замок или специальную защелку, не допускать проезда в кабине управления лиц, не имеющих на это разрешение. Запрещается машинисту во время движения поезда покидать кабину управления.
1.25. Машинист обязан коротко информировать руководителей управления метрополитена, ревизорского аппарата, Службы подвижного состава и электродепо, имеющих разрешение на проезд в кабине управления о состоянии электроподвижного состава и выполнении графика движения поездов.
1.26. Машинист не имеет права выезжать из электродепо или пункта технического осмотра на линию на поезде (составе), не удовлетворяющем требованиям ПТЭ метрополитенов РФ и при отсутствии готовности на электроподвижной состав.
1.27. К ведению поезда (состава) машинист и помощник машиниста должны относиться как к ответственному производственному процессу, держать себя в постоянной готовности к всевозможным неожиданностям в пути следования, всегда быть готовыми к принятию экстренных мер по обеспечению безопасности движения. При появлении признаков ухудшения функционального состояния доложить об этом поездному диспетчеру, применить «Будильник водителя» и затребовать резервного машиниста, выполнить рекомендации Службы подвижного состава.
1.28. Во время движения поезда (состава), при нахождении контроллера машиниста в ходовом или тормозном положении, при следовании первым поездом, следовании при включенном освещении в тоннеле, по стрелочным переводам и в других случаях, требующих особой бдительности, левая рука машиниста должна находиться на Ручке контроллера машиниста, а правая рука на тумблере «Тормоз экстренный», а при переходе на управление пневматическими тормозами – на Ручке крана машиниста.
1.29. Машинисту и помощнику машиниста, вызванному для проверки вагонов и устранения неисправностей, во время движения поезда, запрещается переходить из вагона в вагон, кроме случаев, когда возникает угроза безопасности движения поездов. При этом, должны соблюдаться правила личной безопасности и исключена возможность травмирования пассажиров торцевыми дверями вагонов.
1.30. Машинист обязан сообщить поездному диспетчеру и машинисту-инструктору о выявленных нарушениях нормальной работы оборудования или устройств метрополитена и сделать запись в «Книгу замечаний машиниста».
1.31. Обо всех выявленных недостатках в работе и нарушениях нормальной работы электроподвижного состава машинист обязан сообщить поездному диспетчеру и машинисту-инструктору, а по окончании смены обязан написать донесение установленной формы, а при постановке состава, имеющего неисправность, в электродепо – и в «Секционную книгу ремонта» (форма ТУ-152м).
1.32. Во время осмотра состава в электродепо, машинист должен иметь при себе фонарь, ручку БРУ, смотровой молоток (при приёмке). Осмотр подвагонного оборудования машинист должен производить в головном уборе.
1.33. При исполнении служебных обязанностей и при нахождении на объектах метрополитена машинисты и помощники машиниста обязаны соблюдать требования охраны труда.