Работа с детьми, совершающими самовольные уходы

По мнению А.Е. Яичко, одна треть детей и подростков, совершающих самовольные уходы, имеют патологическую основу.

На основании данных А.У. Нураевой, мож­но выделить следующие типы побегов у подро­стков.

Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «весё­лой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов па­дает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с воспитателями. Но не страх перед ними, а жажда ос­вободиться от надзора, надоевшего режима, на­скучившего образа жизни толка. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% эти* побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% — с алкоголизацией во время побега.

Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен психопатиям и акцентуациям ха­рактера и неустойчивого типов.

Импульсивные побеги. Этот вид состав­ляет 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровы: наказаний, «расправ» со стороны товарищей. Подобные побеги обычно со­вершаются в одиночку. Во время них всё пове­дение строится так, чтобы забыться, отвлечься оттяжкой ситуации. Деньги на еду обычно до­бывают сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реак­цией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность.

Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. В более старшем возрасте вместо побега подросток выбирает переезд (например, в об­щежитие).

Демонстративные побеги. Эти побеги яв­ляются следствием реакции оппозиции и наблю­даются в 20% случаев. Особенность данных по­бегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окру­жающих.

Причина — гипопротекция, уменьшение внимания со стороны референтных взрослых или необходимость получить какую-либо мате­риальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.

Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

Дромоманические побеги. Редкий тип — 9% случаев. Этим побегам предшествует внезап­но и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немоти­вированная тяга к перемене обстановки. В по­бег пускаются в одиночку и только затем нахо­дят попутчиков. Внезапно возвращаются в учреждение — измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.

Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал Н. Stutte, вы­деливший следующие их типы:

1)побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;

2)побеги, как реакция протеста на чрез­мерные требования или на недостаточное вни­мание со стороны близких;

3)побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;

4)«специфически-пуберататный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечта­тельности.

Весьма удачной представляется также за­рубежная классификация, в которой типы бегле­цов представлены в зависимости от уровня кон­фликта между родителями и детьми (Roberts).

Типология детей, совершающих самовольные уходы, в зависимости от уровня конфликта между воспитателями и другими детьми
  1+ 2+ 3+ 4+
не уходящие из учреждения дети беглецы – исследователи, искатели приятного общества беглецы- шантажисты беглецы от проблем беглецы от опасности
         

Согласно данной типологии, выделяется четыре основные группы детей-беглецов.

1.Беглецы-исследователи — это моло­дые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать
самостоятельно. Беглецы-исследователи искали приключений, чтобы таким образом утвердить свою независимость. Они сообщали родителям, что покидают их, обычно оставляя записку. Если их не задерживала полиция, они обычно воз­
вращались домой по собственной инициативе.

Искатели приятного общества обычно имели конфликты с родителями по главному, с их точки зрения, вопросу: о свидании с моло­дым человеком, по поводу требований рано приходить домой или запрета участвовать в ка­ком-либо важном для них событии. Они тайно покидали дом, чтобы заняться запрещённым для них делом, после чего или также незаметно воз­вращались, или остались на ночь у друзей, а ут­ром обычно звонили родителям и спрашивали разрешения вернуться.

2.Беглецы-шантажисты обычно имели более серьёзные и длительные конфликты с ро­дителями по поводу домашних дел, выбора дру­зей и т.п., поэтому они уходили, чтобы заставить родителей принять их условия.

3. В семьях беглецов от проблем, как прави­ло, были тяжёлые конфликты и напряжённость, имели место частые скандалы, битьё посуды и побои; присутствовала угроза разрушения се­мьи. Большинство подростков из таких семей сталкивались с проблемами в школе и находили утешение в наркотиках или употреблении алко­голя, прежде чем сбежали их дома.

4. Беглецы от опасности ушли из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны ро­дителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Такие подрост­ки часто ещё более осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Неред­ко к уходу из дома их подталкивали избиения или угрозы.

Молодые люди, подвергшиеся физическо­му и (или) сексуальному насилию, заметно отли­чаются от других беглецов во многих аспектах. Им приходится проходить через тяжелейшие ис­пытания; большинство из них сталкиваются с самыми разными личными проблемами и про­исходят из трудных семей.

Технология работы с детьми, совершаю­щими побеги, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаи­моотношение ребёнка с семьёй или домом, в ко­тором он проживает. Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворённости ребёнка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы. Как восполнение данных проблем у ребёнка по­является стремление заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной дея­тельности, особенно связанной с риском, при­ключениями и т.д. Всем этим требованиям и от­вечает побег, где переживания детей носят экс­тремальный, яркий характер.

Взрослые должны помнить, что наказание за побег не может быть осознанно ребёнком как наказание за неадекватное поведение. Чаще всего оно воспринимается детьми как запрет на интересные приключения или свободное прове­дение времени. Лучшим способом отвлечения от побега является включение ребёнка в интерес­ную деятельность с привлечением его фантазии, воображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: