По мнению А.Е. Яичко, одна треть детей и подростков, совершающих самовольные уходы, имеют патологическую основу.
На основании данных А.У. Нураевой, можно выделить следующие типы побегов у подростков.
Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «весёлой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с воспитателями. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни толка. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% эти* побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% — с алкоголизацией во время побега.
Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен психопатиям и акцентуациям характера и неустойчивого типов.
Импульсивные побеги. Этот вид составляет 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровы: наказаний, «расправ» со стороны товарищей. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься оттяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добывают сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность.
|
|
Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. В более старшем возрасте вместо побега подросток выбирает переезд (например, в общежитие).
Демонстративные побеги. Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих.
Причина — гипопротекция, уменьшение внимания со стороны референтных взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.
Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
Дромоманические побеги. Редкий тип — 9% случаев. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются в учреждение — измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.
Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал Н. Stutte, выделивший следующие их типы:
|
|
1)побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
2)побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких;
3)побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;
4)«специфически-пуберататный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности.
Весьма удачной представляется также зарубежная классификация, в которой типы беглецов представлены в зависимости от уровня конфликта между родителями и детьми (Roberts).
Типология детей, совершающих самовольные уходы, в зависимости от уровня конфликта между воспитателями и другими детьми | ||||
1+ | 2+ | 3+ | 4+ | |
не уходящие из учреждения дети | беглецы – исследователи, искатели приятного общества | беглецы- шантажисты | беглецы от проблем | беглецы от опасности |
Согласно данной типологии, выделяется четыре основные группы детей-беглецов.
1.Беглецы-исследователи — это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать
самостоятельно. Беглецы-исследователи искали приключений, чтобы таким образом утвердить свою независимость. Они сообщали родителям, что покидают их, обычно оставляя записку. Если их не задерживала полиция, они обычно воз
вращались домой по собственной инициативе.
Искатели приятного общества обычно имели конфликты с родителями по главному, с их точки зрения, вопросу: о свидании с молодым человеком, по поводу требований рано приходить домой или запрета участвовать в каком-либо важном для них событии. Они тайно покидали дом, чтобы заняться запрещённым для них делом, после чего или также незаметно возвращались, или остались на ночь у друзей, а утром обычно звонили родителям и спрашивали разрешения вернуться.
2.Беглецы-шантажисты обычно имели более серьёзные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п., поэтому они уходили, чтобы заставить родителей принять их условия.
3. В семьях беглецов от проблем, как правило, были тяжёлые конфликты и напряжённость, имели место частые скандалы, битьё посуды и побои; присутствовала угроза разрушения семьи. Большинство подростков из таких семей сталкивались с проблемами в школе и находили утешение в наркотиках или употреблении алкоголя, прежде чем сбежали их дома.
4. Беглецы от опасности ушли из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Такие подростки часто ещё более осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Нередко к уходу из дома их подталкивали избиения или угрозы.
Молодые люди, подвергшиеся физическому и (или) сексуальному насилию, заметно отличаются от других беглецов во многих аспектах. Им приходится проходить через тяжелейшие испытания; большинство из них сталкиваются с самыми разными личными проблемами и происходят из трудных семей.
Технология работы с детьми, совершающими побеги, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение ребёнка с семьёй или домом, в котором он проживает. Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворённости ребёнка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы. Как восполнение данных проблем у ребёнка появляется стремление заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями и т.д. Всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания детей носят экстремальный, яркий характер.
|
|
Взрослые должны помнить, что наказание за побег не может быть осознанно ребёнком как наказание за неадекватное поведение. Чаще всего оно воспринимается детьми как запрет на интересные приключения или свободное проведение времени. Лучшим способом отвлечения от побега является включение ребёнка в интересную деятельность с привлечением его фантазии, воображения.