Структура Кластера, Карта кластера, классификация

Теоретико- методологические аспекты формирования

Конкурентоспособных кластеров Элементы туристского кластера, их роль.

Структура Кластера, Карта кластера, классификация

Цель: Обосновать и ознакомить каким образом развитие международной конкуренции привело к созданию новых теорий формирования конкурентных преимуществ в форме конкурентных кластеров отраслей национальной экономики.

План:

1.Теоретические основы кластерного развития экономики

2.Характеристика «Конкурентного Ромба М.Портера».

3.Уровни пирамиды предприятий и организаций в кластере и общая структура кластера

4. Семь аспектов составляющих кластер и являющиеся основой для формирования стратегий.

Основные понятия по теме: "кластер" - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности; вертикальные и горизонтальные взаимоотношения внутри кластера; кластеры - точки роста внутреннего рынка, конкурентный ромб Портера, общая структура кластера, уровни пирамиды и аспекты как основа формирования стратегий.

Ведущая роль в процессе признания экономической состоятельности любого государства отводится становлению и развитию конкурентоспособной национальной экономики, что невозможно без использования всех доступных механизмов, ускоряющих реформирование и совершенствование внутренних рыночных институтов. Такой подход к изучению проблем повышения экономической эффективности национального хозяйства ставит новые задачи. Прежде всего, речь идет о выборе конкурентоспособной модели экономики, о приоритетных отраслях, имеющих экономический потенциал повышения конкурентоспособности, о выявлении факторов и элементов, воздействующих на степень развития конкурентных отношений и механизмов через призму внешнеэкономической конкурентоспособности

Конкурентоспособность сегодня по праву называют основным источником экономического роста. В свою очередь ее основной движущей силой является инновационная активность бизнеса. Фундаментом инновационного развития служит научно- технический потенциал страны.

Понятие «кластер», который ранее использовался в математике, астрономии и музыке, в последнее время получил широкое распространение и в экономической литературе. Сам термин «кластер» (от английского «cluster» – гроздь, скопление) означает скопление однотипных объектов (например, звездное скопление, атомный кластер). Наибольшую популярность термин «кластер» в экономической науке получил благодаря трудам профессора Гарвардского университета Майкла Портера. Он является основателем теории конкурентных преимуществ, в которой важное место занимает понятие «кластер». Суть теории профессора Портера состоит в том, что любая страна располагает определенным, только ей присущим набором преимуществ. Такими преимуществами могут быть качество трудовых ресурсов, качество производимых товаров и услуг, искусство управления и др. Благодаря имеющемуся набору преимуществ данная страна оказывается в более выгодном положении, чем другие страны-производители аналогичной продукции. При этом формирование кластеров позволяет получить наибольшую отдачу от преимуществ, которыми обладает страна. «Новая волна» кластеризации (начало 1990-х годов) стала реальным воплощением объективной тенденции мезоинтеграции, а отнюдь не продуктом надуманного эксперимента.

Таким образом, конкурентоспособность может быть определена как «устойчивое повышение производительности, приводящее к улучшению условий жизни каждого человека». Справедливости ради необходимо уточнить, что постулаты плановой экономики социалистической модели государства бывшего СССР по созданию условий для быстрого развития отдельных отраслей были практически аналогичны принципам капиталистической рыночной экономики (в советской науке – «территориально-производственным комплексам»). Если использовать западную терминологию, то создание в Советском Союзе, в том числе и в Казахстане мощнейшей атомной промышленности (неотъемлемой частью которой был Семипалатинский полигон) или космической отрасли со стартовым комплексом Байконура следует признать классическими успешно реализованными кластерами или даже суперкластерами.

Главный тезис Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. В ходе своих исследований Майкл Портер проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов, а успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании.

В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей:

Группу предприятий и организаций, объединенных в кластер, можно представить в виде пирамиды, представленной на рисунке 1.3 и состоящей из трех уровней. На самом верхнем уровне расположены лидирующие фирмы, которые являются именно теми компаниями, которые предлагают товары и услуги – результат деятельности всех компаний в кластере – конечному потребителю. Успех этих лидирующих фирм напрямую зависит от фирм-поставщиков сырья, компонентов, комплектующих и специализированных услуг..

Рисунок- Уровни пирамиды предприятий и организаций в кластер

В настоящее время экспертами описаны семь аспектов (во многих случаях встречающихся в комбинациях), из которых состоят кластеры. Эти же аспекты составляют основу для формирования индивидуализированных стратегий. Вот эти аспекты:

1) географический: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический);

2) горизонтальный: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);

3) вертикальный: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса (аналогично понятиям систем ценностей, сетей поставщиков). В этом вертикальном аспекте важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным воплощением инновационной деятельности в рамках кластера;

4) латеральный: разные секторы, которые могут иметь общие возможности и способны обеспечивать экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, формирующийся сейчас мультимедийный кластер);

5) технологический: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);

6) фокусный: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - фирмы, разветвленной семьи предприятий, НИИ или учебного заведения; качество предпринимательской сети: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом им удается делать это так хорошо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: