Привязанность - другое «наклонное» отношение, на этот раз
отношение Родитель-Ребенок (таблица 6 сверху вниз). В случае
восхищения Взрослый одного человека поражает Ребенка другого. В
случае привязанности Ребенок одного лица поражает Родителя в
другом. Человек, чувствующий привязанность, выражает ее очень
похоже на то, как мать или отец делают это по отношению к пре-
лестному ребенку, а объект привязанности отвечает в простой
детской манере. Это не роли. Это истинные чувства, возникающие
из различных эго-состояний, а эго-состояния отличаются от ро-
лей. Эго-состояния являются психологическими реальностями, по
существу они являются единственными психологическими реальнос-
тями, несмотря на то, что они легко могут быть фальсифицирова-
ны. Они представляют собой системы чувств, которые сохраняются
всю жизнь вполне независимо от ролей, несмотря на то, что роли
могут неразрывно соединяться с ними и искажать их.
При отношениях привязанности взаимодействия на уровне
|
|
Взрослый-Взрослый могут происходить время от времени, но привя-
занность сама по себе идет от Родительского эго-состояния и
возбуждает ответ Детского эго-состояния. Во многих семьях роди-
тели считают, что необходимо выглядеть серьезным, проявляя свою
привязанность, и многие дети следуют этим инструкциям и твердо
убеждены, что это необходимо. Такая привязанность, проявляемая
с серьезной миной, называется заботой. Нет причины, однако, по-
чему бы человеку не проявлять привязанность, будучи в хорошем
настроении, а забота часто выглядит не столько действительно
полезной, сколько немножко вымученной. В этом состоит ответ на
один из удивительных вопросов жизни и смерти. Почему случается
так, что безнадежные раковые больные узнают, что y них рак,
несмотря на то, что ухаживающие за ними люди искренне старают-
ся их одурачить? Они могут притворяться, что не знают этого,
часто из уважения к тем, кто окружает их, поскольку раковые
больные, также как и другие больные, обычно парни что надо и
следуют дальше по своему сценарию. Однако, как правило, они
знают об этом.
Каким путем пациент выясняет это, и какая его часть знает
об этом? Он понимает все, я думаю, потому, что независимо от
того, насколько натурально остальные умудряются вести себя ря-
дом с ним, всегда находится одно исключение: либо они не смеют-
ся, когда им следует смеяться, либо, если они это делают, они
слишком быстро обрывают смех. Вот в чем ошибка людей, которые
слишком сильно стараются «демонстрировать» заботу, которая яв-
ляется далеко не самой полезной вещью. Они обескуражены такой
|
|
страшной вещью как рак, и их пожелание смеяться или неловкость,
когда они смеются, выдают диагноз, даже если их искренняя забо-
та заставляет их желать скрыть его.Истинная забота, которую они
могут иметь, спотыкается об их заботу как бы выглядеть заботли-
выми, портя таким образом картину. Требуется много мужества,
чтобы оставить попытки выглядеть заботливым с раковым пациен-
том, но этого можно добиться и это окупает усилия, как показы-
вают эксперименты с медсестрами (отделениями для раковых
больных), ухаживающими за раковыми больными.
Вот как ненамеренное разоблачение тайны происходит. Давай-
те предположим, что миссис С делают операцию брюшной полости,
чтобы выяснить причину ее болей, и хирург обнаруживает угрожаю-
щую опухоль, которая станет фатальной в течение нескольких ме-
сяцев. Для того, чтобы избавить ее от страданий, все решаются
сделать вид, что y нее нечто менее серьезное; несмотря на то,
что они продолжают держать ее в госпитале. Она очень встревоже-
на и хочет знать, вынесен ей смертный приговор или нет. Но она
одновременно очень боится его, поэтому она может задавать воп-
росы, но не слишком настаивать на получении прямых ответов. Она
может быть не готова встать лицом к лицу с проблемами, которые
из них возникают. Несмотря на это, она действительно хочет
знать, выживет ли она.
В то время как ее Взрослый избегает открытого ответа, ее
Ребенок тайно прикладывает все усилия, чтобы получить его, и
наблюдает поведение людей очень очень внимательно, чтобы полу-
чить какие-либо ключи к разгадке. Заметив однажды, что люди
смеются не так, как прежде, она начинает это проверять. Люди,
которые были раньше безудержно веселыми, могут и сейчас допус-
кать небольшие шалости, создавая видимость, что все в порядке,
но они будут ограничивать их так, чтобы они уже не были безу-
держными. Бодрость доктора может отличаться от его отношения до
операции или от его манеры поведения с другими пациентами. Оза-
боченный священник может перестать говорить даже «официально
разрешенные шутки» о священниках и раввинах, о святом Питере и
т.п. В результате миссис С. ежедневно может схватить дюжину
примеров смеха, который стараются смягчить, или смеха, внезап-
но оборванного, и чрезвычайно скоро она уже знает, что ее дела
очень плохи, и она знает, что с ней.
В подобных случаях «проявление заботы» может казаться удов-
летворительным для человека, который ее проявляет, но из-за ее
вымученности такая забота работает не слишком хорошо. На деле
«проявление заботы» как способ обращения с раковыми пациентами
в течение длительного периода изнуряет как персонал, так и па-
циентов, и не приносит пользы ни тем, ни другим. Если пациен-
тов рассматривают как умирающих людей, то отделение для рако-
вых больных превращается в мрачное заведение, именуемое обычно
«Дом для неизлечимых» с неписанным девизом над дверью: «Чего вы
ждете от человека, который умирает от рака?» Если же с другой
стороны, к ним относиться как к «очень живым, уважающим себя
взрослым человеческим существам», то девиз превращается в сле-
дующее: «Что мы можем сделать для вас сегодня?» и сестры и док-
тора делаются живыми также как и пациенты.
Это крайний пример того, в чем заключается разница между
«проявлением заботы» и чувством привязанности.
Истинная привязанность найдет помощь или будет полезной,
когда это необходимо, и проявит заботу в критические моменты.
Но когда «осуществление заботы» предшествует размышлению, оно
может принести больше вреда, чем пользы, независимо от того,
является забота подлинной или нет. Твердое убеждение «Я забо-
чусь», (сказанное громко или одновременно написанное) более эф-
|
|
фективно, чем произвольные усилия выглядеть серьезным. Одна из
причин для этого осторожного обсуждения заключается в том, что
в то время, как Родитель и Взрослый могут в действительности
быть озабоченными, Ребенок обычно испытывает другое отношение,
несмотря на то, что сам находится в опасности. Вследствие та-
кой амбивалентности «чувство заботы» не должно становиться по-
водом для гордости или самодовольства как это часто бывает.
В более мягких ситуациях, если человек получает привязан-
ность, это позволяет ему смеяться над своими трудностями, но
если он становится предметом заботы, он принужден выглядеть
серьезным, чтобы оставить своих помощников удовлетворенными.