Внешность
В большинстве случаев злодей обладает отталкивающей внешностью — старый, страшный, в бородавках, лысый и т. д. Это касается и злодейки, но не всегда. Часто она выступает в роли «роковой женщины» — очень злая, но и очень красивая и сексапильная. В большинстве случаев у нее темные волосы. Красота делает ее очень опасной для мужчин.
В англосаксонской терминологии кино злодея называют еще и тяжелым. В ряде фильмов раннего Голливуда злодеев играли толстые мужчины — Леард Кригер, Джек Пелене и Ли Ван Клиф. Это было сделано не случайно — их излишняя полнота стала прекрасным фоном для физически совершенного героя.
Толстые мужчины — архетипическая фигура, так как на подсознательном уровне мы связываем полноту с лакомством, эксплуатацией и т. д. Ангелы всегда худенькие и стройные (бестелесные), а исчадия ада — с брюшком.
Дальше все меняется. Некоторые преступники из голливудского кино становятся физически привлекательными. Заходят и еще дальше: в какой-то момент злодей и герой сливаются в один физический образ, Популярный типаж в этом смысле — Роберт де Ниро (Konigsberg I.).
|
|
Психологические характеристики
Злодеи исключительно коварны, лицемерны и двуличны. Мы вообще не можем им доверять. В их криминальном мозгу постоянно вертятся мысли о грабежах, воровстве, насилии и убийствах.
Действия (функции)
Злодей должен:
• драматизировать действие, все время причиняя неприятности и устраивая
катастрофы;
• украсть волшебное средство у протагониста;
• постоянно строить козни протагонисту;
• отвлекать протагониста, его друзей и особенно — красавицу;
- пытаться заняться любовью с красавицей, но потерпеть поражение;
• преследовать протагониста (или убегать от него);
v победить в некоторых сражениях с протагонистом, но в последнем — проиграть;
• быть уничтоженным протагонистом.
Пропп так определяет функции злодея: «Его роль в том, чтобы нарушить спокойствие счастливого семейства, сделать какую-нибудь гадость, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и дьявол, и разбойники, и колдунья, и мачеха и т. д. И так по ходу действия появляется вредитель. Он приходит, прокрадывается, прилетает и т. д. и начинает действовать» (Пропп В., с. 24).
Иногда зло выступает в виде механизмов.
ПЕРСОНАЖИ