Мониторинг качества чтения учащихся третьего класса

№ п/п Фамилия, имя ребенка Способ чтения скорость чтения Темп чтения Правильность чтения Осознанность
     
слоги + слова целые слова Чрезмерно замедленный Замедленный В темпе разговорной речи Торопливый Искажения слов при чтении Пропуски букв Ошибки в ударении
  Абрамович О. + +       +         +
  Бабицкий Ж.   +       +       + +
  Барауля В.   +       +         +
  Волохович Н.   +         +   +   +
  Галуза Н.   +       +   +     +
  Геращенко В.   +       +     +    

Учитель начальных классов Знаменской СШ Слуцкого района Протасеня Анна Антоновна учитывает при формировании навыка чтения то, что младшие школьники очень эмоциональны, остро переживают свои неудачи. Поэтому она старается строить свои отношения с детьми на интересе, используя разнообразные игры. Самые лучшие результаты, по мнению Анны Антоновны, дает воспитание успехом. Для этого учитель проводит игру, которая называется “Волшебная гора”.

“Волшебная гора”

В начале учебного года педагог приносит большой лист бумаги с изображением горы с множеством вершин разной величины. Отметки по бокам соответствуют разному количеству слов. А на самом верху, “за облаками”, пик – 120 слов. Все дети хотят покорить эту вершину.

На первом этапе учитель должен проверить скорость чтения учеников и записать, сколько слов в минуту читает каждый ребенок, его имя около соответствующей отметки. В результате кто-то из детей оказывается на “Солнечной лужайке”, кто-то близок к “Заоблачным высотам”. Учитель должен объяснить детям, что главное, чтобы каждый ребенок покорил как можно больше вершин. Каждый будет сравнивать свой результат не с другими, а с самим собой, а значит, важно подняться выше себя вчерашнего.

Будучи увлечены данной игрой, дети проявляют большую активность, а книга становится их постоянным спутником. Периодически дети просят проверить их скорость чтения. Учитель разрешает самим вписывать свое имя на отметке, обозначающей следующую высоту. А в конце четверти педагог проверяет скорость чтения всех детей. В классе поздравляют тех, кто преодолел больше горных вершин.

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

50

Чтобы получить информацию о том, на каком этапе находится уровень сформированности навыка чтения детей, педагог два раза в четверть (в начале и в конце) проводит традиционный замер скорости чтения учащихся. Результаты проверки учитель заносит в таблицу и выводит средний показатель по каждой четверти.

Например, во 2-ом классе этот показатель выглядел следующим образом:

1-ая четверть – 27,8 сл./мин.-34,5 сл./мин.

2-ая четверть – 39,6-43,8.

3-ья четверть – 47,7-52,6.

4-ая четверть – 59,3-67,3.

Учитель начальных классов средней школы № 3 г. Жодино Шинкоренко Татьяна Викторовна в создании ситуации успеха обязательно учитывает индивидуальные особенности детей в совершенствовании навыка чтения. Для этого одному ребенку она предлагает строгое ограничение временного интервала (читать ровно три минуты) или объема чтения (прочитать только три абзаца), другому организует активное соучастие взрослого в процессе чтения. Третьему ученику иногда бывает необходим и прямой запрет чтения. В таких случаях ученик удивленно восклицает: “Как? Ничего не читать?” и он обязательно поступит наоборот и прочитает то, что ему якобы запрещалось.

На первых ступенях обучения чтению учитель рекомендует родителям проводить игру “Прочитай братику (дедушке, бабушке)”. Если играть в эту игру постоянно, ребенок быстро привыкает к тому, чтение – это часть жизненного распорядка, который не следует нарушать.

Учитель начальных классов ГУО “Колодищанская общеобразовательная средняя школа” Минского района Валентина Михайловна Ванчук также интересуется проблемой совершенствования навыка чтения младших школьников. Обобщая приемы формирования навыка чтения, разработанные В.Г. Горецким, В.Н. Зайцевым, М.И. Омороковой, И.А. Рапопорт и др., Валентина Михайловна выработала свой подход к решению данной проблемы. Ее система выработки у учащихся панорамного чтения выглядит следующим образом.

1. Занятия начинаются с проверки обязательного домашнего задания: прочитать сначала в темпе скороговорки пять строк с постукиванием, а затем их же выразительно с отрывом взгляда от текста.

2. Упражнение для пальцев рук. Медленное и плавное сжимание пальцев в кулак с одновременным неторопливым проговариванием скороговорки (темп увеличивается, потом вновь снижается).

3. Для выполнения упражнения со слоговыми пирамидками ученики разбиваются на группы. Старшие групп с расстояния двух метров показывают листы с написанными на них пирамидками, следя при этом за тем, чтобы при чтении головы и глаза ребят оставались неподвижными.

Р   О
Н   У
С   Г
М   И
К   А
Л   У
КОС   АРЬ
ПАР   ТА
КАР   ТА
БАЛ   КОН
ДРУ   ЖБА
ДО   СКА

4. Работа по таблицам Шульте, которые изготавливаются в количестве, соответствующем числу учащихся в классе, рассчитана на 20-30 секунд. В дальнейшем этот временной норматив сокращается до 10-12 секунд. За этот довольно короткий срок ученик должен прочитать про себя цифры по порядку, указывая на них карандашом или ручкой. Этот прием развивает стереоскопическое зрение.


         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

5. Слуховые и зрительные диктанты. Методика работы такова: на каждом занятии диктуется один набор предложений для слуховых диктантов и один для зрительных. Предложения слуховых диктантов читаются только один раз, зрительных – показываются на четыре-семь секунд. Ребята должны знать, что предложения слуховых диктантов записываются с новой строки четким почерком, нумеруются. Когда работа закончена, предлагается прочитать каждое из них шесть раз в темпе скороговорки с постукиванием. Тексты зрительного диктанта записываются на доске и прикрываются листом бумаги или на отдельных бумажных листах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: