Объективность, динамичность, диалектичность, профессионализм и педагогический оптимизм

Говоря об объективности изучения, следует отметить, что даже опытный педагог не может сделать заключение о лич­ности учащегося только на основе своих наблюдений. В отношениях «воспитатель-воспитанник» всегда есть доля субъективизма. Объективность же изучения предполагает его возможную нейтрализацию. Необ­ходимо сопоставлять высказывания учащегося с его поведением в разных жизненных ситуациях, видать, как относится он к себе, к людям, обобщать мнение различных людей о нем. Полезно использовать известный в педагогике метод «компетентных судей». Это когда суждения о ребенка делают разные люди с разными жизненными установками и различным мироощущением. На основе высказывания подобных людей, воспитатель может составить уже обобщенное мнение о ребенке. Как часто, слушая характеристику одного и того же ученика, даже опытные педагоги удивляются, насколько разные черты характера и их проявления видят разные наблюдатели.

Динамичность изучения учащегося предполагает учиты­вать изменения, происходящие с учащимся на протяжении его жизни в течение всего периода обучения в школе. Значит, и судить о нем надо с учетом этих изменений. Ребенок меняется практически ежеминутно, Использование сензетивных периодов развития, делает возможным для воспитателя видеть эти изменения и использовать их на благо ребенка. Сравнивая его поведение и отношение к учебной деятельно­сти, к труду, к миру в целом в начале, середине и в конце учебного года, можно дать оценку эффективности учебно-воспитательной работы с ним и темпов его продвижения в овладении нравственными установками, которые предлагает взрослый ребенку. Очень важно учитывая продвижение ребенка, сравнивать его успехи или неудачи с теми результатами, которые были у ребенка ранее. Категорически вредно сравнивать достижения одного ребенка с достижениями другого. Ведь мы рассматриваем принцип динамичности в как звено индивидуального подхода, а индивиды настолько по разному продвигаются по пути своего развития, что и учет их достижений должен быть разным.

Диалектический подход к личности есть выявление ее противоречий и жизненных установок. Противоречия являются движущей силой любого процесса, в том числе и процесса воспитания. Именно их разрешение помогает ребенку найти тот единственный индивидуальный путь своего развития, в ходе которого у него разовьются его способности, интересы, склонности. Противоречия – это дискомфорт для ребенка. К примеру, все могут решить задачу (рисовать, лепить, петь и т.п.), а я нет. Этот состояние заставляет ребенка искать пути преодоления дискомфорта и тем самым продвигаться по пути развития своей индивидуальности. Для того чтобы выбор был наименее раним для ребенка, зачастую необходимую помощь воспитателя. Воспитатель может предложить ребенку щадящие пути выхода из состояния дискомфорта, преодоления каких-либо затруднений. Этому способствует выявление ведущих качества учащегося, отчленение их от слу­чайных, второстепенных качеств, что, безусловно, создаст необходимые педагогические условия прогнозирования педагогически целесообразных путей разрешения педагогических противоречий.

Выше указанные принципы могут быть реализованы лишь при профессиональном подходе к изучению учащихся. Нередко в быту, в повседневной жизни можно встретить суждение, что педагогическими умениями обладает практически каждый родитель. Но при этом, никто не согласится лечь под нож не профессионала для проведения даже простейшей операции. Спору нет, такой эксперимент может закончиться даже смертью пациента. А разве не сродни этому непрофессиональное действие, проводимое с ребенком и приведшее, если не к физическому концу, так к апокалипсу его духовной, нравственной сферы. Нередко, педагогическая беспомощность родителей, приводит их, безусловно любимого и дорого ребенка на край пропасти. Про­фессионализм же изучения предполагает глубокое знание основ психологии, возрастных и индивидуальных особенно­стей учащихся, педагогики, методики воспитательной работы. Безусловно, имеет значение и личностный, жизненный опыт учителя, воспитателя, который является естест­венным добавлением к теоретическим знаниям. Педагогическая деятельность – специфична. Она сродни актерству, врачебной деятельности, с одним лишь отличием, что педагоги лечат не тело, а душу. Именно профессиональные психолого-педагогические знания помогут воспитателю при изучении личности ребенка отделить зерна от плевел и найти единственно верный путь взаимодействия с ребенком.

Принцип педагогического оптимизма исключительно ва­жен при изучении личности учащихся. Он предполагает вы­явление лучших перспективных путей развития каждого уча­щегося, включение его именно в те виды деятельности, кото­рые наиболее соответствуют его способностям, желаниям, возможностям. Этот принцип сродни известному принципу, разработанному А.С.Макаренко, который называется «авансирование личности». У ребенка еще может что-то не получаться, но воспитатель с оптимизмом смотрит в будущее, поддерживая у него уверенность в своих силах, некоторым образом авансируя ребенка на преодоление тех затруднений, которые характеризуют деятельность школьника на данном этапе.

Изучение личности поможет воспитателю создать свою типологию индивидуальных проявлений у каждого конкретного ребенка. Стержнем такой типологии могут быть психические свойства личности, тип его темперамента, интересы или склонности. Все, что поможет воспитателю выстроить индивидуальный маршрут ребенка. Реализация индивидуальных технологий требует от воспитателя тщательно выверенных, деликатных действий.

Индивидуальные технологии воспитания призваны на практике реализовывать разносторонние и богатые индивидуальные проявления каждого отдельного ребенка. В педагогической литературе нет единства в вопросе четко очерченных индивидуальных технологий. Но возможно, подобные техники и не поддаются структуризации, поскольку проявления индивидуальности у детей разнообразны.

Существуют разнообразные названия технологий, которые могут быть использованы в работе с каждым ребенком индивидуально. Их классификация проходит по разным основаниям. Но мы хотим предложить систему, наиболее оптимальную для работы с младшими школьниками. В нее мы включаем такие индивидуальные технологии: индивидуальная беседа, поручение в системе коллективных отношении, индивидуальная консультация, индивидуальная тайна и компьютерные технологии. Представленные технологии объединяет атмосфера доверия, тайны, единения ребенка и взрослого. Это, безусловно, для младшего школьника является мощным фактором приобретения социального опыта и усиления социальной активности. На практике их используют во взаимосвязи. Каждая индивидуальная технология воспитания имеет свою технику реализации. О педагогической инструментовке индивидуальных техник и поговорим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: