А сейчас. Дамы и господа Мы с вами пройдем к месту, откуда, если верить историческим документам, которые дошли до наших дней, и началось строительство Симферополя, Итак перед нами памятник одному из величайших людей е только в истории Крыма и России, но и в мировой истории, - А.В. Суворову.
28 марта 1777 г. ордером Прозоровского Суворову поручалось укрепиться близ Ак-Мечети. В его распоряжение было выделено 2 пехотных полка и несколько эскадронов кавалерии. Место для своего лагеря он выбрал на возвышенной части левого берега Салгира и построил здесь тыловое укрепление-ретраншемент с артиллерийской батареей. Лучшего места, пожалуй, трудно сыскать: отличная видимость по всем направлениям, естественные и искусственные оборонительные рубежи. Фортификационные сооружения А. В. Суворова послужили одним из опорных пунктов русских войск в центре полуострова. Именно здесь А.В. Суворовым были поставлены редуты, а позже, как я уже рассказывал, именно на этом месте был построен первый вариант Храма Александра Невского.
|
|
А мы продолжаем нашу экскурсию по берегу Салгира. Надо отметить, что симферополь строился крайне неравномерно, да и скорость застройки оставляла желать лучшего. Но, тем не менее, уже в 1833 – 1835 гг. через реку перекинут каменный мост (так называемый Феодосийский), под которым Мы с вами сейчас проходим, впоследствии многократно перестроенный. Строительство мостов, совершенно необходимых для города, наталкивалось на серьезные трудности, поскольку надо было испрашивать разрешение или покупать землю у частных владельцев, т.к. вдоль Салгира, в то время, существовала достаточно плотная частная застройка. Мы проходим мимо современной затройки, которая проводилась тут в два этапа: в 30-е и 60-е гг. 20 века. З заданием музыкаотного училиза Вы можете видеть путырь и, за ним, новое здание библиотеки им. Франко
А мы с вами вышли на небольшую площадку с родником и лестницей. Этот родник, а точнее, - фонтан, как вы можете судить из надписи на нем, был устроен жителем Симферополя, греком Апостолом Савопуло в 1857 г., хотя, упоминается этот источник и в более ранних источниках. Сейчас мы с вами поднимемся по лестнице в первый городской общественный парк.
Этот парк был устроен по указанию одного из губернаторов Симферополя в 1822 году, напротив его дома, и назывался «казенный сад». «Он прекрасно разбит в английском вкусе,– свидетельствовал в 1836 г. путешественник Н. С. Всеволожский,– и уже разросся, так что может доставить гуляющим приятную тень. Здесь я нашел несколько деревьев индийского каштана, аршин пять вышиной и в полном цвете, множество итальянских тополей, душистой акации, вавилонские ивы и другие древесные и кустовые растения теплых климатов». Полвека спустя появились летний театр и ресторан, грандиозный по своим размерам памятник Екатерине II, и сад стал одной из достопримечательностей города, отмеченной в настольной и дорожной книге «Россия», 1910 г.
|
|
Мы с вами вышли на улицу Караимскую, которая служит границей между Симферополем и его предшественником, татарским городом Ак-Мечеть (Белая мечеть), ныне одноименного микрорайона современного Симферополя.
Ак-Мечеть была основана в веке как резиденция калги- султана – наместника крымского хана. Калга был крупным феодалом (его владения – «калга- нак» – простирались от Ак-Мече- ти до истоков Салгира, у подножия Чатырдага) и имел большие полномочия: держать свой придворный штат, право карать преступников смертью, в отсутствие хана командовать войсками. По сообщению турецкого путешественника Эвлия Челеби (сер. 16 в.), Ак-Мечеть была цветущим городом: дворец калги, 2 тысячи каменных домов в два и три этажа, крытых ярко-красной черепицей; 200 торговых лавок; пять больших мечетей, три монастыря, два медресе.
После взятия Крыма русскими войсками Ак-Мечеть опустела, дворец калги был разобран, многие строения уничтожены. Но и в эпоху Симферополя продолжала сохраняться мусульманская святыня этих мест – могила ази- за (святого) Салгир-Бабы. Легенда гласит, что Салгир-Баба происходил от могущественных шейхов, прибывших в Крым в древнейшие времена. «Этот благочестивый мусульманин, по воле всемилостивейшего Пророка, жил в Ак-Мечети в качестве эки- ма (лекаря), врачевавшего страдавших разными болезнями, отчитывал их священными молитвами. Все зарабатываемые деньги он раздавал неимущим жителям, обитавшим на протяжении Салгира, по которому он совершал свое постоянное путешествие, вследствие чего и назван был отцом Салгира. Слава его была велика, не раз ханы посылали за ним богато убранных лошадей и исцелялись от болезней молитвами этого человека. Когда же гяуры напали на Ак-Мечеть, Салгир-Баба, не двигаясь с места, молился Богу, в то время один из разбойников лишил его жизни...». Салгир-Баба погиб во время крымского похода фельдмаршала Миниха (1737 г.); через сто лет на могиле этого азиза была устроена гробница.
«Этот святой, как уверяет находящийся здесь старик, самый высший из всех азизов. Гробница его посещается массой богомольцев, которые, навешивая здесь разные лоскутки материи, веруют, что с ними покидают тут же болезни, после чего они спешат к фонтану, находящемуся в городском саду, на берегу р. Салгир, умываться целительной водой».
А сейчас вы можете видеть знаменитые симферопольские «Петровские скалы». Вы видите телевышку? По дней, там на верху, находится здание факультета физического воспитания ТНУ, а во времена ВОВ в период аккупацмии Симферополя немецко-фашистскими захватчиками размещалось ГЕСТАПО, в подвалах которого были зверски убиты многие мирные жители Симферополя, а также подпольщиков. Еще раньше это здание было инвалидным домом, а в период первой обороны севасьлполя (1853-54 гг.) в нем размещался госпиталь.
Вот и закончились «Петровские скалы» и Вы можете видеть большой пустырь. Имнно на этом месте располагался дворец калги Крымского хана. В период завоевания Крыма Российской империей дворец был разобран на строительный камень и рядом с ним, точнее с тем местом, где он стоял, возникает одно из первых русских поселений, - петровская слобода. Ее домики до сих пор сохранились. первыми поселенцами на этой слободке были Суворовские солдаты отбывшие свой срок службы или списанные по болезни и ранениям.
А над петровской слободкой возвышается куэста, на вершине которой располагалась когда-то столица позднескифского царства, городище Неаполь скифский.
|
|
Расцвет Неаполя скифского приходится на П-I века до н. э., а его гибель, в результате вторжения на полуостров аланских кочевых объединений, на III в. н. э.
Суровые кочевники-скотоводы, - скифы, были народом неуживчивым и воинственным. Превыше всего ценили они коней и отвагу. Они воевали с таврами, исконными обитателями Крыма, греками, римлянами… Причем воевали не только скифы-мужчины. Незамужние молодые женщины-скифянки нередко добывали себе мужа в бою. Именно с ними воевал в свое время легендарный Геракл, с неукротимыми амазонками.
Интересна история его обнаружения и раскопок. Летом 1827 г. на окраине Симферополя новоиспеченный дворянин из малых народов Кавказа А.И. Султан-Крым-Гирей, в свое время получивший от петербургских чиновников столь экзотическую фамилию, а от Александра I землю в Тавриде, в одной из повозок, везших строительный камень со старого городища, увидел необычные камни. На одном из них был высечен барельеф воина на коне, на двух других - надписи. Александр Иванович купил у возчика эти камни и сообщил о них директору Одесского музея древностей И.П.Бларамбергу (1772-1830). Там, где эти камни были обнаружены на Петровских скалах,- Бларамберг нашел другие плиты с надписями, постамент от статуи, а также обломок мраморного рельефа с изображением (предположительно скифских царей Скилура и его сына - Палака). Так началось исследование Неаполя Скифского, города, просуществовавшего около шести веков.
Раскопки на Неаполе скифском продолжили А.С.Уваров, Н.И.Веселовский, Ю.А.Кулаковский и другие исследователи. В советское время (после окончания Великой Отечественной войны) здесь работала Тавро-скифская экспедиция АН СССР под руководством П.Н.Шульца. Археологи обнаружили многие памятники мирового значения. Среди них - мавзолей с пышными и богатыми захоронениями правителей Малой Скифии, систему оборонительных стен и башен, остатки жилых и культовых построек с интересной настенной росписью, поддающейся даже реставрации.