Послесловие к истории человечества 12 страница

[591] Есть люди «более высокого склада, которые могут волноваться на тысячу разных ладов, будто они наделены более чем пятью чувствами и способны вмещать мысли и чувствования, переступающие обычные границы природы» (М.1954, с. 80)

[592] “Музыка — ученая наука, которая, наряду с исследованием звуков, указывает, как составленная из них хорошая мелодия и гармония выражает и пробуждает человеческие аффекты”

[593] Из предисловия: “Все жанры хороши, кроме скучного” (лукавая мысль! Разве главный критерий высокого искусства – занятность? Грязь массовой культур XX века обнажит неправду Вольтеровской идеи)

[594] «Конечная и последняя цель генерал-баса, как и всей музыки, — служение славе Божьей и освежению духа. Там, где это не принимается во внимание, там нет настоящей музыки, а есть дьявольская болтовня и шум».

[595] «Музыка — это искусство и наука умно расставлять тщательно отобранные и приятные звуки, правильно соединять их друг с другом и приятно исполнять, дабы благозвучие способствовало восхвалению Бога и другим добродетелям» (s.3)

[596] «Можно превосходно изобразить с помощью простых инструментов благородство души, любовь, ревность…»

[597] По смерти автора современники язвили: одной машиной стало меньше. Механические представления о душе, являясь следствием реального ее иссушения без Бога, в свою очередь, вели к еще большему ее оскудению и омертвлению. Так совершалась тайна апостасии.

[598] Англ. loveless — «безлюбовный», «не основанный на любви». Отношение к людям как к средству удовлетворения своих желаний — безнравственно. Общение эгоистов-наслажденцев, теряя человеческий духовный смысл и радость, вырождается в голый секс — преступление против заповеди любви, основания закона свободы. «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь», — говорит Христос (Мф. 24:12).

[599] “Время – деньги” (время – для подготовки к вечности, полагали, напротив, святые отцы)

[600] Злейший враг христианства незадолго до смерти сделал формальное заявление о своем примире­нии с церковью. Вольтер сказал однажды: "Я довольно долго слушал, что 12 человек основали новую религию, но имею удовольствие доказать, что достаточно одного, чтобы искоренить религию навсегда". Последняя ночь гордого человека прошла в ужасе и воплях. Он призывал на помощь именно Того, Кого всю жизнь преследовал. Вольтер, блестящий французский писатель, прочитав Библию, прошел к заключению, что она недостойна вни­мания. Он написал целый ряд трудов против нее и считал, что он достаточно опроверг ее, а если для ее окончатель­ного разрушения будут нужны еще удары, их, конечно, на­несет Ля Гарп, его молодой ученик. Во время французской революции, во дни террора, Ля Гарп был арестован и брошен в тюрьму с ежедневной уг­розой быть преданным смерти. В эти мрачные дни ему в руки попала Библия, он ее прочел и обратился к Богу. Он вышел из тюрьмы и стал защитником христианской веры вместо того, чтобы быть ее разрушителем.

[601] «Пользуются красками, но пишут чувствами»

[602] «Сколько трудов, сколько вариантов, сколько мучительных поисков, чтобы сохранить единство состояния». «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком».

[603] Основной труд - "Histoire naturelle generale et particuliere" ("Естественная история") в 36 томах (1749 - 1788). «Хорошо писать - это иметь ум, душу и вкус»

[604] «Совесть! Без тебя не чувствую в себе ничего, что возвышало бы меня над животными». В юности был гравером, лакеем, учителем музыки, писцом, домашним наставником, секретарем, театральным писателем, композитором. В теории гражданского общества выставил принцип суверенитета народа, воспитание основывал на развитии чувства. Противник извращенной цивилизации, сторонник возвращения к природе, простоте и верховенству народа.

[605] "Глаза и крыла бабочки достаточно, чтобы раздавить безбожника»

[606] «Не на месте примененная красота не только теряет большую часть своего эффекта, но и вредит, сбивая с пути слушателя, который не находится уже в расположении, нужном для того, чтобы с интересом следить за драматическим развитием» (Глюк). «Истинная цель музыки», по Глюку, состоит в том, чтобы "дать поэзии больше новой выразительной силы". "Музыка, сама музыка, перешла в действие..." - писал о глюковской опере Гретри.

[607] «Скульптор… чаще всего может сказать одно лишь слово, но то должно быть возвышенное слово». «Живопись приятна даже тогда, когда она лишена энтузиазма и гения, ее отличающих, но произведения скульптуры ничтожны без опоры этих двух основ».

[608] «Существование Библии является наибольшим, наивыс­шим благословением, какое только человечество когда-либо испытало". Великий кенигсбергский философ признался однажды: "Все книги, которые я читал, не дали мне того утешения, которое мне дало Слово Божие: "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, -потому что Ты со мною" (Пс. 22, 4). Юнгу Штиллингу он написал: "Вы хорошо поступаете, что ищете успокоения в Евангелии, потому что это неис­сякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдет". «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого».

[609] «Вот откуда льется свет», – сказал, воздев руки к Небу, великий основатель Венского классического стиля, в ответ на аплодисменты публики, прервавшие исполнение его оратории «Сотворение мира». «Когда работа моя плохо продвигалась вперед, я, с четками в руках, удалялся в молельню, прочитывал «Богородицу» – и вдохновение снова возвращалось ко мне».

[610] «История делается …полезнее: если становится Историей человечества… имеет нравственную пользу и очевидное влияние на Психологию, Политику, Физику и другие науки, коим служит она основанием». История вливает силы, открывает суть человеческого рода, возвышает дух: история — служительница религии… в ней «просиявает свет чудесных путей провидения», она «повергает дух к поклонению перед Богом (Шлецер Август Людвигович. Представление всеобщей истории. М., 1791, с. 29, 36,40)

[611] “Мелодия Моцарта,— говорил И. С. Тургенев,— льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или источник”. Под впечатлением одного из моцартовских квинтетов юный Шуберт писал в дневнике: “О Моцарт, бессмертный Моцарт! Как много, как бесконечно много таких благотворных представлений о более светлой, лучшей жизни оставил ты в наших душах”.

[612] Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец – плут
.

[613] Язык является внешним проявлением духа народа; их язык есть их дух, и их дух есть язык

[614] Распространил афонский опыт умной молитвы, в последние годы жизни перевел «Добротолюбие» (собрание аскетических творений святых отцов)

[615] Одержал 60 побед, ни одного поражения. Увеличил территорию России на 6 млн. кв. км. «Господь нас водит, Он наш генерал». «Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству». «Молитесь Богу, он Него победа». «Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей»

[616] «Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий».

[617] Из басни “Метафизик”: “Веревка – вервие простое”

[618] «И если между множеством согрешений случалось мне в жизни сотворить нечто благое, то признаю и исповедую, что сие не от меня происходило, но от Самого Бога, вся благая нам дарующего». Мальчиком писатель рыдал, читая историю Иосифа Прекрасного. В доме служилась Всенощная, мальчику поручали церковное чтение – так «ознакомился я с Славянским языком, без чего Российского языка и знать невозможно». В юности писатель занимался богомыслием. Незнакомый нам Фонвизин с восторгом передает проповедь иерея Василия в селе, вызвавшую у всех слезы умиления: «Отчего, например, ты, крестьянин Сидор Прокофев, пришел к обедне, может быть, и с умиленным сердцем, но с разбитым рылом? Отчего и ты, выборный Козьма Теренов, стоишь, выпуча на святые иконы такие красные и мутные глаза?» (ПСС, т.3.–М.,1830)

[619] «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его» «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабское подражание в безделках» (Н.М.Карамзин. О любви к отечеству и народной гордости. – Одесса, 1888, с.5,10). «Вера христианская есть тайный союз человеческого сердца с Богом; есть внутреннее, неизглаголанное, небесное чувство; она выше земли и мира; выше всех законов – физических, гражданских, государственных – но их не отменяет» «Демократы, либералисты хотят нового беспорядка: ибо надеются им воспользоваться для своих личных выгод». «Сила выше всего? Да, всего, кроме Бога, дающего силу!» «Для существа нравственного нет блага без свбоды; но эту свободу дает не Государь, не Парламент, а каждый из нас самому себе, с помощью Божией. Свободу мы должны завоевать в своем сердце миром совести и доверенностью к Провидению!» «Велик тот, кто чувствует свое ничтожество – пред Богом!» (Н.М.Карамзин. Неизданые сочиения и переписка. – СПб., 1862, с. 3, 194,195, 197). Карамзин пишет о том, что мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России. Петр, «увидев Европу, захотел Россию сделать Голландиею», объявил себя главою Церкви. (Записка «О древней и новой России» 1870,с 2254-2255)

[620] «Бах — завершение. От него ничего не исходит, но все ведет к нему» (Швейцер). В рукописях Баха стоят буквы: S.D.G. — Soli Deo Gloria («Единому Богу слава»); J.J. — Jesu juva («Иисусе, помоги»). В соответствии с датой смерти Баха в музыковедении определяется верхняя граница возвышенной эпохи барокко в музыке (1600-1750). Впечатление от музыки Баха записывает в 1827 году Гете: «… как будто бы вечная гармония говорит сама с собою о Боге пред творением мира». Шуман писал Мендельсону об одной из хоральных прелюдий: «Cantus firmus окружен гирляндами золотых листьев, излучающих блаженство, и, как ты сам признавался мне, — если потеряешь в жизни надежду и веру, один только этот хорал снова возвратит их»

[621] Вкус есть «способность чутко и быстро определять меру удовольствия». «Вкус — это то, что привлекает нас к предмету посредством чувства». Лучшие писатели — «те, кто умел одновременно возбудить в душе максимум ощущений». «Те, кто умеет судить со вкусом о произведениях человеческого ума, испытывают и создают себе бесчисленное множество ощущений, неизвестных другим людям». «Совершенство в искусстве заключается в том, чтобы представить вещи в форме, наиболее способной доставить нам удовольствие». Монтескье рассматривает отдельно удовольствия порядка, разнообразия, симметрии, контрастов, неожиданности… «О неуловимом»: «женщина может быть красивой только на один лад, а хорошенькой — на 100 тысяч ладов».

[622] По подсчетам Ю.Лотмана, в 18 веке число переводных книг к отечественным относилось как 30:1. Руссо и Вольтер были популярнее в России, чем во Франции (где они обрели известность только после революции). В 1860-х годах св. Игнатий Брянчанинов писал, что именно ради исцеления России от увлечения фальшивыми идеями была попущена Отечественная война 1812 года. Вдохновенное возвращение к духовной глубине отечественной традиции возвысило культуру России 19 века и сделала ее важнейшей частью мировой культуры. Но вновь стала страна заворожено смотреть на идеи германского социализма. Св. Игнатий пророчествует о еще более страшной войне, если Россия не отвратит взоров от нового увлечения ложью и не вернется к святым основам жизни.

[623] «До 1789 года императорский двор самодовольно драпировался в величественные складки просвещения и философии» (Герцен, ПСС и писем, т.VI, Пг.1919, с.455)

[624] “Стиль – это человек”. Бюффону принадлежит также известное определение: «Гений – это терпение». «Гений образуется терпением, с которым длительно рассматриваешь какую-нибудь идею, пока не обнаружишь плодотворные и прочные соответствия»

[625] Попав в среду православия и святости, понятия обрели онтологическое, «вертикальное» измерение: отчуждение не только от людей, но и, в первую очередь, от Бога, — например, в переводах слов блаженного Афонского старца Паисия (1924-1994)

[626] Л.Кириллина Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX веков. М., 1996, с. 103.

[627] Осмеивается мысль главного героя “Все к лучшему в этом лучшем из миров”. Эту мысль высказал Лейбниц в “Теодицее (1710): “Бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных”. Развитие науки выявило справедливость мысли Кандида и Лейбница: наш мир в самом деле представляет собой единственно удачный выбор из бесконечности возможных миров.

[628] «Бог заботится о каждом из нас так, как если бы он был у Него единственным». «Когда же человек снабдит душу словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло».

[629] Композитор желал умереть в Страстную пятницу, надеясь "соединиться с Господом Богом, кротким Спасителем, в день Его Воскресения", а также быть погребенным в Вестминстерском соборе. Его желания сбылись.

[630] “Истинная музыка — язык сердца”

[631] «Материя каждой вещи создана по ее идее…все творение будет прекрасным из-за наличия в нем духа и будет обладать высшим совершенством материи»

[632] Оркестр подчинился настроению сцены, поющие фигуры ожили, пение, ставшее проще и естественней, а также и хор включились в действие драмы, предваряемое в смысловом отношении увертюрой.

[633] Из 928 монастырей в царствование Екатерины было закрыто 700

[634] Дал образец «запричастного концерта» в литургии — вместо причастного стиха (киноника).

[635] «История есть истинное предание о бывших приключениях, по бытию времен расположенных и написанных, не столько для того, чтобы дать нам познание о знаменитых делах, с начала мира случившихся, сколько для наставлений нас в исполнении должностей наших» (с.25)

[636] Миних говорил: Россия, по-видимому, управляется Богом, потому что никаких основ и предпосылок к ее существованию нет.

[637] Появился термин мотив, но ссылается и на итальянский термин мотиво.

[638] Л. Кириллина Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX веков. М., 1996, с. 54.

[639] Бетховен сказал Рохлицу о Клопштоке: «Он тоже всегда начинает слишком издалека и с высока; всегда Maestoso! Des-dur! Не правда ли?»

[640] Роман вызвал волну самоубийств

[641] Пристли, отрицавший Бога, к концу жизни приступил к исследованию Евангелия и глубоко уверовал в Его бес­смертные истины. Перед смертью Пристли благодарил Бога за жизнь, которая увенчалась познанием Христа и уповал на христианскую кончину.

[642] "Это "Ифигения" Расина, переделанная в оперу", — с одобрением говорили парижане.

[643] “Похоже, что патетическое является пищей великих душ. Художники, наделенные приятным, радостным, нежно-милым характером, или те, в ком господствует цветистая фантазия и живое остроумие, очень редко могут подняться до патетического”… «при другом содержании художник может выказать свое остроумие, свой вкус, свое чувствительно нежное сердце; здесь же мы видим лишь силу его души и величие его чувствований» — Л.Кириллина Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX веков. М., 1996, с. 103, 104.

[644] «...Во всех ты, Душенька, нарядах хороша»

[645] «Каковы "да" и "нет" человека, таков и характер его. Скорое "да" или "нет" отличает живой, твердый, решительный характер, медленное же - осмотрительный и боязливый».

[646] В статье о современном танце: он не означает «скачков и прыганья, но некоторые только положения тела и порядочный стан, или, лучше, науку, изобретенную для своих мыслей посредством некоторых движений и жестов» (Рус. перевод с фр. М., 1790). «Порядочный стан» — здесь указание на характерную для классического аристократического танца и балета строгую вертикаль тела, выражающую идею благородной приподнятости духа. Эта идея была окончательно поругана в ХХ веке, когда с разных континентов вторглись в европейское искусство низкие позы с чувственно отставленной задней частью тела.

[647] «Где стол был яств, там гроб стоит»

[648] Картина грозы во вступлении воплощает предчувствие трагедии

[649] Глюк, по его словам, "старался быть... скорее поэтом, живописцем, чем музыкантом".

[650] Появляется полифония и фугированные формы. Моцарт сделал квартетные и квинтетные обработки баховских фуг с присочинением Adagio вместо прелюдий из «Хорошо темперированного клавира».

[651] «Двадцать три года, и ничего не сделано для бессмертия» — возглас Дон-Карлоса

[652] Фонвизин основал «Периодическое издание, посвященное истине, «Друг честных людей, или Стародум», где изображает переписку «Сочинителя Недоросля» со Стародумом. Здравомысл: – Я хотел бы только, чтобы в Университетах наших преподавалась особенно политическая наука. Сорванцов: – Что вы чрез сию науку разумеете? Здравомысл: – Разумею науку, научающую нас правилам благочиния (ПСС, ч.3. – М., 1830, с. 107)

[653] Тех, кто перестает после того доверять его музыке, спросим: можно ли представить Моцарта секретарем обкома партии или одетым в эсесовскую форму? Нет ничего более несоединимого, чем нежная любящая душа Моцарта и дьявольски-хладная, жуткая жесткость масонской организации. Большой вред нанес он этим поступком своей душе, но, страдая, она очищалась постоянным (заповеданным святыми отцами исходного вселенского православия) памятованием о смерти, как условием блаженства (см. 1785).

[654] «Если люди не помнят о смерти, то они живут вне реальности», — говорил греческий старец схимонах Паисий (1924-1994).

[655] Понять смерть как подругу жизни и ключ к блаженству — значит признать недостаточность земного существования и высшую потребность в вечности, в Боге, без чего человек уже и не человек. Только после бесстрашного принятия истины художник способен получить ее дар — откровения красоты, которые будут окрылять его и путеводить, а его шедевры насытят вдохновением, превратив их в благовестие красоты высокого интонационного богословия.

[656] “Музыка — это изящное искусство, которое имеет своей целью пробуждать в нас благородные чувства”

[657] В 1774 году в бою под Алуштой Кутузов получил тяжелое ранение: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. В 1788 году при осаде Очакова он вновь опасно ранен — пуля попала в щеку и вышла в затылок. Лечивший его хирург Массот так прокомментировал его рану: «Должно полагать, что судьба назначает Кутузова к чему-нибудь великому, ибо он остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам науки медицинской».

[658]"Невозможно правильно править миром без Бога и Библии".

[659] Г.К.Ротери, Ф.М.Беннет. Золотой век амазонок. М., 2004, с.103-106, 11-12.

[660] Автор ставить целью тренировать у детей не только память, но и прочие силы души и все перемены одной и той же мыслящей силы: разум, рассудок (способность рассуждения, разрешения спора между утверждением и отрицанием), способность заключения, внимание, воображение, остроту, проницательность и иные («посредством остроты, или остроумия, мы представляем себе сходство, а посредством проницательности различия вещей» — с.68). В волевой сфере демонстрируется свобода воли, рассматриваются инстинкты и высшие побуждения жизни, например, побуждение любви к людям и к Богу, сочувствия, побуждения к благодарности. Объясняется сущность смерти, дается представление о тяжких болезнях бессмертной души, о страстях («когда душа ничего не видит и не слышит»), ненависти, зависти и др., о чувстве стыда и раскаяния. Рассмотрение духовной цели каждой из способностей души завершается на ноте восхищения и благодарности Богу («дивитесь же чудесным силам, дарованным душе нашей!)

[661] Г.К.Ротери, Ф.М.Беннет. Золотой век амазонок. М., 2004, с.103-106, 11-12.

[662] Долг архитектора — «чтобы всякое строение… могло заслужить о себе рассуждение, возбудить разного рода приятные чувствования и вперить в сердце восхищение, почтение и самую набожность» (с. 160)

[663] «Я убежден, — сказал Людовик своим адвокатам, — что они меня погубят, но все равно будем заниматься моим процессом, как будто я должен его выиграть; и я его в самом деле выиграю, потому что память, которую я по себе оставлю, будет безупречна.»

Вступивший на престол Людовик XVI был встречен как «освободитель». Франция стала улучшать свое экономическое положение. Защитник Людовика XVI Десез говорил «судьям»: «Людовик, вступив на престол двадцати лет, показал пример нравственности, правосудия и бережливости; никакой слабости, никакой порочной страсти он не принес с собою; он был постоянным другом народа. Народ пожелал, чтобы разорительный налог был отменен — Людовик отменил его; народ пожелал уничтожения рабства — Людовик уничтожил его; народ просил реформ — Людовик дал их; народ хотел изменить законы — Людовик согласился на это; народ хотел, чтобы миллионы французов снова получили свои права, — он возвратил их; народ хотел свободы — он дал ее. Он предупреждал своими пожертвованиями желания народа, этой славы нельзя отнять у него».

Во время голосования смертного приговора Людовику в зале конвента, как установлено, находилось 14 подставных лиц, не являвшихся членами Конвента. Вопрос о казни короля был решен большинством в один голос!

Историк Г. Ленотр приводит показание члена «инсурекционной комиссии» Горэ: «По чьему распоряжению были приняты все эти предосторожности, касающиеся голосования, мне не известно. В Совете об этом никогда не было речи, и я всегда думал, что какая-то тайная и могущественная партия действовала в этом случае без ведома мэра, который на этом Совете, однако, председательствовал».

Перед казнью король сказал: «Я умираю невинным, я прощаю своим врагам, а ты, несчастный французский народ…» Людовику не дали договорить… «Таким образом, — пишет Минье, — погиб тридцати девяти лет от роду, после шестнадцати с половиною лет царствования, проведенного в искании добра, лучший, но слабейший из монархов… Он, может быть, единственный государь, который не имея никаких страстей, не имел и страсти к власти и соединял оба качества, характеризующие хороших королей: страх Божий и любовь к народу».

[664] «1. Все церкви и храмы будут немедленно закрыты; 2. Все священники несут персональную ответственность за все волнения, источником которых явятся религиозные убеждения; 3. Всякий, кто потребует открыть храм или церковь, будет арестован»

[665] Решением Конвента с нее сняты все украшения, а главу отправили на кладбище. Но мэр Амьена Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно забрал мощи к себе в дом, сохранив святыню, которая была возвращена в собор в 1816 году

[666] Автор утверждает, что история сохранялась песнями, что, по свидетельству Аристотеля, законы воспевались, прежде чем были записаны. Согласно Полибию, «лучше не знать науку, чем быть неискусным в благодарственных песнях» (с.Кн.1, с.118-119).

[667] О том, как первый раз пошатнулся авторитет Робеспьера, мы читаем у Карлейля:

«Однажды, в последних числах октября, Робеспьер, вызванный на трибуну новым намеком на старую клевету о диктатуре, говорил и защищался со все большим и большим успехом, пока, воодушевившись, не воскликнул храбро: "Есть ли здесь кто-нибудь, кто осмелится обвинить меня в каком-нибудь конкретном проступке!" "Moi!" - восклицает кто-то. Пауза глубокого молчания. Сухая, сердитая фигурка с широким лысым лбом торопливо подошла к трибуне, вынимая из кармана бумаги: "Я обвиняю тебя, Робеспьер, я, Жан Батист Луве!" Серо-зеленое лицо побелело, он отступил в угол трибуны. Дантон крикнул: "Говори, Робеспьер, здесь много добрых граждан, которые слушают тебя", но язык отказался повиноваться. Тогда Луве резким голосом прочел и последовательно перечислил все его преступления: диктаторский характер, стремление к исключительной популярности, запугивание на выборах, процессии

во главе черни, сентябрьские избиения, пока весь Конвент снова не разразился криками и тут же чуть не предал суду Неподкупного».

[668] На самом северном из островов, Кадьяке, миссионеры строили церкви и открывали при них церковноприходские школы, обучали русскому языку и грамоте алеутов и их детей, прививали медицинские знания, развивали огородничество, завезли на остро­ва лошадей, рогатый скот. Архимандрит Иоасаф освоил для проповеди местный язык. Он писал настоятелю Валаамского монастыря игумену Назарию: «На Кадьяке зимою более 6000 окрестили, и так усердно приемлют крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли».

[669] Крещен иеромонахом Макарием во время его пребывания на востоке Алеутских о-вов (с лета 1795 по лето 1796). После крещения Смиренникову стали являться два ангела, которые наставляли его на истины веры. Он хорошо разбирался в православных писаниях и учении и постоянно передавал свои знания в этой области другим алеутам. Духи помогали ему лечить людей и давали знание о будущем. Свт. Митрополит Московский Иннокентий (тогда о. Иоанн Вениаминов) после тщательных бесед со Смиренниковым признал его духов ангелами Господними. Он ушел от этого человека, восхищаясь им и надеясь на то, что этот старец и дальше будет помогать алеутам о.Акун.

[670] Прозорливый монах Авель предсказал ему смерть от заговорщиков и дал важнейшие пророчества о России. Потрясенный император Павел написал письмо царю Николаю II, завещав ему вскрыть его через 100 лет после своей кончины.

[671] - Коротко будет царствование твое... На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину примешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями,… Будут поносить добрую память твою... Но народ русский правдивой душой своей поймет и оценит тебя и к гробнице твоей понесет скорби свои... О судьбе же Державы Российской было в молитве откровение мне о трех лютых игах: татарском, польском и грядущем еще - безбожном...

- Святая Русь под игом безбожным? Не быть сему во веки!…

- А где татары, Ваше Императорское Величество? Где поляки? И с игом жидовским то же будет...

- Что ждет Преемника моего, Цесаревича Александра?

- Француз Москву при нем спалит, а он Париж у него заберет и Благословенным наречется...

- А кто наследует Императору Александру?

- Сын твой, Николай...

- Как? У Александра не будет сына? тогда Цесаревич Константин.

- Константин царствовать не восхочет… Начало же правления сына твоего Николая дракою, бунтом зачнется. Сие будет семя злотворное, семя пагубное для России... Лет через сто примерно после того оскудеет ДОМ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ, в мерзость запустения обратится...

- После сына моего Николая на престоле Российском кто будет?

- Внук твой, Александр Второй, Царем Освободителем преднареченный. твой замысел исполнен будет, крепостным он свободу даст: а после турок побьет и славян освободит от ига неверного. Не простят бунтари ему великих деяний, "охоту" на него начнут, убьют среди дня ясного в столице верноподданной отщепенскими руками...

Царю Освободителю наследует сын его, а твой правнук, Александр Третий. Миротворец истинный. Славно будет царствование его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет он. А только недолго царствовать будет.

- Кому передаст он наследие Царское?

- Николаю Второму - Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: Псалмы 90,10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой... Война будет, великая война... По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет трон Царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровью Агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачеися. Наступит воистину казнь египетская.

Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать Землю Русскую, грабить святыни ее, закрывать Церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника. А то ли еще будет. Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут. Новый Батый на Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного Царя.

- Ужели сие есть кончина Державы Российский и несть и не будет спасения?

- Невозможное человекам, возможно Богу...Восстанет в изгнании из дома твоего Князь Великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет Избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Облик его будет державен и светел, и никто же речет: "Царь здесь или там", но "это он". Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит свое призвание... Имя его трикратно суждено в истории Российской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: