Направленных на их «расшивку»

Планирование инвестиций начинается с анализа проблемного фактора в стратегии предприятия, того «узкого» места, которое не позволяет реализовать стратегию. «Узким» оно считается по ряду причин: во-первых, потому, что иногда не может контролировать­ся самим предприятием; во-вторых, потому, что от него зависят другие элементы стратегии.

В рыночной экономике источником наибольшей неопреде­ленности является рыночный спрос. В условиях государств, поя­вившихся на территории бывшего СССР, из наиболее трудно прогнозируемых групп факторов является окружающая среда, инвестиционный климат. Это связано с тем, что страны находят­ся в процессе реформ. Зачастую невозможно проследить даже краткосрочные тенденции развития экономики, что значитель­но осложняет процесс планирования инвестиций, особенно если учесть, что срок действия большинства инвестиционных проек­тов — не менее двух лет. К факторам внешней среды можно от­нести: инфляцию; условия платежей; налоговое окружение; ус­ловия предоставления займов и др.


166 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность

Мероприятия стратегии в планировании находят свое отраже­ние в плане инноваций. Процесс планирования инноваций, осу­ществляемый в рамках стратегического планирования, не содер­жит стандартные процедуры, документы и информационное обеспечение, необходимые для принятия решений о нововведени­ях. Тем не менее наметились два этапа планирования: поиск (ге­нерация) идей; формулирование и отбор проектов. План иннова­ций может входить в состав стратегического плана и отдельным документом не оформляться. Однако планирование стратегии и обоснование путей ее реализации посредством нововведений яв­ляются различными процедурами, имеющими собственные алго­ритмы планирования. Поскольку план инноваций предусматри­вает различные изменения в структуре предприятия, он является составной частью жизненного цикла предприятия и жизненного цикла продукта. Важная особенность плана инноваций состоит в том, что он не носит директивного характера.

Инновации — качественные изменения в производстве. Они могут относиться как к технике и технологии, так и к формам ор­ганизации производства и управления. Поиск идей является наи­более ответственным этапом планирования нововведений. Ис­точником идей могут быть работники предприятия, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, покупатели, поставщики, конкуренты и т.п. Важно на стадии планирования вовлечь в этот процесс всех сотрудников пред­приятия. Этого можно добиться, разрешив выдвигать «сырые», недоработанные идеи и предоставляя средства на дальнейшие исследования и разработку тех проектов, которые выглядят на­иболее перспективными.

Для этого необходимо следующее:

• Создание в коллективе предприятия организационного кли­
мата, который бы способствовал поиску нетрадиционных, нова­
торских решений и средств их реализации.

• Выявление с помощью психологов, социологов и управлен­
цев-консультантов факторов, блокирующих новаторскую, ново-
введенческую деятельность.


3 4 Порядок и методика составления плана инвестиций 167

• Создание благоприятного климата для работы новаторов:
предоставление им дополнительных полномочий в принятии ре­
шений на их рабочих местах; использование гибких режимов ра­
боты; повышение доверия к ним; материальное и моральное сти­
мулирование и т.п.

• Свободный доступ к информации всех работников предпри­
ятия, конечно, с соблюдением требований защиты от несанкцио­
нированного доступа к ней и защиты коммерческой тайны.

• Интенсификация неформального общения работников пред­
приятия, особенно руководителей и специалистов. Установлено,
что если люди работают на небольшом расстоянии друг от друга,
то это интенсифицирует их общение и возможность появления но­
вых идей.

• Поощрение нововведений. В этом современный менедж­
мент видит эффективный метод борьбы с бюрократизмом, рути­
нерством, косностью мышления.

• Создание разветвленной сети различных новаторских групп.
У работников должно появиться убеждение, что их даже мелкие
нововведения руководством приравниваются к крупным, ради­
кальным новшествам.

• Поддержание обстановки терпимости к возможным неудачам.

• Создание системы защиты авторских прав рационализато­
ров и изобретателей и т.д.

На стадии формулирования и отбора проектов идеи превраща­ются в четко оформленные проекты нововведений. Сперва прора­батываются некоторые ключевые детали проекта, которые позво­ляют сделать вывод о том, стоит ли данная идея дальнейших исследований. Затем, после одобрения идеи высшим руковод­ством, выделяются средства на окончательное формулирование проекта, который затем подвергается детальному анализу и отбо-РУ- Первичная оценка проекта может оказать большое влияние на судьбу проекта, поскольку их значительная часть может не дойти До стадии финансового анализа в бизнес-планировании. Первич­ный отбор проектов производится по качественным параметрам. Исключаются нерентабельные проекты, противоречащие страте­гическим целям, физически неосуществимые.


Г


168 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность

На этой стадии проекты классифицируются по типам:

• новое строительство;

• развитие существующего производства;

• сокращение издержек;

• безопасность, экология;

• качество;

• замена производственного аппарата;

• расширение коммерческих операций;

• управление;

• хозяйственный механизм: приватизация, реструктуризация,

санация и т.д.

Каждый проект оформляется в виде предложения, которое яв­ляется основанием для разработки бизнес-плана. Например, пред­ложение о выпуске новой продукции должно содержать:

1. Цель проекта:

• предлагаемый товар или услуга;

• создание нового производства или расширение действующего;

• влияние проекта на объем продаж и прибыль;

• возможные риски инвестирования.

2. Краткие сведения о предприятии:

• цели деятельности;

• собственник;

• способ приватизации;

• достижения фирмы.

3. Персонал:

• характеристика персонала;

• особенности высшего руководства фирмы;

• проведенная реорганизация управления;

• навыки, отсутствующие у персонала, но необходимые для
реализации проекта.

4. Характеристика продукции или услуги:

• описание продукции;

• метод изготовления;

• особенности продукции;

• возможности для расширения объема продаж;


 

5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций

каналы реализации;

• ограничения, предъявляемые требованиями безопасности и
охраны окружающей среды;

• необходимые патенты, лицензии и разрешения;

• производственные площади;

• техническое состояние основных производственных фондов;

• потребность в дополнительном оборудовании.

5. Поставщики:

• необходимые для производства продукции сырье, материа­
лы, полуфабрикаты;

• имеющиеся поставщики и условия поставки;

• проблемы с поставками;

• объем поставок.

6. Потребители:

• основные потребители продукции, услуг;

• наиболее важные для потребителей параметры продукции;

• емкость рынка;

• рекламная и маркетинговая деятельность;

• привлекательность продукции для потребителей.

7. Конкуренты:

• перечень конкурентов;

• сильные и слабые стороны конкурентов;

• потенциальные конкуренты.

8. Финансовые результаты:

• возможный рост объемов продаж и расходов фирмы;

• возможные сбои в работе, влияющие на финансовое состоя­
ние фирмы;

• средства защиты от инфляции и непредвиденных финансо­
вых проблем.

Эти предложения одновременно являются заявками на разра­
ботку бизнес-планов. Комплект заявок, сгруппированный в соот­
ветствии с рассмотренной классификацией, является планом ин­
новаций. При необходимости составляется сводная таблица по
всем мероприятиям плана, содержащая основные показатели про­
ектов. \


170 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность

Оценка целесообразности включения в план того или иного ме­роприятия делается на основе расчетов их экономической эффек­тивности. Наиболее крупные мероприятия, требующие значитель­ных объемов инвестиционных ресурсов, должны пройти дополни­тельное технико-экономическое обоснование, которое делается в «бизнес-планировании».

5.4.3. Составление бизнес-плана

Имеются четыре мотива, которые в процессе планирования ин­вестиций требуют составления бизнес-плана:

1. Инвестирование средств в любую, даже самую привлекатель­
ную идею, содержащуюся в стратегическом плане, всегда сопряже­
но с риском. Процесс разработки бизнес-плана включает обдумыва­
ние идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно
взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте. Поэтому
план способствует предотвращению ошибок и снижению риска.

2. Бизнес-план является официальным документом, который
используется для кредитования и финансирования мероприятий
стратегического плана.

3. Бизнес-план является рабочим инструментом, с помощью
которого составляются все разделы технико-экономического пла­
на предприятия. На его основе создается эффективная система уп­
равления предприятием.

4. Законченный бизнес-план материализует идею, служит
средством сообщения идеи другим заинтересованным людям и
субъектам хозяйствования, то есть он является важнейшим средст­
вом коммуникации в контактах с банкирами, инвесторами, клиен­
тами, покупателями и партнерами.

Вопросам бизнес-планирования посвящено большое количе­ство отечественной и зарубежной литературы. Соответственно предлагается различная структура бизнес-плана. Однако в прак­тике внутрифирменного планирования должны прежде всего применяться методы, рекомендованные национальными дирек­тивными органами, например рекомендации Министерства эко­номики Республики Беларусь по разработке и оценке бизнес-пла-


 

5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций

Оценка целесообразности внедрения того или иного меро­приятия делается на основе бизнес-плана. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных ин­вестиций.

Бизнес-план инвестиционного проекта (далее — бизнес-план) разрабатывается для обоснования:

• текущего и перспективного планирования развития пред­
приятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

• возможности получения инвестиционных и кредитных ре­
сурсов, а также возврата заемных средств;

• предложений по созданию совместных и иностранных пред­
приятий;

• целесообразности оказания мер государственной поддержки.

Основанием для разработки бизнес-плана является директив­ный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются:

• руководитель разработки бизнес-плана;

• состав исполнителей и распределение обязанностей между
ними;

• разработчик бизнес-плана (предприятие — инициатор про­
екта или привлеченные организации);

• смета затрат на проведение работ и источники финансирова­
ния (при необходимости).

В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения.

На титульном листе указываются название инвестиционного проекта (далее — проекта), предприятия-инициатора проекта, орга­низации-разработчика бизнес-плана, утверждающая подпись руко­водителя предприятия и организации-разработчика, заверенные пе­чатью, требования конфиденциальности документа. В случае если разработчиком бизнес-плана является предприятие-инициатор про­екта при участии консалтинговых, аудиторских и других фирм, то в нижней части титульного листа указывается: «Бизнес-план разра­ботан предприятием при участии» и называются привлеченные ор­ганизации.



Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность


5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций




В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссыл­ки на страницы.

Бизнес-план должен давать полное представление обо всех ас­пектах проекта и состоять из следующих основных разделов:

1. «Резюме»;

2. «Характеристика предприятия и стратегия его развития»;

3. «Описание продукции (услуги)»;

4. «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

5. «Производственный план»;

6. «Организационный план»;

7. «План реализации проекта»;

8. «Инвестиционный план»;

9. «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельно­
сти»;

10. «Показатели эффективности проекта»;

11. «Юридический план»;

12. «Информация о разработчике бизнес-плана».

13. Приложения.

Ориентировочный объем бизнес-плана должен составлять (без приложений): около 40 страниц — при стоимости проекта менее 500 тыс. долларов США и до 80 страниц — при стоимости проекта свыше 500 тыс. долларов США.

При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать сле­дующие принципы и подходы:

• при разработке производственной и финансово-экономичес­
кой частей бизнес-плана использовать методы имитационного мо­
делирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние
изменения исходных параметров проекта на его эффективность и
реализуемость;

• при создании или реконструкции отдельных производств по­
казывать влияние инвестиционного проекта на производственную
деятельность предприятия в целом и наоборот;

• при решении вопроса о строительстве нового предприятия
проводить альтернативные расчеты и обоснования его расположения
на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых;


• для проектов, реализуемых с участием средств или предос­
тавлением преференций государства, выполнять расчеты плате­
жей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и
при предоставлении льгот, а также потерь государства и компенса­
ции этих потерь;

• составлять бизнес-план на весь период реализации инвести­
ционного проекта (далее — горизонт расчета). Как правило, гори­
зонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств
плюс 1 год. Допускается установление другого обоснованного го­
ризонта расчета;

• шаг отображения информации в таблицах, представляемых
в органы государственного управления, принимать равным 1 году;

• расчеты бизнес-плана проекта, для реализации которого не
требуются средства в свободно конвертируемой валюте (СКВ),
производить в национальной валюте (прогнозных ценах с учетом
инфляции), в остальных случаях в двух вариантах — условных
единицах (у.е.) и национальной валюте. За условную единицу при­
нимается, как правило, доллар США или другая свободно конвер­
тируемая валюта.

Ниже приводится характеристика основных разделов бизнес-плана.

1. «Резюме».

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основ­ные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача за­ключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о техно­логической новизне проекта (при наличии), его социальной значи­мости.

Раздел «Резюме» должен разрабатываться в конце написания бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблиц) — 4-7 страниц.

2. «Характеристика предприятия и стратегия его разви­
тия».

В данном разделе даются описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.



Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность


5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций




При описании предприятия отражаются следующие вопросы:

• история создания;

• основные достижения и неудачи в деятельности предпри­
ятия;

• слабые и сильные места в п роизводственно-хозяйственной
деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продук­
ции, серийный или мелкосерийный характер производства и т.д.);

• характеристика имеющихся основных производственных
фондов и технологий;

• загрузка производственных мощностей;

• выпускаемая продукция;

• основные показатели финансово-хозяйственной деятельно­
сти предприятия за предшествующий период;

• доля социальной сферы в инфраструктуре предприятия.
При описании стратегии развития предприятия раскрываются

следующие вопросы:

• главные цели и задачи перспективного стратегического раз­
вития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускае­
мой, увеличение объемов производства, улучшение условий труда,
экономия ресурсов, замена основных производственных фондов,
внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение и т.д.);

• название проекта;

• актуальность и новизна предлагаемого проекта;

• стадии проработки основных этапов проекта (проведение
НИОКР, разработка рабочей документации, внедрение междуна­
родной системы качества, сертификация продукции, наличие ин­
весторов, контрактных и предконтрактных документов на постав­
ку оборудования и т.д.);

• конкретные мероприятия по достижению заданных целей;

• обоснование собственных источников финансирования про­
екта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных фондов,
акций и т.д.), которые могут быть использованы на начальном эта­
пе его реализации;

• сведения о предоставленных предприятию государственных
преференциях, которые необходимо будет компенсировать за счет
прибыли проекта.


3. «Описание продукции (услуги)».

В данном разделе представляется информация о продукции, которую будет производить предприятие:

• область применения;

• основные характеристики (потребительские, сбытовые и
функциональные);

• соответствие международным и национальным стандартам
качества;

• контроль качества;

• требования к гарантийному и послегарантийному обслужи­
ванию;

• наличие патентов, лицензий, сертификатов;

• новизна технических и технологических решений, потреби­
тельских свойств.

Приводится план мероприятий по усовершенствованию про­дукции с целью повышения ее конкурентоспособности, в котором необходимо отразить следующие вопросы:

• крупные предполагаемые проблемы в освоении продукции
(услуги) и подходы к их решению на стадии разработки изделий;

• обоснование предложений по разработке новых видов (мо­
дификаций) продукции, совершенствованию упаковки;

• обоснование предложений по разработке (приобретению)
прогрессивных технологических процессов, оборудования;

• намерения и предложения по доведению качества продук­
ции до международных требований и ее сертификации.

4. «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга».

В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.

Анализ рынков должен включать:

• общую характеристику рынков, на которых планируется
сбыт товаров (услуг) предприятия, оценку их размера;

• долю предприятия на разных рынках;

• динамику развития рынка и прогноз тенденций изменения
его в будущем;

• основные факторы, влияющие на изменение рынка;


176 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность

основные требования потребителей к продукции (услуге);

• оценка возможностей конкурентов и основные данные о вы­
пускаемой ими продукции — технический уровень, цена, уровень
качества;

• технологическое и финансовое состояние конкурирующих
предприятий и степень их влияния на рынок данной продукции
(услуги);

• преимущества предприятия перед конкурентами.

Для продукции, которую планируется реализовывать на внеш­них рынках, при прогнозировании цены учитываются льготы, пре­доставляемые законодательством, а также ограничения и требова­ния, выдвигаемые страной-импортером.

В отдельной таблице приводится перечень имеющихся кон­трактных и предконтрактных документов о приобретении продук­ции с указанием сроков их действия, объемов и названий фирм-по­требителей, а также излагаются основные требования заказчиков, предъявляемые к качеству товара.

Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражаются:

• стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, рас­
ширение существующего, продвижение на новые рынки и т.д.);

• расчет и обоснование цены с учетом соответствующего за­
конодательства и политики регулирования цен на государствен­
ном уровне, а также сегмента рынка;

• обоснование правильности выбора стратегии ценообразова­
ния (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продук­
ции — новизны, качества и т.д.);

• тактика по реализации продукции на конкретном сегменте
рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства,
посредники, дистрибьюторы и т.д.);

• политика по послепродажному обслуживанию (предприяти­
ем на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и
т.д.) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов
(убытков) от такого вида деятельности;

• оценка изменения объемов реализации продукции в пер­
спективе;


 

5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций

обоснование затрат на маркетинг и рекламу;

• план мероприятий по продвижению продукции на рынки,
включая основные этапы реализации;

• прогнозируемые цены на продукцию.
5. «Производственный план».

Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета). Данный раздел должен состоять из следующих подразделов:

• программа производства и реализации продукции;

• производственные мощности (здания, сооружения, техноло­
гии, оборудование);

• материально-техническое обеспечение;

• стоимость (издержки) производства и сбыта продукции.

Программа производства и реализации продукции составляет­ся на основании проведенных маркетинговых исследований и оформляется отдельно в виде таблицы, приведенной в рекоменда­циях по разработке бизнес-планов [25].

Содержание подраздела «производственные мощности» зави­сит от того, объектом инвестирования является действующее пред­приятие или вновь создаваемое.

Если предприятие действующее, то приводятся:

• анализ соответствия существующих производственных мощ­
ностей объемам производственной программы;

• обоснование потребности в дополнительных необходимых
для выполнения производственной программы производственных
мощностях на год и перспективу, способ их создания (строитель­
ство, покупка, аренда);

• обоснование объема средств, необходимых для подготовки
производства;

• оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых произ­
водственных площадей инженерными коммуникациями;

• перечень и обоснование требуемого оборудования и техноло­
гий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требо­
ваний международных стандартов качества и надежности, а также
требуемого объема производства и потребительских характеристик
товара;


L



Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность


5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций




       
 
   



• обоснование выбора поставщиков оборудования, основан­
ное на сравнительных технических характеристиках оборудова­
ния ведущих производителей и условиях его поставки, условия по­
слепродажного обслуживания, гарантий и цены;

• информация о наличии контрактных и предконтрактных до­
говоров на поставку оборудования и проведении (намерении про­
ведения) тендера, об условиях и сроках поставки, монтажа и на­
ладки оборудования;

• экологическая оценка проекта — анализ воздействия буду­
щего производства на окружающую среду, объемы отходов, пред­
полагаемые места их удаления и переработки.

В случае нового строительства обосновывается выбор конкрет­ного места реализации проекта с учетом географического положе­ния, существующей социально-экономической и инженерно-ком­муникационной инфраструктуры (наличие трудовых ресурсов, до- роги, инженерные коммуникации, связь, энергоносители), наличия строительно-монтажных мощностей, жилья и т.п., а также приво­дятся возможные альтернативные варианты в пределах страны, ре­гиона, населенного пункта.

В подразделе «материально-техническое обеспечение» произ­водства излагаются перспективы обеспечения проекта требуе­мыми сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запас­ными частями и теплоэнергетическими ресурсами.

В этом подразделе приводятся:

• перечень наиболее значимых для предприятия поставщиков
сырьевых ресурсов;

• периодичность приобретения основных видов сырья и мате­
риалов (ежемесячно, сезонно, хаотично и т.д., соответствие каче­
ственным характеристикам);

• требования поставщиков по форме оплаты (предоплата, бар­
тер и т.д.);

• расчет потребности в сырьевых ресурсах;

• обоснование схемы материально-технического обеспечения
(виды транспорта, средства погрузки, разгрузки и складирования,
оптимизация затрат на транспортировку ресурсов);


• обоснование и расчет потребности в теплоэнергетических
ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;

• риски ресурсного обеспечения.

В подразделе «стоимость (издержки) производства и сбыта продукции» даются обоснования по каждой статье издержек про­изводства (заработной плате, амортизации, общепроизводствен­ным и общехозяйственным расходам), прогнозируются их измене­ния в перспективе.

Сводный расчет потребности в трудовых ресурсах и заработ­ной плате оформляется в виде таблицы [25].

В обязательном порядке производится расчет амортизацион­ных отчислений.

Полные издержки на реализуемую продукцию оформляются в виде таблицы [25].

При подготовке данной таблицы анализируются отдельные статьи издержек по отношению к суммарной себестоимости про­изводственной программы и определяются те из них, которые име­ют наибольший удельный вес. Вырабатываются меры по сниже­нию издержек и управлению себестоимостью продукции (услуг). Отдельно рекомендуется составление таблицы полных издержек (сырья и материалов, комплектующих изделий, теплоэлектроэнер-гетических ресурсов и т.д.), которые прогнозируется оплачивать в свободно конвертируемой валюте.

6. «Организационный план».

В данном разделе в соответствии с основными этапами реали­зации проекта дается комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Центральное место отводится обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору ра­циональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. При этом указыва­ются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяется необходимая квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе



Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность


5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций




7. «План реализации проекта».

Календарный график реализации проекта представляет собой план согласованных во времени мероприятий, начиная от приня­тия инвестиционного решения и подготовительных работ до про­мышленного производства и погашения задолженностей перед за­емщиками. Рекомендуется его разрабатывать в виде временной диаграммы или сетевого графика. В ходе проработки проекта рас­сматриваются альтернативные варианты графика реализации про­екта и принимается для работы наилучший из них с учетом опти­мального сочетания финансовых и временных критериев. При разработке данного графика указываются перечень работ и по­требность в финансовых ресурсах для осуществления каждой. Ка­лендарный график реализации проекта составляется по макету таблицы [25].

8. «Инвестиционный план».

Инвестиционные издержки определяются как сумма основно­го капитала (капитальные затраты) и чистого оборотного капита­ла. При этом основной капитал представляет собой ресурсы, тре­буемые для сооружения и оснащения предприятия, а чистый оборотный капитал соответствует ресурсам, необходимым для полной или частичной его эксплуатации. В данном разделе приво­дится расчет потребности в инвестициях по каждому виду издер­жек. Общие инвестиционные затраты по проекту приводятся в ви­де специальной таблицы.

При планировании инвестиционных издержек отдельно рас­считывается потребность в первоначальном оборотном капитале, учитываются изменения, которые могут возникнуть во время экс­плуатации предприятия. Расчет потребности в чистом оборотном капитале выполняется в виде таблицы.

Сводные данные по источникам финансирования проекта (соб­ственных, заемных и государственных средств, прямых инвестиций и т.д.) представляются в виде таблицы. По источникам собственных средств даются обоснования, подкрепленные расчетами. Представ­ляется справка о намерениях (решениях) коммерческих банков, по­тенциальных инвесторов и т.д. по вложению средств в реализацию проекта (при наличии таких решений или намерений).


В случае, если проект требует дополнительной государствен­ной поддержки, указываются запрашиваемые меры государствен­ной поддержки для реализации проекта.

При потребности в конвертации белорусских рублей в свобод­но конвертируемую валюту приводится схема их конвертации.

Осуществляется расчет погашения долговых обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам, бюджетным ссудам, а также приводится сводный график.

Все таблицы приложения к настоящему документу оформля­ются отдельным приложением к бизнес-плану.

9. «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельно­сти».

К основным таблицам по прогнозированию финансово-хозяй­ственной деятельности производства (предприятия) относятся:

расчет чистой прибыли от реализации продукции;

расчет потока денежных средств;

проектно-балансовая ведомость.

Указанные сведения оформляются в виде таблиц и входят в приложения к бизнес-плану [25].

В случае реализации проекта на действующем предприятии прогнозирование денежных потоков выполняется в двух вариан­тах: до реализации проекта и при его осуществлении. При таком подходе учитываются предполагаемые изменения выручки, при­были и затрат.

Для проектов, реализация которых не оказывает влияния на действующее производство, применяется метод прогнозирования Денежных потоков для данного проекта без оценки действующего производства. Объектом анализа являются лишь те изменения, ко­торые вызваны принятием или отклонением проекта (концепция прироста). При этом рассматривается не номинальное значение экономических показателей проекта, а только разность между но­вым значением и существующим до принятия проекта.

Расчет чистой прибыли от реализации продукции оформляется в виде таблицы. В данной таблице отражается ежегодно образую­щаяся прибыль или убытки. Для анализа безубыточности выделя­ются переменные и постоянные издержки. В распределении при-



Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность


5 4. Порядок и методика составления плана инвестиций




■I


были показывается объем прибыли, который используется на погашение долгосрочной задолженности, рефинансирование, под­держание социальной сферы и т.д.

Прогнозирование потока денежных средств производится ис­ходя из притоков денежных средств от операционной (производст­венной), инвестиционной и финансовой деятельности предпри­ятия и их оттоков по годам реализации проекта. Распределение во времени потока средств (поступления от продаж, долгосрочные и краткосрочные ссуды и т.д.) должно быть синхронизировано с рас­ходами (оттоком средств), связанными с инвестициями, эксплуа- тацией предприятия и финансовыми обязательствами. При этом не: допускается как излишек финансовых накоплений (неиспользуе- \ мых, но требующих уплаты процентов), так и дефицит финансо- ] вых средств. Поток денежных средств оформляется в виде специ­альной таблицы.

Проектно-балансовая ведомость содержит основные статьи, такие, как стоимость основных фондов и текущих активов (запа- I сов сырья и материалов, счетов к получению, незавершенного про-изводства и готовой продукции), а также акционерного капитала ] (собственного), долгосрочных и краткосрочных обязательств, ко- I

торые требуются для бесперебойной работы производства (пред­приятия). Данная ведомость оформляется по макету таблицы [25].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: