В теории не существует установившегося понятия «воспитательная система класса». Класс принято рассматривать лишь как компонент воспитательной системы школы.
И тем не менее, Кукушин В.С. и Степанов Е.Н. пишут об этом.
«Воспитательная система класса есть способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива».
Это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основные из них:
Компоненты ВС | Составные части компонентов |
Индивидуально- групповой компонент | - классный руководитель - учащиеся класса -родители учащихся -другие взрослые, участвующие в жизни класса |
Ценностно- ориентационный компонент | -цели и задачи воспитания -перспективы жизнедеятельности класса -принципы построения в/системы и жизни класса |
Функционально- деятельностный компонент | -системообразующий вид деят-ти, формы и методы организации деятельности и общения, -основные функции воспитательной системы, -педобеспечение и самоуправление в классе |
Пространственно- временной компонент | -эмоционально-психологическая, духовно-нравственн, и предметно-материальная среда, -связи и отношения класса с др. сообщностями -место и роль класса в ВС школы, -этапы становления и развития воспитат.системы |
Диагностико- аналитический компонент | -критерии эффективности воспитательной системы -методы и приёмы изучения результативности ВС -формы и способы анализа, оценки, интерпритации |
СРС: изучите (1), (8), выпишите примеры ВС класса, поразмышляйте.
|
|