Глава 1. Обучение формуле ABC

Когнитивная терапия концентрируется вокруг мыслей. Эмоции, поведение и окружающая среда — все считается важным, но отличительной чертой когнитивной терапии является концентрация на верованиях клиента, его установках, образе мыслей.

Первый шаг в любой когнитивной терапии — доказать клиенту важность образа мыслей. Терапевт должен показать, что верования, философия и схемы могут вызывать сильнейшие эмоции и обусловливать поступки, и чтобы устранить или ослабить негативные эмоции, клиент должен изменить свои мысли. Это необычный процесс, и для того чтобы объяснить эти принципы, терапевту необходимо использовать систематический метод.

До того как клиент сможет эффективно использовать когнитивные техники, его нужно убедить в том, что его проблемы связаны с его мыслями. Поначалу большинство клиентов вовсе так не считает. Они могут винить генетику, плохое обращение родителей, невезение, травматический опыт детства, жестокие намерения других, больное общество или нечуткое и некомпетентное правительство. В своей эмоциональной боли они обвиняют всех и вся, за исключением собственных мыслительных процессов.

Причина подобного заблуждения очевидна. Мысли возникают так быстро и кажутся столь призрачными, что многие вообще не замечают, что они о чем-то думают. Все, что они воспринимают, — это внешние стимулы (которые объективны, конкретны (23:) и действительно очевидны) и эмоциональные реакции (которые испытываются сильно и ощутимо). Мимолетные и смутные мысли в этом процессе обычно игнорируются.

Иногда требуется долго доводить до сознания клиента, что во всем виновен тот едва различимый голосок, который они слышат внутри своей головы, однако убедить возможно лишь тогда, когда клиент готов сотрудничать с когнитивным терапевтом.

Обучение основной формуле

Принципы

Несмотря на то, что вы можете обучить клиента основным понятиям когнитивной терапии при помощи нескольких методов, самым быстрым и прямым способом будет посвятить первый сеанс инструктированию. Первый сеанс обычно самое подходящее время для того, чтобы представить клиенту ключевые формулы и базовый словарь. Организуйте индивидуальный обучающий сеанс или проведите групповое занятие в том случае, если у вас несколько начинающих клиентов.

Метод

1. Если возможно, посвятите этой теме весь сеанс. Расскажите клиенту о том, что существуют два противоположных способа объяснения причин человеческих эмоций и поведения.

2. Представьте сначала старую теорию о том, что эмоциональные и поведенческие реакции вызваны чем-то извне. Многие люди верят в справедливость этой теории.

3. Затем раскройте новую теорию о том, что чувства возникают из-за наших мыслей о событиях, а не из-за событий самих по себе.

4. Приведите клиенту серию примеров, которые бы сравнивали и противопоставляли две теории. Покажите, что одни и те же внешние ситуации могут интерпретироваться несколькими способами и что важна именно интерпретация, а не ситуация. (24:)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: