Глоссарий

Русский Казахский Английский
  Прогресс прогресс Progress
  Развитие дамыту Development
  Перспективный перспективты Perspective
  Фундаментальный Негізгі Fundamental
  Эффективный Эффекті Effective
  Закономерность Заң Pattern
  Исследование Зерттеу Study
Задание на СРС. Объясните значения слов и выражений при помощи перевода на казахский язык или подбора синонимов: закономерность - ___________________, комплексный ______________________, опережать ________________________, перспективные ____________________, фундаментальный __________________, эффективность _____________________

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

1. «Техника в ее историческом развитии». М.: Наука, 1979//Колл. авт. С.В. Шухардин, Н.К. Ломан, А.С. Федоров

2. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

3. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

4. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

5. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 125 Вопрос об истине в науке. Вопросный и назывной планы. Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна
Прослушайте текст. Заполните тест.
? Какие вещи открылись перед маленькими экскурсантами во время посещения музея

А) волшебные

Б) замечательные

В) удивительные

? Слово «лапидарий» происходит от

А) греческого слова

Б) латинского слова

В) немецкого слова

? Слово «ляпис» обозначает

А) опора

Б) камень

В) медь

? Володя и его товарищи видели

А) мраморные позолоченные перила

Б) цветные витиеватые изразцы

В) серые рубчатые колонны

? Музей в городе скопирован со старинного

А) греческого храма Тезея

Б) греческого храма Артемиды

В) греческого храма Зевса

? Ответьте на вопросы:
  1. Где Володя и его товарищи столкнулись с удивительным для себя открытием?
  2. Что именно поразило детей?
  3. Где раньше встречались мальчикам изображения лапидариев?
  4. Чему удивились маленькие посетители музея?
  5. Что хранилось в стенах музея?
  6. Какие удивителные открытия приходилось вам совершать в детстве?
Перескажите прослушанный текст.  
Прочитайте текст

1. Наука в существе своем состоит в систематическом разыскании утверждений истины. Поэтому для науки, для научного мировоззрения, для ученого вопрос об истине является основным. Научное исследование направляется заинтересованностью исследователя, который не стремится заранее извлечь из объекта какую-либо пользу, а хочет лишь понять. В отличие от этой чисто научной позиции инженерно-научный, «прикладной» подход направляется желанием извлечь из объекта определенную пользу.

2. Чтобы желание узнать понять могло осуществиться, оно должно следовать некоторым общим требованиям. Первая из них: ищи истину, настойчивым будь, насколько возможно, объективным, не затемняй свое сознание предвзятыми авторитетами, личными соображениями. Необходимо искать доказательства и не утверждать, не принимать ничего, не подтвержденного фактами. Однако при этом необходимо быть вдумчивым и критичным, в частности, к самому себе, сохраняя возможность сомнении как условия движения к более совершенному и обоснованному знанию. Нужно быть готовым пересмотреть свое, даже основанное на доказательствах, убеждение, если того потребуют новые аргументы и факты.

3. Для науки же чрезвычайно важно, чтобы лежащие в ее основе факты были установлены правильно, твердо доказаны и проверены. Задача науки в том, чтобы не только описать какое-либо явление, но и объяснить его.

Поэтому собранные факты надо уметь правильно связать между собой. Одни факты выступят как причина, а другие – как их следствие (значит, между ними обнаружится причинно-следственная связь). Факты становятся составной частью научных знаний лишь в том случае, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением закона о действительности. Раскрытие сущности вещей и явлений – достаточно длительный, сложный и противоречивый процесс. Он, как правило, никогда не осуществляется с одного раза. Ведь прежде чем убедиться в том, какова сущность явлений, приходится сначала предположить, какова она. Вот такое мыслимое предположение именуется либо догадкой, если в пользу его нет твердо установленных фактов. Либо гипотезой. Если такие факты, хотя бы и неполные, уже собраны.

Любое теоретическое предположение ограничивается обобщением и объяснением уже накопленных фактом. Важной его функцией является предвидение, прогнозирование. Догадка в процессе накопления фактов переходит в гипотезу, гипотеза, проверенная экспериментом, превращается в теорию или закон.

4. Основными, системообразующими, элементами в науке можно отметить следующие.

1) факты, данные наблюдений и опытов;

2) гипотезы.

Научные законы, соответствующие законам объективного мира, теории процессов, общие теоретические выводы из экспериментальных данных и открытых законов.

? Ответьте на вопросы
  1. Какие требования предъявляются к исследователю?
  2. Почему для ученого вопрос об истине является основным?
  Для чего ученые собирают факты и классифицируют их?
  Выделите основные этапы исследовательской работы.
  Какова функция любого теоретического предположения?
  Каковы этапы зарождения теории?

¤ Переведите текст, используя любой план. Составьте словарь статьи.

§ Грамматический комментарий
Вопросныйплан – план,составленный на основе вопросов.Оформляется в виде ряда вопросных предложений. Назывной план – план,составленный на основе повествовательных предложений.
Составьте реплики вопросов диалога на основе текста для чтения. Разыграйте диалог со своим соседом.

Расскажите об известном вам открытии.

¤ Подготовьте вопросы для дискуссии «Изменились ли цели науки за последние двести лет?» или «Что движет наукой?»

Составьте микротекст с использований 4-5 из приведенных ниже словосочетаний.

Аналитическое мышление, научная дискуссия, научный отчет, систематизация знаний, профилирующая кафедра, труд ученого, удовлетворение результатом, служение науке, завидное упорство, систематичность поисков, интеллектуальный труд.

¤ Напишите эссе «Трудная дорога к научной истине» на основе предварительно составленного вопросного плана.

¤ Напишите рецензию на данную статью

Изучение строения и эволюции звезд является важнейшей классической частью астрономии.

На каждом этапе развития фиики теория звезд обогащалась новыми физическими принципами. Теория тяготения, термодинамическая теория уравнения состояния газов, теория теплового излучения, лучистого и конвективного переноса энергии - таков первый круг физических знаний, использованный к началу века при построении теории звезд. Эти знания пополнялись и в дальнейшем в связи с теорией атомов и ионов и уточнением их оптических свойств, а также теорией вырожденного электронного газа. Главным новшеством ХХ века было понимание источника энергии звед, связанное с развитием ядерной физики. За этим следует содание общей теории относительности и выяснение ее астрономическихследствий.

Однако не физика, а сама астрономия. Именно наблюдательная астрономия явилась главным источником наших сведений о вездах. Победное шествие астрономии началось с изучения солнечной системы. Определение астрономической единицы, т.е. расстояния от земли до солнца, дало возможность определить массу и светимость этой ближайей к нам звезды. Вскоре были оредлены расстояния до другихзвезд, что позволило найти их параметры. Большую роль сыграло изучение двойныхзвезд.

Тесты для самоконтроля

21. План:

1. История эволюционной психологии.

2. Эволюционно-психологический подход к поведению человека.

3. Перспективы эволюционной психологии.

Данный план является

a) простым назывным

b) сложным назывным

c) простым вопросным

d) сложным вопросным

22. План:

1. Современные теплоизоляционные материалы в строительстве.

2. Виды современных теплоизоляционных материалов:

a) По способу применения

b) По составу

3. Технологические особенности применения теплоизоляционных материалов в завивисмости от состояния грунта.

Данный план является

a) простым назывным

b) сложным назывным

c) простым вопросным

d) сложным вопросным

23. План:

1. Что включает в себя понятие «наука»?

2. В какой части света зародилась наука?

3. Как передавалось научное знание до описываемого времени?

Данный план является

a) простым назывным

b) сложным назывным

c) простым вопросным

d) сложным вопросным

24. Отьметьте неправильный ответ

a) Планы бывают простые и сложные

b) Планы бывают вопросные и назывные

c) План может быть одновременно и простым, и вопросным

d) План не может быть сразу сложным и назывным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: