Глоссарий

Русский Толкование Казахский Английский
Гипотеза Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений гипотеза Hypothesis
Эксперимент Опыт эксперимент Experiment
Предположение Догадка, предварительное соображение Дәлелдеу Assumption
Подтвердить Признать правильность чего-нибудь Дәлел Confirm
Догадка Предположение о вероятности, возможности чего-нибудь. Жүзеге асыру Guess
Обосновать Подкрепить доказательствами   Justify
Задание на СРС.Выучите определения специальной лексики.
Задание на СРСП.Коллоквиум «Наука для общества».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

4. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

5. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 126 История науки. Научный стиль. Характерные черты научного стиля.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна
Прослушайте текст. Объясните значения слов посол, ставка, предместье, цитадель, шахристан, торгово-ремесленные ряды. Перепишите эти слова с толкованием. Составьте предложение со словом цитадель.
? Тараз называли

А) «городом мастеров»

Б) «городом мудрецов»

В) «городом купцов»

? Тараз представлял собой город

А) классического образца

Б) современного образца

В) европейского образца

? Окружность города составляла

А) 40-40,5 км

Б) 4-4,5 км

В) в 400-400,5 км

? В городе…

А) печатались книги

Б) процветали ремесла

В) чеканились монеты

? Город достиг расцвета в …

А) IХ-ХII веках.

Б) ХХ-ХХI веках

В) ХVIII- ХIХ веках

? Ответьте на вопросы:
  7. Что вы знаете об истории старинных городов Казахстана?
  8. С каким историческим явлением тесно связана история Тараза?
 
  1. Какие инженерные коммуникации были проложены в городе?
  10. Как укреплялась окружность города?
  11. В какой исторический период произошел расцвет города?
  12. Какие еще старинные города Казахстана вы знаете?
Перескажите прослушанный текст.

Прочитайте текст.

_________________________________________

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производственную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научных знаний.

Непосредственные цели науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности.

Оформление науки в качестве социального института произошло в ХIV - начале ХV вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. До этого сохранение, воспроизводство науки как самодеятельного образования осуществлялось преимущественно неформальным образом – путем традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения ученых.

¤ Озаглавьте текст.

? Ответьте на вопросы:
  4. Что включает в себя понятие «наука»?
  5. Опишите цели науки.
  6. Когда произошло становление науки как части общественного знания?
  7. В какой части света зародилась наука?
  8. В каких разных значениях употребляется слово «наука»?
  9. Как передавалось научное знание до описываемого времени?

¤ Откуда, по-вашему мнению, взят данный текст? Какова задача автора текста? Переведите текст.

) Составьте реплики вопросов диалога.

А. - …?

Б. - Наука- сфера человеческой деятельности.

А. - …?

Б. - Непосредственные цели науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности.

А. - …?

Б. - Оформление науки в качестве социального института произошло в ХIV - начале ХV вв.

А. - …?

Б. – Чаще всего неформальным образом – с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения ученых.

¤ Чем отличается составленный вами диалог от ваших повседневных разговоров в кругу семьи и друзей?

¤ Составьте микротекст, используя отглагольные существительные

Познавать окружающий мир, проектировать новый комплекс, адаптировать научный текст, анализировать проблему, оснащать измерительной аппаратурой, использовать научные термины, усвоить научный стиль речи, употреблять слова в прямом значении, расширить сферу влияния, выполнить полученное задание, закрепить пройденную тему, сопоставить данные.

¤ К какому стилю принадлежит составленный вами микротекст? Докажите. Где он может быть использован: в личной беседе, в рекламном тексте, в официальном письме, в учебнике?

Разбившись на группы, дайте характеристику какой-либо науки. Попросите отгадать название этой науки.

¤ Подготовьте вопросы для дискуссии на тему «Наука: тяжкий труд или захватывающее увлечение?»

§ Грамматический комментарий  
  Научный стиль – один из функциональных стилей русского литературного языка, обслуживающий сферу науки. В научной речи доминирует функция сообщения, говорится о результатах исслдовательской деятельности. Обычная форма реализации этого стиля – монолог. Научный стиль неоднороден: в нем выделяются подстили.
  Прочитайте текст. В каком стиле он написан? Напишите отзыв.  
       

В современном мире наука занимает приоритетные позиции во всех основных областях общественной жизни. Сейчас ученый – это не гений-одиночка, движимый, прежде всего,своими интересами, а массовая профессия. Число ученых удваивается через каждые 15 лет. Ученые объединяются в крупные организации (академии наук, НИИ, университеты).

Достижения современной науки поражают воображение. Это успехи в познании микромира – таких как атом, молекула, клетка и др. и последнее достижение –рссшифровка генома животных и человека и возможность их клонирования. И в области познания макромира зафиксированы выдающиеся достижения: строение солнечной системы и космоса.

Прогресс в области научного познания стимулировал в середине 60-х годов ХХ века столетия потребность в систематизации опыта научного познания, в результате чего возникла новая наука – науковедение, наука о науке с ее основными разделами:

1. История науки: изучает процессы познания от созерцания и рассуждения в античном мире через период становления естественных наук в 17-18 веках нашей эры до их современного состояния.

2. Классификация наук: по пецифике объекта различают естсевенные и гуманитарные науки, а по цели познания – фундаментальные и прикладные науки.

3. 3 Взаимосвязи и взаимодействие анук в процессе их развития. Здесь выделяется процесс дифференциации наук – разделение целостного познания на части: философия как наука наук, в рамках которой изучались и физика, и математика, и риторика., а аткже процесс интеграции наук – биохимия, биофизика.

4. 4. Методология наук – учение о путях и способах научного познания окружающего мира и человеческого общества, исключающая мировоззренческий и субъективный фактор. Следует различать6 общую (философскую) и частную научную методологию

Общая методология, основанная на знании всеобщих законов природы и общества, существенна для всех наук.

Частная научная методология основан на знаниях обо особенностях объекта познания данной конкретной науки.

¤ Составьте словосочетания, используя отглагольные существительные.

Познавать окуружающий мир, проектирвоать новый комплекс, адаптировать научный текст, ананлизироваь проблему, оснащать измерительной аппаратурой, использовать научные термины, овладеть научным стилем речи, употреблять слова в прямом значении, расширить сферу влияния, выполнить порученное задание, зкрепить пройденную тему, сопостаит данные.

Просклоняйте:

И.п. научная картина мира

Р.п. ____________________________

Д.п. ____________________________

В.п. ____________________________

Т.п. ____________________________

П.п. ____________________________

¤ Напишите эссе на тему «Наука –двигатель прогресса».

Тесты для самоконтроля

25.Научный стиль обслуживает сферу

a) науки

b) обучения

c) производства

d) культуры

26. В научной речи доминирует функция:

a) рассуждения

b) общения

c) сообщения

d) разобщения

27. Обычная форма реализации научного стиля –.

a) пролог

b) диалог

c) монолог

d) полилог

28. Научный стиль неоднороден:

a) в нем выделяются апостили

b) в нем выделяются стили

c) в нем выделяются термины

d) в нем выделяют подстили


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: