Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Школа изменяет психику ребенка. Появляются 3 новообразования:

1. Произвольность психических процессов (управляемость).

2. Рефлексия – анализ своих поступков.

3. Внутренний план действий.

Но все эти качества еще несовершенны.

Изменяется общий характер эмоций – дети более сдержаны. Однако следует помнить, что у детей недостаточно развита воля. Младшие школьники подражательны, любознательны, доверчивы, импульсивны – все это создает благоприятные предпосылки для формирования личности в процессе физического воспитания.

Девочки легче приспосабливаются к новым условиям. 10-летние менее искренни, чем мальчики. Речь развита более успешно, чем у мальчиков. Мальчики лучше выполняют упражнения в одиночку, девочки – в группе. Мальчики успешнее в математических суждениях. При совместном обучении необходимо помнить, что половые признаки у девочек появляются раньше, чем у мальчиков.

Учет анатомо-физиологическихи психологических особенностей в физическом воспитании младших школьников:

1. Создание необходимого объема двигательной активности. Для укрепления здоровья ребенка необходим достаточный объем движения (приходя в школу объем падает на 50%): 6-8 лет (1-2 класс) – не менее 14 часов в неделю, 9-12 лет – не менее 12-13 часов (уроки физической культуры не менее 3 раз в неделю, динамические паузы и др.).

2. Развитие основных физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо гармонично развивать все кондиционные качества и координационные способности, т.к. этот период считается сенситивным для развития физических качеств. Дети могут выполнять работу в режиме умеренной и большой интенсивности.

3. Особенности методики проведения занятий:

а) основная форма занятий – урок физической культуры;

б) основное направление занятий - овладение школой движений и дальнейшее формирование знаний о здоровом образе жизни;

в) особенности решения задач на уроках физической культуры – на одном уроке решается не более 2-3 задач; чем младше класс, тем больше упражнений на укрепление стопы и мышц спины; сюжетная направленность отдельных уроков; вне зависимости от типа и задач урока обязательно планируется игровой материал; при обучении движениям одновременно решаются задачи развития физических качеств;

г) основным методом обучения является целостный метод; при объяснении упражнения используются образные сравнения, показ упражнений – зеркальный;

д) развитие физических качеств имеет свои особенности. Основным методом развития физических качеств является повторный метод, игровой и соревновательный методы применяются: в 1 классе через 2 урока, во 2 классе через урок, в 3-4 классах на каждом уроке.

Воспитание скоростных способностей – подвижные игры, эстафеты, ОРУ в быстром темпе.

Воспитание силовых способностей – упражнения без предметов, наклоны, подъемы, упражнения на гимнастической скамейке. Параметры нагрузки: число повторений – 10-12 раз, интервал отдыха – 30-60 секунд, количество подходов – 3.

Воспитание выносливости – бег, подвижные игры, передвижения на лыжах в зоне умеренной интенсивности.

Воспитание гибкости – маховые упражнения, выпады. Параметры нагрузки: количество повторений – 20-30 раз (позвоночный столб), 15-25 раз (тазобедренный, плечевой, лучезапястный сустав), 10-15 раз (коленный, голеностопный сустав). Темп: 1 повторение в 1 секунду – активная гибкость, 1 повторение в 1-2 секунды – пассивная гибкость, задержка в статической позе – 1 раз в 6-7 секунд.

Воспитание скоростно-силовых способностей – прыжки через скакалку, метания, эстафеты, подвижные игры. Параметры нагрузки: число повторений в серии для нижних конечностей – 4-5 раз; для верхних конечностей и туловища – 7-8 раз; число серий – 5-6; интервал отдыха – 10-20 секунд; интервал отдыха между сериями – 30 секунд.

е) исключить: значительные статические нагрузки; упражнения, связанные с натуживанием; виды и упоры; прыжки с большой высоты и на твердый грунт; однобокие нагрузки; постановку сложных задач, вызывающих нервно-мышечное напряжение и учащенное сердцебиение.

4. Профилактика нарушения осанки, стопы, зрения.

5. Совершенствование дыхательных возможностей.

Основные средства физического воспитания младших школьников:

1. Гимнастические и акробатические упражнения – построения и перестроения; ОРУ с предметами и без; лазанье и перелазанье; несложные акробатические, танцевальные, на снарядах.

2. Легкоатлетические упражнения – ходьба, бег, прыжки, преодоление препятствий, метания.

3. Лыжная подготовка – скользящий и ступающий шаг, попеременный двухшажный ход, подъемы и спуски, повороты на месте и в движении.

4. Плавание – подготовительные упражнения для освоения с водой; работа рук и ног при различных способах; проплывание 25 метров.

5. Подвижные игры – игры для развития физических качеств и свойств личности.

6. Простейшие единоборства – «Бой петухов», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».

Вывод по теме: в процессе физического воспитания младших школьников следует учитывать: незавершенность формирования скелета (избегать статичных поз, спрыгиваний с большой высоты и др.); большой расход энергии (регулировать двигательную активность); ускоренный обмен веществ и быстрое восстановление сил (позволяет давать большие объемы нагрузки при строгой дозировке); не приспособленность к монотонной работе (частая смена заданий, подвижные игры); повышенная потребность в кислороде (исключать применение упражнений с длительной задержкой дыхания и натуживанием).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: