Этапы формирования кластера, стадии жизненного цикла кластера и условия зарождения кластерных сетей

Кластеры могут быть образованы как спонтанно самими компаниями-участниками кластера без какого-либо вмешательства со стороны государства, так и благодаря его поддержке. При этом важным моментом является тот факт, что в процессе формирования кластеров как с участием правительственных органов так и без него ведущая роль в любом случае принадлежит самим предприятиям. Государственные органы выступают в роли делового партнера.

Каждый кластер проходит несколько этапов развития, изображенных на рисунке 1, которые схематично можно разделить на три: до, во время и после формирования кластера.

Рисунок – Этапы формирования кластера

Выводы: Кластеры - агломерации компаний - производителей, поставщиков товаров и услуг, научно- исследовательских учреждений. Кластеры существуют, потому что компаниям выгодно находиться физически близко к остальным связанным компаниям и организациям. Страна не может иметь одинаково хорошо развитые кластеры; она всегда будет специализироваться лишь в ограниченном числе отраслей. Убедительно доказано, что экономические показатели в этих ключевых областях являются движущей силой для всей экономики в целом. Поэтому в плане оказываемого экономического эффекта некоторые кластеры будут всегда иметь большее значение для процветания страны.

Методические указания:

При изучении данной темы необходимо провести литературный обзор по соответстсвующим темам в основном литературном источнике - Портер М. Международная конкуренция и Портер М. Конкуренция. Помимо этого, студенту необходимо уделить внимание на периодическую литературу по данной теме. Для успешного освоения дисциплины необходимо посещение занятий и активнее участие на семинарских занятиях, а так же своевременное выполнение самостоятельной работы по данной теме.

Общая структура кластера изображена на рисунке 3, он объединен как географически, так и в рамках единой внутренней информационной среды, связанной с внешней. Совет кластера включает региональное руководство и связан с правительственным советом (департаментом) по бизнесу. Его задачи – чисто аналитические. Главное в структуре кластера – распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логическое окно для взаимодействия с внешней средой. Такая структура позволяет минимизировать трансакционные издержки.

В настоящее время экспертами описаны семь аспектов (во многих случаях встречающихся в комбинациях), из которых состоят кластеры. Эти же аспекты составляют основу для формирования индивидуализированных стратегий. Вот эти аспекты:

1) географический: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический);

2) горизонтальный: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);

3) вертикальный: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса (аналогично понятиям систем ценностей, сетей поставщиков). В этом вертикальном аспекте важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным воплощением инновационной деятельности в рамках кластера;

4) латеральный: разные секторы, которые могут иметь общие возможности и способны обеспечивать экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, формирующийся сейчас мультимедийный кластер);

-

-

-

Рис 3- Общая структура кластера

5) технологический: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);

6) фокусный: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - фирмы, разветвленной семьи предприятий, НИИ или учебного заведения; качество предпринимательской сети: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом им удается делать это так хорошо. Сеть - это далеко не всегда идиллическое собрание фирм, где автоматически стимулируется всяческое обновление. Бывает, что в сетях, напротив, подавляются инновационные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнеров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае, сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими.

В целом, различаются три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект (приоритет) его функционирования:

1. Регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным учреждениям индустрии знаний (НИИ, университетам и т.д.).

2. Вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - сборщик - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм.

3. Отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер»).

Если исходить из «принципа филиальности», кластерную стратегию лучше всего проводить, по-видимому, на том уровне, на котором достигается наибольшее преимущество в конкуренции, но при этом на самом низком, по возможности, уровне. Таким образом, для разных уровней подходят местные, региональные, национальные или международные стратегии. Если же кластеры носят межнациональный характер (например, аэрокосмическая промышленность) или дают громадную экономию благодаря эффекту масштаба производства (некоторые направления в сфере фундаментальной науки и техники; ряд латеральных «новых комбинаций», крупные показательные проекты, ориентированные на растущий спрос), то приемлем общеевропейский уровень сотрудничества.

Говоря о кластерах, можно выделить две альтернативные стратегии, которые дополняют друг друга:

1) стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах;

2) стратегии, направленные на создание новых сетей конструктивного сотрудничества внутри кластеров.

Разные признаки, по которым формируются кластеры, тоже привлекают внимание к разным аспектам усиления интеллектуальной составляющей и инновационной деятельности внутри кластеров:

- технологический признак: сохранение и развитие высокой технической квалификации;

- вертикальный, горизонтальный и латеральный признаки: взаимодействие разных действующих лиц в восходящем потоке (тесное взаимодействие с поставщиками, включая всевозможные учреждения индустрии знаний и специализированные коммерческие службы) и в нисходящем потоке (в частности, взаимодействие со сферой спроса - розничной торговлей и конечными клиентами);

- географический, фокусный и вертикальный признаки, а также качество сети имеют отношение к распространению знаний и новшеств среди малых и средних предприятий. Здесь важна и организационная сторона инновационной деятельности. Для стимулирования этой деятельности важно уметь организовывать сети как внутри фирм, так и вне их. Поэтому необходимо побуждать фирмы к тому, чтобы они задумывались о своем стратегическом положении внутри сетей.

Поскольку инновационные процессы в настоящее время все больше приводят к интенсификации интеллектуальной составляющей во всех отраслях производства, кластерный подход создает прекрасную основу для создания новых форм объединения знаний. Благодаря разнообразию видов знания, с которым приходится иметь дело, во многих случаях находится роль и для посреднических учреждений.

Можно выделить целый ряд уже апробированных практикой систем содействия формированию кластеров:

1) программы, направленные на объединение деловых людей (иногда в определенной области техники) в расчете на то, что расширение сетей приведет к расширению сотрудничества;

2) инициативы по подбору партнеров, например, создание баз данных, к которым могут обращаться фирмы, ищущие партнеров по своей сфере деятельности;

3) финансирование посреднических (агентских) инициатив, здесь примером является программа, организованная DTI в Дании и впоследствии распространенная на другие страны;

4) шефские инициативы, когда оплачиваются услуги консультантов, чтобы они следили за процессом формирования кластеров с начала до первых шагов сотрудничества. Крупным фирмам выделяются государственные средства, чтобы они шефствовали над группой более мелких фирм;

5) государственное финансирование некоторых кластерных проектов на конкурсной основе. В этом случае, представители разных проектов сотрудничества могут подавать заявки на субсидии, причем, государственные средства получают (частично) лишь самые лучшие проекты. При такой конкуренции чистый инновационный результат субсидирования может быть весьма высоким.

Однако необходимо подчеркнуть важность осознания самими фирмами этих возможностей кластерных стратегий в рамках своих собственных стратегий. Правительства всех уровней могут привлекать внимание к потенциальным опасностям и возможностям, а также в той или иной мере поддерживать инициативы в этом направлении. Они же могут оказывать помощь в устранении барьеров на пути сотрудничества, предоставляя консультационные услуги, а также распространяя передовой опыт формирования и функционирования кластерных промышленно-инновационных систем. Фирмам же надлежит брать на себя ответственность за те процессы, которые вытекают из этих мероприятий, и их успешное осуществление.

Туристский кластер как экономическая категория имеет соответственно четко определенные цели и задачи.

Основная миссия туристского кластера - это становление конкурентоспособной туристской индустрии (которая включает все элементы кластера – места привлечения, люди, знания, капитал).

Цель кластера - формирование туристского имиджа города или региона на международном рынке, создание конкурентоспособной туристской индустрии. Основополагающие принципы деятельности кластера - в соответствии с вышеупомянутым, само слово «Кластер» определяет те группы компаний, которые принадлежат к одной и той же индустрии или ее сегменту.

Задачи кластера: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие инфраструктуры; повышение квалификации трудовых ресурсов; создание благоприятных условий для привлечения финансовых ресурсов; совершенствование технологий, используемых в отрасли.

“Звенья кластера ” – постепенно развитые со временем, в результате преимуществ сотрудничества, гибки и могут эволюционировать по своей природе, могут принимать любую форму. Звенья могут эволюционировать и видоизменяться со временем, создавая, тем самым, более формальные структуры, но всегда основанные на добровольных обязательствах.

Карта кластера – это схема, которая наглядно показывает всех прямых и косвенных участников производственного процесса, их развитость и интенсивность взаимодействия между ними. Она состоит из трех составных частей – ядро кластера; сопутствующие сферы; ресурсы кластера (рисунок 6).

Ядро кластера – компании и организации, непосредственно вовлеченные в процесс оказания услуг, иными словами это туристические агентства, предоставляющие услуги по привлечению иностранных туристов в Казахстан. Гостиницы, дома отдыха, транспортные компании являются так же немаловажным звеном в туристическом бизнесе и зачастую включаются в пакет

услуг, предоставляемый туристическими агентствами. Места привлечения представляют очень важную сторону карты туристского кластера, поскольку они отражают не только понимание запросов туристов, но и отличительную черту каждого государства в отдельности. Посетители являются очень важной частью туристического кластера, так как от предпочтений заказчика будет меняться сама карта туристского кластера.

Косвенными поставщиками туристских услуг являются рестораны и организации, занимающиеся безопасностью туристов. Одной из баз для развития туристского кластера является государственный сектор, который включает образовательные учреждения, занимающиеся предоставлением специалистов в туристском кластере, отраслевые ассоциации и курирующие государственные органы.

Рисунок - Карта туристского кластера Казахстана

Ассоциации тур операторов, а также гостиниц и ресторанов занимаются отражением мнения данной отрасли по определенным вопросам. Члены ассоциации должны обладать опытом работы в данной отрасли, что является положительным фактором, который характеризует устойчивость данных компаний, знание рынка туризма. Кластерные встречи обеспечивают открытое обсуждение проблем для их решения и инициатив для их развития, совместные решения; развитие и поддержание конструктивного диалога, обеспечение помощи и стратегического руководства для членов кластера. Встречи рабочих группнаправлены на определение планов мероприятий, шагов для решения конкретных проблем, презентации результатов рабочей группы, привлечение международных консультантов, для обеспечения анализа и стратегического плана по вступлению на рынок, а также для привлечения инвестиций.

В рамках туристского кластера предполагаемые участники кластера могут быть классифицированы на следующие группы:

· Тур операторы – поставщики туристских услуг

· Гостиницы

· Транспортные компании (предоставляющие автобусы, авиа перелет, железнодорожные перевозки)

· Национальные парки

· Образовательные учреждения

· Комитет по регулированию торговой и туристской деятельности

В дальнейшем, по мере роста заинтересованности в кластерной инициативе бизнес - сообщества, круг участников кластера может быть расширен.

Определение составных частей кластера лучше проводить с рассмотрения крупной фирмы или концентрации сходных фирм, а затем выявить цепочку связанных с ними по вертикали ниже - и вышестоящих фирм и организаций. Далее надо пойти по горизонтали отрасли, проходящие через каналы или производящие продукты и услуги. Дополнительные горизонтальные цепочки отраслей устанавливаются на базе использования похожих специализированных факторов производства и технологий или же связаны между собой через поставки.

Следующий этап после установления входящих в кластер отраслей и фирм состоит в выделении организаций, обеспечивающих его специалистами, технологиями, информацией, капиталом или инфраструктурой, и иных групповых образований, в которые входят участники кластера. Завершающий шаг – выявить правительственные или другие регулирующие структуры, оказывающие существенное влияние на членов кластера.

Общим фактором успешной реализации кластера между государственным и частным сектором является сотрудничество и доверие. Частный сектор представлен факторами высокой концентрацией предприятий, осознания насущной необходимости создания кластера и видением и руководством кластером. Факторами государственного сектора являются соответственно финансовые ресурсы, содействие и процессы, развивающиеся на базе фактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: