Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи (активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкая игрушка;
плакат к серии упражнений «Рассмотри, запомни, назови»;
серия сюжетных картин «Подсолнух»;
тарелочки, листы бумаги, простые и цветные карандаши (по количеству детей);
аудиозапись мажорной музыки.
Ход занятия
Вкабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
Психолог: | Дети: |
— Ребята, внимательно слушайте мои вопросы и отвечайте на них. На какое дерево садится ворона во время дождя? — Под каким кустом прячется заяц во время дождя? — Что мы видим с закрытыми глазами? — Определите, какое слово лишнее, назовите его и объясните, почему вы так думаете: тополь, береза, роза, липа, осина. — Стол, ковер, кресло, кровать, шкаф. | — На мокрое. — Под мокрым. — Сон. — Лишнее слово — роза. Это цветок, а тополь, береза, липа, осина — деревья. — Лишнее слово — ковер. Стол, кресло, кровать, шкаф — мебель, а ковер не относится к мебели. |
Аналогичная работа проводится с рядами слов: треугольник, квадрат, круг, указка; Саша, Витя, Петров, Коля; веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. | |
Психолог прикрепляет к доске плакат для серии упражнений «Рассмотри, запомни, назови». | |
— Следующее задание для очень внимательных детей. Внимательно рассмотрите картину. | |
Дети в течение 20 секунд рассматривают плакат. | |
— Какой предмет нарисован в верхнем правом углу картины? — Где нарисовано облако? — Что нарисовано в верхней центральной части картины? — Кто изображен в нижнем левом углу картины? — Где находится черный котенок? — Постарайтесь запомнить все предметы, которые вы видите на картине. | — Самолет. — В верхнем левом углу. — Солнце. — Котенок... Рыжий котенок. — В нижнем правом углу. |
Психолог дает 20 секунд на рассматривание и запоминание предметов, затем переворачивает плакат. | |
— Сколько котят нарисовано на картине? — Они одинаковой окраски или разной? — Каких насекомых вы видели на картине? — Молодцы! Кто из вас запомнил, сколько цыплят нарисовано на картине? — Какого они цвета? — Давайте проверим ваши ответы. | — Два котенка. — Один котенок рыжий, а другой черный. — Пчелу, стрекозу, бабочку, кузнечика. — Четыре цыпленка. — Желтого. |
Психолог переворачивает плакат. | |
— На картине есть предметы, о которых мы еще не говорили. Что это? — Обратите внимание на цветы. | — Это цветы. |
Психолог переворачивает плакат. | |
— Сколько цветков изображено на картине? — Они одинаковые? — Чем они отличаются? — Давайте вспомним, какого цвета был каждый цветок. — Молодцы! | — Пять цветков. — Нет, они разные. — Они разного цвета. — Красный цветок, белый цветок, синий цветок, розовый цветок, фиолетовый цветок. |
Психолог демонстрирует детям плакат. | |
— Как выдумаете, какое время года изображено на картине? — Почему вы так думаете? — Верно. Возьмите листы бумаги и цветные карандаши. В верхнем левом углу нарисуйте облако, в верхнем правом углу — самолет, в центральной верхней части листа — солнце. | — Лето. — Солнце ярко светит. Цветут цветы. На картине нарисованы насекомые. |
Дети выполняют задание. | |
— А в нижней части листа нарисуйте пять цветков. | |
Дети выполняют задание. | |
— Еще раз посмотрите на плакат и выберите карандаши, которые понадобятся вам, чтобы раскрасить цветы. | |
Дети подбирают цветные карандаши. Психолог снимает плакат с доски. Дети раскрашивают цветы. | |
— Молодцы, ребята! Когда растение отцветет, что появится на месте цветка? — Правильно. Давайте рассмотрим серию картин. | — Семена. |
Психолог в произвольном порядке прикрепляет к магнитной доске серию картин «Подсолнух» (автор Е. Алифанова). | |
— Кажется, я расставила картины неправильно. Определите, что было сначала, а что будет потом и расставьте картины в нужной последовательности. | |
Дети расставляют серию картин в нужной последовательности и составляют рассказ. | |
Игра «Пятнашки по кругу» (описание игры — см. зан.5). | |
— Наше занятие подходит к концу. Вспомните и расскажите мягкой игрушке, чем мы сегодня занимались. | |
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями. | |
— Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем ласковые слова. | |
Звучит музыка. Дети и психолог свободно передвигаются по кабинету, подходят друг к другу, смотрят в глаза, дотрагиваются друг до друга и говорят комплименты. | |
— До свидания. Я буду без вас скучать! |