Сбор материала, выбор формата, последовательность выполнения работы

Жанр натюрморта позволяет живописцу наиболее свободно воплощать свой замысел - в самостоятельной постановке вещей художник, подобно режиссеру, конструирует реальность.

Натюрморт может выступать как один из жанров станковой живописи, как самостоятельное произведение искусства, но может быть и составной частью композиции жанровой картины, портрета-картины, следовательно, и играть значительную роль в раскрытии смыслового содержания произведения, являться важным средством характеристики художественного образа, в том числе его психологической характеристики.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных профессий, характеров, образа жизни.

Особенность образов натюрмортов, передающих через неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени, является основой композиционной деятельности художника в этом жанре.

При работе над дипломом, я пришла к серии из трех натюрмортов, передающих атмосферу осенней дачи: хризантемы и сентябринки, разрозненная посуда, разнообразные драпировки, только что собранный урожай, естественное освещение и воздушная атмосфера, дающая единство живописи картины. Свежесть, тишина и спокойствие дачи, буйство природы и предметы быта, отражающие проникновение человека в эту среду и его взаимодействие с нею – то, что вдохновило на создание этих работ.

Ориентировалась на таких художников, как Грабарь, Коровин, Богачев.

Композиционные задачи при изображении натюрморта решаются как в работе над учебной натурной постановкой, так и в процессе создания творческого натюрморта на основе возникновения замысла и разработки эскизов с использованием натурного материала.

При работе с эскизами и этюдами решался ряд задач: закомпоновать натюрморт в формат, передать средствами светотени и цветовыми отношениями выразительность и целостность группы предметов, их объем, освещенность, найти общее колористическое решение.

Композиционная работа при изображении натюрморта с натуры ведется в плане поисков характера группировки и размещения предметов в пределах картинной плоскости, в формате. В зависимости от характера изображаемых предметов — их высоты и ширины, глубины намечаемого пространства, степени контрастности предметов по величине, форме и цвету — ведется уточнение формата и положения композиционного центра, находится тональное и колористическое решение — словом, ведутся поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое разрешение вопросы равновесия, пропорциональных отношений по величинам.

Сюжетный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного центра. Он может выделяться, благодаря контрасту форм, тона, цвета, но он не должен нарушать целостности изображения как совокупности взаимосвязанных по смыслу предметов. В своих работах я сделала сюжетным центром букеты осенних цветов.

Предметы для натюрмортов подбирались не только композиционно, но и с задачей создать единый гармоничный колорит. Н.Н. Волков писал о том, что «изобразительная ясность цветового решения составляет одно из условий выразительной силы цвета». Серию из трех натюрмортов составляют: теплый, холодный и сближенный по тону.

В процессе работы с композицией и общим колоритом, выбором формата, какие-то предмет добавлялись, какие-то откладывались.

После утверждения наиболее удачных этюдов и компоновки, были заказаны подрамники, на которые натягивался холст.

Работа над натюрмортами в выбранном формате начиналась с нанесения рисунка на холст. Затем шел тоновой разбор предметов, так как понимание тоновых отношений существенно облегчает задачу точного и быстрого подбора самых сложных цветов и оттенков. Э. Делакруа говорил о том, что «когда цвет точен, линия рождается сама собой». План тонового разбора включает в себя следующие действия: определение основного источника освещения, определение направления лучей света на предмет, определение расположения рефлексов в тени, на свету. Далее начинается цветовой разбор предметов. Заранее должны быть рассчитаны не только основные локальные пятна, но и полутона, моделирующие форму, глубины тени, которые зависят не только от данного локального цвета, но и от соседнего; тень должна быть такой, чтобы глаз легко переходил по рассчитанному ритму от одного локального цвета к другому.

В картине не должно быть одинаковых теней, рефлексов и цветов. Б.В. Иогансон писал о том, что «надо ни на минуту не выпускать из внимания правила: всегда пишите различие между светами – по силе тона и оттенку цвета, между полутонами – по светосиле и оттенку цвета, между тенями - по светосиле и оттенку цвета, и проверять все цельным видением одновременно натуры и холста.»

При длительной работе над произведением каждый этап работы должен быть оправдан, каждый нанесенный красочный слой должен не уничтожаться на последующем этапе, а учитываться в создании целостного живописного образа.

В цветовом и фактурном построении красочного слоя картины или этюда участвуют все нижележащие слои красок, а также цвет, тон холста и его зернистая фактура.

Во время работы над натюрмортом, необходимо постоянно держать в поле зрения весь натюрморт целиком, писать предметы не отдельно, но вписывая их в окружающую среду, что помогает достигать единства и гармонии произведения.

При работе над серией живописных натюрмортов необходимо так же вести работу параллельно над всеми холстами, соблюдая целостность всей серии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: