Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Вместе с тем, каждый учитель, особенно педагог начального звена образования не раз задумывался над тем, почему из года в год у наших детей снижается интерес к чтению, к классической детской литературе? В чем причина низкого интереса школьников к читательской деятельности?
Овладение чтением ребенком – процесс длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению ребенка и по другим предметам школьной программы.
Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, произведением, привить любовь к чтению. Овладение навыком чтения – это и средство, и одно из условий общего развития ребенка.
При стихийном подходе к формированию навыка чтения этот процесс затянется на долгие годы. Поэтому первостепенная задача учителя – обеспечить методически грамотное обучение ребенка чтению в первом классе, а затем организовать системную работу по совершенствованию чтения учащихся во 2-4 классах.
Качествами полноценного навыка чтения являются: правильность, выразительность, осознанность и беглость.
Правильность подразумевает чтение без искажений: замены, пропуска, перестановки, добавления букв, слов, повторов, ударения в словах. Правильность чтения тесно связана с осознанностью. Не бывает правильного чтения без сформированного осознанного чтения.
Осознанность – это понимание того, что прочитывается, т.е. понимание значения слов, содержания текста и его основного смысла.
Выразительность чтения заключается в умении обоснованно, исходя из содержания текста, использовать паузы, делать логические ударения, находить нужную интонацию. Выразительное чтение - это образная передача текста читателем в соответствии с замыслом автора. Выразительность является показателем осознанного чтения и возможно только на основе правильного чтения.
Беглость чтения характеризуется восприятием и произношением определенного количества слов в минуту. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания текста.
Формирование разных сторон навыка чтения нельзя оставлять без контроля, без целенаправленного влияния. Поэтому целесообразно проведение перед чтением специальных подготовительных упражнений, помогающих совершенствовать навык чтения учащихся: развивать речевой аппарат, воспитывать внимание к образу слова и его значению, развивать поле чтения учащихся и др.
Осознание прочитанного произведения и выразительность чтения являются конечным результатом и целью развитого навыка чтения.
Судить о навыке чтения только по одному качеству неправильно. Уровень сформированности навыка чтения определяется на основе совокупности данных по каждому компоненту.
Развитие навыка чтения на первом году обучения (букварный и послебукварный периоды) предполагает становление механизма чтения, овладение слоговым и комбинированным (слог + слово) чтением. На втором году обучения идет интенсивное овладениеспособом чтения целыми словами, наращивание темпа чтения, освоение техники чтения про себя. На третьем году обучения происходит становление способа чтения целыми словами в темпе, соответствующем скорости разговорной речи учащегося, освоение продуктивного чтения про себя. На четвертом – совершенствование навыка чтения, наращивание скорости правильного и выразительного чтения вслух до 90-100 слов в минуту, переход на чтение про себя, которое является более высокой степенью овладения чтением.