Мифы — определения и функции

собой объективную реальность. Не случайно Клодт Леви-Стросс считал, что целью мифа является создание логической модели, с помощью которой можно преодо­леть некоторые противоречия. Так, миф заменяет собой реальность, и мир стано­вится понятным. Подтверждает это и тот факт, что миф оперирует конкретными образами, а не абстрактными понятиями. Именно это делает его читаемым. Телеологическая функция — мифы определяют цели и смысл человеческого существования.

Идеологическая фукция, связанная с фальсификацией истории. В своих «Ми­фологиях» Ролан Барт убедительно объясняет этот процесс: пропагандисты от истории искажают культурные явления, лишая их исторической специ­фичности. Другие исследователи говорят о двойственности политической идеологии как смеси рационального и иррационального (мифологического). Иррациональное включает в себя немало мифологических и фантастических элементов {Щербаков А.).

Функция моделирования, связанная с идеологией. Мифы чрезвычайно при­влекательны, и по этой причине их герои становятся примерами для подра­жания. Любая власть хочет закрепиться навсегда. Один из самых эффективных путей достижения этой цели — создание привлекательных героев, которые будут поддерживать ее идеологически. Поэтому власть имеющие не только придумывают героев, но и окружают их ритуалами. Именно они символически воссоздают героические былые времена, в которые зародилась эта власть. По мнению грузинского философа Мераба Мамардашвили, основное значение для нас имеет культура, а не природа. Миф — это один из важнейших инстру­ментов культуры. Он конструирует нас, моделирует, создает для нас матрицы и, в конце концов, управляет нами.

Аксиологическая функция. Миф — это средство, с помощью которого мы вос­хваляем себя и который воодушевляет нас.

Функция, связанная с эмоциональным мышлением людей. Современная наука в состоянии объяснить многие вещи. Тем не менее люди многое продолжают интерпретировать на подсознательном уровне с эмоциональной, а не с рацио­нальной точки зрения. Не случайно Юнг ввел понятие «коллективного бессоз­нательного» — хранилища архетипических структур. Эмоциональное мышле­ние тесно связано с иррациональным: «Не менее значима идея философа (Ниц­ше) о сближении мифологии с инстинктивным, иррациональным, хаотическим началом в противовес размеренной рассудочной гармонии» (Мелетински Е., с. 31). Касиррер писал, что человек — это символическое, а не рациональное животное. Причина в том, что разум — это не слишком адекватное понятие для обозначения человеческой культуры во всем ее богатстве и разнообразии. У мифа иррациональные корни, и не случайно Лебон утверждал, что в борьбе с разумом чувство никогда не оставалось побежденным. Функция, связанная со степенью мифологизированности общества. Среди тео­ретиков мифа Леви-Стросс точнее всех указывает барьер, отделяющий мифи­ческие архаические «холодные» культуры с высоким уровнем семиотичности


ТЕОРИЯ МИФА

и тотальной структурностью от «горячих» исторических обществ, хотя другой «структурщик» — Ролан Барт — напротив, считает, что более всего «мифоло­гична» наша современность. По Мелетинскому, степень мифологизма прибли­зительно одинакова на разных стадиях общественного развития. Герои раз­личны, но мы продолжаем все также сильно верить в них (Мелетински Е.).

Компенсаторная функция. В мифах мы реализуем свои подсознательные мечты о величии независимо оттого, насколько жалко наше существование. С психоаналитической точки зрения — это важнейший мотив человека. Мы страдаем и даже заболеваем психическими заболеваниями, когда нас лишают ощущения величия. Поэтому процессы мифологизации в постмодернистских обществах так же активны, как и в первобытных. Бесспорным доказательством этого служат так популярные экшен-фильмы, мыльные оперы и бесчисленные рекламы. Именно компенсаторная функция мифа является ключевой в этой книге. Каждый из нас на подсознательном уровне представляет себя богом и супергероем. Поэтому мы — иногда подсознательно, а иногда и совершенно сознательно — стремимся стать похожими на этих героев, так как воспринять героические нарративы (экшены, мыльные оперы, рекламы и т. д.) нам помо­гают психологические механизмы идентификации и катарсиса.

Метафизическая функция. И евреи, и христиане, и мусульмане верят в один и тот же миф, рассказывающий, как был создан этот мир. Социальная функция. С помощью мифов мы поддерживаем соответствующий порядок — коммунистический, нацистский, фашистский и т. д. Мифы служат моделями адекватного социального поведения индивидуумов данного обще­ства (HolbrookM.).

Функция упрощения. Мы инстинктивно делим людей на своих и чужих. Свой — это герой, а чужие — злодеи. В центре мифа всегда находятся герой, его враг, и описывается борьба между ними. Причина заключается в том, что главное в мифе — это действие, а действие — всегда борьба. В мифе мы упрощаем реальность с множеством ее противоречий и представляем все «как самую простую форму борьбы Добра со Злом. Во времена революций и войн... мифы становятся суровой реальностью. Наступает время реализации метафоры. Например, французские революционеры за каждым углом видели "врагов на­рода". Принятый Конвентом "Закон о подозрительных"— типичное порожде­ние мифологического сознания. Миф всегда стремится к простым формулам и решениям» (Цуладзе А., с. 156). Однако все не так однозначно. Джозеф Кэмп-белл приводит пример того, как мусульманская религия толкует Люцифера. Бог создал ангелов и сказал им поклоняться только ему самому. Но потом он сотворил человека и захотел, чтобы они почтительно относились и к нему тоже. Люцифер отказался, а причиной этого стала его гордость, как толкуют христиане. Мусульмане же считают причиной то, что Люцифер любил только одного Господа {Кэмпбелл Д. Мифы, в которых нам жить). Функция идентификации. Миф создает иллюзию сопричастности. Мы сопере­живаем с сильными героями и идентифицируем себя с ними.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: