Суворовский спуск. Редуты. Набережная. Фонтан Савопуло. Казенный сад. Ак-Мечеть

А сейчас. Дамы и господа Мы с вами пройдем к месту, откуда, если верить историческим документам, которые дошли до наших дней, и началось строительство Симферополя, Итак перед нами памятник одному из величайших людей е только в истории Крыма и России, но и в мировой истории, - А.В. Суворову.

28 марта 1777 г. ордером Прозоровского Суворову поручалось укрепиться близ Ак-Мечети. В его распоряжение было выделено 2 пехотных полка и несколько эскадронов кавалерии. Место для своего лагеря он выбрал на возвышенной части левого берега Салгира и построил здесь тыловое укрепление-ретраншемент с артиллерийской батареей. Лучшего места, пожалуй, трудно сыскать: отличная видимость по всем направлениям, естественные и искусственные оборонительные рубежи. Фортификационные сооружения А. В. Суворова послужили одним из опорных пунктов русских войск в центре полуострова. Именно здесь А.В. Суворовым были поставлены редуты, а позже, как я уже рассказывал, именно на этом месте был построен первый вариант Храма Александра Невского.

А мы продолжаем нашу экскурсию по берегу Салгира. Надо отметить, что симферополь строился крайне неравномерно, да и скорость застройки оставляла желать лучшего. Но, тем не менее, уже в 1833 – 1835 гг. через реку перекинут каменный мост (так называемый Феодосийский), под которым Мы с вами сейчас проходим, впоследствии многократно перестроенный. Строительство мостов, совершенно необходимых для города, наталкивалось на серьезные трудности, поскольку надо было испрашивать разрешение или покупать землю у частных владельцев, т.к. вдоль Салгира, в то время, существовала достаточно плотная частная застройка. Мы проходим мимо современной затройки, которая проводилась тут в два этапа: в 30-е и 60-е гг. 20 века. З заданием музыкаотного училиза Вы можете видеть путырь и, за ним, новое здание библиотеки им. Франко

А мы с вами вышли на небольшую площадку с родником и лестницей. Этот родник, а точнее, - фонтан, как вы можете судить из надписи на нем, был устроен жителем Симферополя, греком Апостолом Савопуло в 1857 г., хотя, упоминается этот источник и в более ранних источниках. Сейчас мы с вами поднимемся по лестнице в первый городской общественный парк.

Этот парк был устроен по указанию одного из губернаторов Симферополя в 1822 году, напротив его дома, и назывался «казенный сад». «Он прекрасно разбит в английском вкусе,– свидетельствовал в 1836 г. путешественник Н. С. Всеволожский,– и уже разросся, так что может доставить гуляющим приятную тень. Здесь я нашел несколько деревьев индийского каштана, аршин пять вышиной и в полном цвете, множество итальянских тополей, душистой акации, вавилонские ивы и другие древесные и кустовые растения теплых климатов». Полвека спустя появились летний театр и ресторан, грандиозный по своим размерам памятник Екатерине II, и сад стал одной из достопримечательностей города, отмеченной в настольной и дорожной книге «Россия», 1910 г.

Мы с вами вышли на улицу Караимскую, которая служит границей между Симферополем и его предшественником, татарским городом Ак-Мечеть (Белая мечеть), ныне одноименного микрорайона современного Симферополя.

Ак-Мечеть была основана в веке как резиденция калги- султана – наместника крымского хана. Калга был крупным феода­лом (его владения – «калга- нак» – простирались от Ак-Мече- ти до истоков Салгира, у подно­жия Чатырдага) и имел большие полномочия: держать свой при­дворный штат, право карать пре­ступников смертью, в отсутствие хана командовать войсками. По сообщению турецкого путеше­ственника Эвлия Челеби (сер. 16 в.), Ак-Мечеть была цвету­щим городом: дворец калги, 2 тысячи каменных домов в два и три этажа, крытых ярко-крас­ной черепицей; 200 торговых лавок; пять больших мечетей, три монастыря, два медресе.

После взятия Крыма русскими войсками Ак-Мечеть опустела, дворец калги был разобран, мно­гие строения уничтожены. Но и в эпоху Симферополя продолжа­ла сохраняться мусульманская святыня этих мест – могила ази- за (святого) Салгир-Бабы. Леген­да гласит, что Салгир-Баба про­исходил от могущественных шей­хов, прибывших в Крым в древ­нейшие времена. «Этот благочестивый мусульманин, по воле всемилостивейшего Пророка, жил в Ак-Мечети в качестве эки- ма (лекаря), врачевавшего стра­давших разными болезнями, от­читывал их священными молит­вами. Все зарабатываемые день­ги он раздавал неимущим жите­лям, обитавшим на протяжении Салгира, по которому он совер­шал свое постоянное путеше­ствие, вследствие чего и назван был отцом Салгира. Слава его была велика, не раз ханы посы­лали за ним богато убранных ло­шадей и исцелялись от болезней молитвами этого человека. Когда же гяуры напали на Ак-Мечеть, Салгир-Баба, не двигаясь с мес­та, молился Богу, в то время один из разбойников лишил его жизни...». Салгир-Баба погиб во время крымского похода фельд­маршала Миниха (1737 г.); через сто лет на могиле этого азиза была устроена гробница.

«Этот святой, как уверяет на­ходящийся здесь старик, самый высший из всех азизов. Гробни­ца его посещается массой бого­мольцев, которые, навешивая здесь разные лоскутки материи, веруют, что с ними покидают тут же болезни, после чего они спе­шат к фонтану, находящемуся в городском саду, на берегу р. Салгир, умываться целительной во­дой».

А сейчас вы можете видеть знаменитые симферопольские «Петровские скалы». Вы видите телевышку? По дней, там на верху, находится здание факультета физического воспитания ТНУ, а во времена ВОВ в период аккупацмии Симферополя немецко-фашистскими захватчиками размещалось ГЕСТАПО, в подвалах которого были зверски убиты многие мирные жители Симферополя, а также подпольщиков. Еще раньше это здание было инвалидным домом, а в период первой обороны севасьлполя (1853-54 гг.) в нем размещался госпиталь.

Вот и закончились «Петровские скалы» и Вы можете видеть большой пустырь. Имнно на этом месте располагался дворец калги Крымского хана. В период завоевания Крыма Российской империей дворец был разобран на строительный камень и рядом с ним, точнее с тем местом, где он стоял, возникает одно из первых русских поселений, - петровская слобода. Ее домики до сих пор сохранились. первыми поселенцами на этой слободке были Суворовские солдаты отбывшие свой срок службы или списанные по болезни и ранениям.

А над петровской слободкой возвышается куэста, на вершине которой располагалась когда-то столица позднескифского царства, городище Неаполь скифский.

Расцвет Неаполя скифского приходится на П-I века до н. э., а его гибель, в результате вторжения на полуостров аланских кочевых объединений, на III в. н. э.

Суровые кочевники-скотоводы, - скифы, были народом неуживчивым и воинственным. Превыше всего ценили они коней и отвагу. Они воевали с таврами, исконными обитателями Крыма, греками, римлянами… Причем воевали не только скифы-мужчины. Незамужние молодые женщины-скифянки нередко добывали себе мужа в бою. Именно с ними воевал в свое время легендарный Геракл, с неукротимыми амазонками.

Интересна история его обнаружения и раскопок. Летом 1827 г. на окраине Симферополя новоиспеченный дворянин из малых народов Кавказа А.И. Султан-Крым-Гирей, в свое время получивший от петербургских чиновников столь экзотическую фамилию, а от Александра I землю в Тавриде, в одной из повозок, везших строительный камень со старого городища, увидел необычные камни. На одном из них был высечен барельеф воина на коне, на двух других - надписи. Александр Иванович купил у возчика эти камни и сообщил о них директору Одесского музея древностей И.П.Бларамбергу (1772-1830). Там, где эти камни были обнаружены на Петровских скалах,- Бларамберг нашел другие плиты с надписями, постамент от статуи, а также обломок мраморного рельефа с изображением (предположительно скифских царей Скилура и его сына - Палака). Так началось исследование Неаполя Скифского, города, просуществовавшего около шести веков.

Раскопки на Неаполе скифском продолжили А.С.Уваров, Н.И.Веселовский, Ю.А.Кулаковский и другие исследователи. В советское время (после окончания Великой Отечественной войны) здесь работала Тавро-скифская экспедиция АН СССР под руководством П.Н.Шульца. Археологи обнаружили многие памятники мирового значения. Среди них - мавзолей с пышными и богатыми захоронениями правителей Малой Скифии, систему оборонительных стен и башен, остатки жилых и культовых построек с интересной настенной росписью, поддающейся даже реставрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: