Планирование инвестиций начинается с анализа проблемного фактора в стратегии предприятия, того «узкого» места, которое не позволяет реализовать стратегию. «Узким» оно считается по ряду причин: во-первых, потому, что иногда не может контролироваться самим предприятием; во-вторых, потому, что от него зависят другие элементы стратегии.
В рыночной экономике источником наибольшей неопределенности является рыночный спрос. В условиях государств, появившихся на территории бывшего СССР, из наиболее трудно прогнозируемых групп факторов является окружающая среда, инвестиционный климат. Это связано с тем, что страны находятся в процессе реформ. Зачастую невозможно проследить даже краткосрочные тенденции развития экономики, что значительно осложняет процесс планирования инвестиций, особенно если учесть, что срок действия большинства инвестиционных проектов — не менее двух лет. К факторам внешней среды можно отнести: инфляцию; условия платежей; налоговое окружение; условия предоставления займов и др.
|
|
166 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
Мероприятия стратегии в планировании находят свое отражение в плане инноваций. Процесс планирования инноваций, осуществляемый в рамках стратегического планирования, не содержит стандартные процедуры, документы и информационное обеспечение, необходимые для принятия решений о нововведениях. Тем не менее наметились два этапа планирования: поиск (генерация) идей; формулирование и отбор проектов. План инноваций может входить в состав стратегического плана и отдельным документом не оформляться. Однако планирование стратегии и обоснование путей ее реализации посредством нововведений являются различными процедурами, имеющими собственные алгоритмы планирования. Поскольку план инноваций предусматривает различные изменения в структуре предприятия, он является составной частью жизненного цикла предприятия и жизненного цикла продукта. Важная особенность плана инноваций состоит в том, что он не носит директивного характера.
Инновации — качественные изменения в производстве. Они могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Поиск идей является наиболее ответственным этапом планирования нововведений. Источником идей могут быть работники предприятия, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, покупатели, поставщики, конкуренты и т.п. Важно на стадии планирования вовлечь в этот процесс всех сотрудников предприятия. Этого можно добиться, разрешив выдвигать «сырые», недоработанные идеи и предоставляя средства на дальнейшие исследования и разработку тех проектов, которые выглядят наиболее перспективными.
|
|
Для этого необходимо следующее:
• Создание в коллективе предприятия организационного кли
мата, который бы способствовал поиску нетрадиционных, нова
торских решений и средств их реализации.
• Выявление с помощью психологов, социологов и управлен
цев-консультантов факторов, блокирующих новаторскую, ново-
введенческую деятельность.
3 4 Порядок и методика составления плана инвестиций 167
• Создание благоприятного климата для работы новаторов:
предоставление им дополнительных полномочий в принятии ре
шений на их рабочих местах; использование гибких режимов ра
боты; повышение доверия к ним; материальное и моральное сти
мулирование и т.п.
• Свободный доступ к информации всех работников предпри
ятия, конечно, с соблюдением требований защиты от несанкцио
нированного доступа к ней и защиты коммерческой тайны.
• Интенсификация неформального общения работников пред
приятия, особенно руководителей и специалистов. Установлено,
что если люди работают на небольшом расстоянии друг от друга,
то это интенсифицирует их общение и возможность появления но
вых идей.
• Поощрение нововведений. В этом современный менедж
мент видит эффективный метод борьбы с бюрократизмом, рути
нерством, косностью мышления.
• Создание разветвленной сети различных новаторских групп.
У работников должно появиться убеждение, что их даже мелкие
нововведения руководством приравниваются к крупным, ради
кальным новшествам.
• Поддержание обстановки терпимости к возможным неудачам.
• Создание системы защиты авторских прав рационализато
ров и изобретателей и т.д.
На стадии формулирования и отбора проектов идеи превращаются в четко оформленные проекты нововведений. Сперва прорабатываются некоторые ключевые детали проекта, которые позволяют сделать вывод о том, стоит ли данная идея дальнейших исследований. Затем, после одобрения идеи высшим руководством, выделяются средства на окончательное формулирование проекта, который затем подвергается детальному анализу и отбо-РУ- Первичная оценка проекта может оказать большое влияние на судьбу проекта, поскольку их значительная часть может не дойти До стадии финансового анализа в бизнес-планировании. Первичный отбор проектов производится по качественным параметрам. Исключаются нерентабельные проекты, противоречащие стратегическим целям, физически неосуществимые.
Г
168 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
На этой стадии проекты классифицируются по типам:
• новое строительство;
• развитие существующего производства;
• сокращение издержек;
• безопасность, экология;
• качество;
• замена производственного аппарата;
• расширение коммерческих операций;
• управление;
• хозяйственный механизм: приватизация, реструктуризация,
санация и т.д.
Каждый проект оформляется в виде предложения, которое является основанием для разработки бизнес-плана. Например, предложение о выпуске новой продукции должно содержать:
1. Цель проекта:
• предлагаемый товар или услуга;
• создание нового производства или расширение действующего;
• влияние проекта на объем продаж и прибыль;
• возможные риски инвестирования.
2. Краткие сведения о предприятии:
• цели деятельности;
• собственник;
• способ приватизации;
• достижения фирмы.
3. Персонал:
• характеристика персонала;
• особенности высшего руководства фирмы;
• проведенная реорганизация управления;
• навыки, отсутствующие у персонала, но необходимые для
реализации проекта.
4. Характеристика продукции или услуги:
|
|
• описание продукции;
• метод изготовления;
• особенности продукции;
• возможности для расширения объема продаж;
5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
• каналы реализации;
• ограничения, предъявляемые требованиями безопасности и
охраны окружающей среды;
• необходимые патенты, лицензии и разрешения;
• производственные площади;
• техническое состояние основных производственных фондов;
• потребность в дополнительном оборудовании.
5. Поставщики:
• необходимые для производства продукции сырье, материа
лы, полуфабрикаты;
• имеющиеся поставщики и условия поставки;
• проблемы с поставками;
• объем поставок.
6. Потребители:
• основные потребители продукции, услуг;
• наиболее важные для потребителей параметры продукции;
• емкость рынка;
• рекламная и маркетинговая деятельность;
• привлекательность продукции для потребителей.
7. Конкуренты:
• перечень конкурентов;
• сильные и слабые стороны конкурентов;
• потенциальные конкуренты.
8. Финансовые результаты:
• возможный рост объемов продаж и расходов фирмы;
• возможные сбои в работе, влияющие на финансовое состоя
ние фирмы;
• средства защиты от инфляции и непредвиденных финансо
вых проблем.
Эти предложения одновременно являются заявками на разра
ботку бизнес-планов. Комплект заявок, сгруппированный в соот
ветствии с рассмотренной классификацией, является планом ин
новаций. При необходимости составляется сводная таблица по
всем мероприятиям плана, содержащая основные показатели про
ектов. \
170 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
Оценка целесообразности включения в план того или иного мероприятия делается на основе расчетов их экономической эффективности. Наиболее крупные мероприятия, требующие значительных объемов инвестиционных ресурсов, должны пройти дополнительное технико-экономическое обоснование, которое делается в «бизнес-планировании».
5.4.3. Составление бизнес-плана
Имеются четыре мотива, которые в процессе планирования инвестиций требуют составления бизнес-плана:
|
|
1. Инвестирование средств в любую, даже самую привлекатель
ную идею, содержащуюся в стратегическом плане, всегда сопряже
но с риском. Процесс разработки бизнес-плана включает обдумыва
ние идеи, заставляет ее авторов критически и беспристрастно
взглянуть на предлагаемый проект во всей его полноте. Поэтому
план способствует предотвращению ошибок и снижению риска.
2. Бизнес-план является официальным документом, который
используется для кредитования и финансирования мероприятий
стратегического плана.
3. Бизнес-план является рабочим инструментом, с помощью
которого составляются все разделы технико-экономического пла
на предприятия. На его основе создается эффективная система уп
равления предприятием.
4. Законченный бизнес-план материализует идею, служит
средством сообщения идеи другим заинтересованным людям и
субъектам хозяйствования, то есть он является важнейшим средст
вом коммуникации в контактах с банкирами, инвесторами, клиен
тами, покупателями и партнерами.
Вопросам бизнес-планирования посвящено большое количество отечественной и зарубежной литературы. Соответственно предлагается различная структура бизнес-плана. Однако в практике внутрифирменного планирования должны прежде всего применяться методы, рекомендованные национальными директивными органами, например рекомендации Министерства экономики Республики Беларусь по разработке и оценке бизнес-пла-
5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
Оценка целесообразности внедрения того или иного мероприятия делается на основе бизнес-плана. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
Бизнес-план инвестиционного проекта (далее — бизнес-план) разрабатывается для обоснования:
• текущего и перспективного планирования развития пред
приятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
• возможности получения инвестиционных и кредитных ре
сурсов, а также возврата заемных средств;
• предложений по созданию совместных и иностранных пред
приятий;
• целесообразности оказания мер государственной поддержки.
Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, изданный руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым определяются и утверждаются:
• руководитель разработки бизнес-плана;
• состав исполнителей и распределение обязанностей между
ними;
• разработчик бизнес-плана (предприятие — инициатор про
екта или привлеченные организации);
• смета затрат на проведение работ и источники финансирова
ния (при необходимости).
В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, текст основных разделов бизнес-плана, приложения.
На титульном листе указываются название инвестиционного проекта (далее — проекта), предприятия-инициатора проекта, организации-разработчика бизнес-плана, утверждающая подпись руководителя предприятия и организации-разработчика, заверенные печатью, требования конфиденциальности документа. В случае если разработчиком бизнес-плана является предприятие-инициатор проекта при участии консалтинговых, аудиторских и других фирм, то в нижней части титульного листа указывается: «Бизнес-план разработан предприятием при участии» и называются привлеченные организации.
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.
Бизнес-план должен давать полное представление обо всех аспектах проекта и состоять из следующих основных разделов:
1. «Резюме»;
2. «Характеристика предприятия и стратегия его развития»;
3. «Описание продукции (услуги)»;
4. «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;
5. «Производственный план»;
6. «Организационный план»;
7. «План реализации проекта»;
8. «Инвестиционный план»;
9. «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельно
сти»;
10. «Показатели эффективности проекта»;
11. «Юридический план»;
12. «Информация о разработчике бизнес-плана».
13. Приложения.
Ориентировочный объем бизнес-плана должен составлять (без приложений): около 40 страниц — при стоимости проекта менее 500 тыс. долларов США и до 80 страниц — при стоимости проекта свыше 500 тыс. долларов США.
При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:
• при разработке производственной и финансово-экономичес
кой частей бизнес-плана использовать методы имитационного мо
делирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние
изменения исходных параметров проекта на его эффективность и
реализуемость;
• при создании или реконструкции отдельных производств по
казывать влияние инвестиционного проекта на производственную
деятельность предприятия в целом и наоборот;
• при решении вопроса о строительстве нового предприятия
проводить альтернативные расчеты и обоснования его расположения
на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых;
• для проектов, реализуемых с участием средств или предос
тавлением преференций государства, выполнять расчеты плате
жей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и
при предоставлении льгот, а также потерь государства и компенса
ции этих потерь;
• составлять бизнес-план на весь период реализации инвести
ционного проекта (далее — горизонт расчета). Как правило, гори
зонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств
плюс 1 год. Допускается установление другого обоснованного го
ризонта расчета;
• шаг отображения информации в таблицах, представляемых
в органы государственного управления, принимать равным 1 году;
• расчеты бизнес-плана проекта, для реализации которого не
требуются средства в свободно конвертируемой валюте (СКВ),
производить в национальной валюте (прогнозных ценах с учетом
инфляции), в остальных случаях в двух вариантах — условных
единицах (у.е.) и национальной валюте. За условную единицу при
нимается, как правило, доллар США или другая свободно конвер
тируемая валюта.
Ниже приводится характеристика основных разделов бизнес-плана.
1. «Резюме».
Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости.
Раздел «Резюме» должен разрабатываться в конце написания бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблиц) — 4-7 страниц.
2. «Характеристика предприятия и стратегия его разви
тия».
В данном разделе даются описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
При описании предприятия отражаются следующие вопросы:
• история создания;
• основные достижения и неудачи в деятельности предпри
ятия;
• слабые и сильные места в п роизводственно-хозяйственной
деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продук
ции, серийный или мелкосерийный характер производства и т.д.);
• характеристика имеющихся основных производственных
фондов и технологий;
• загрузка производственных мощностей;
• выпускаемая продукция;
• основные показатели финансово-хозяйственной деятельно
сти предприятия за предшествующий период;
• доля социальной сферы в инфраструктуре предприятия.
При описании стратегии развития предприятия раскрываются
следующие вопросы:
• главные цели и задачи перспективного стратегического раз
вития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускае
мой, увеличение объемов производства, улучшение условий труда,
экономия ресурсов, замена основных производственных фондов,
внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение и т.д.);
• название проекта;
• актуальность и новизна предлагаемого проекта;
• стадии проработки основных этапов проекта (проведение
НИОКР, разработка рабочей документации, внедрение междуна
родной системы качества, сертификация продукции, наличие ин
весторов, контрактных и предконтрактных документов на постав
ку оборудования и т.д.);
• конкретные мероприятия по достижению заданных целей;
• обоснование собственных источников финансирования про
екта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных фондов,
акций и т.д.), которые могут быть использованы на начальном эта
пе его реализации;
• сведения о предоставленных предприятию государственных
преференциях, которые необходимо будет компенсировать за счет
прибыли проекта.
3. «Описание продукции (услуги)».
В данном разделе представляется информация о продукции, которую будет производить предприятие:
• область применения;
• основные характеристики (потребительские, сбытовые и
функциональные);
• соответствие международным и национальным стандартам
качества;
• контроль качества;
• требования к гарантийному и послегарантийному обслужи
ванию;
• наличие патентов, лицензий, сертификатов;
• новизна технических и технологических решений, потреби
тельских свойств.
Приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности, в котором необходимо отразить следующие вопросы:
• крупные предполагаемые проблемы в освоении продукции
(услуги) и подходы к их решению на стадии разработки изделий;
• обоснование предложений по разработке новых видов (мо
дификаций) продукции, совершенствованию упаковки;
• обоснование предложений по разработке (приобретению)
прогрессивных технологических процессов, оборудования;
• намерения и предложения по доведению качества продук
ции до международных требований и ее сертификации.
4. «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга».
В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.
Анализ рынков должен включать:
• общую характеристику рынков, на которых планируется
сбыт товаров (услуг) предприятия, оценку их размера;
• долю предприятия на разных рынках;
• динамику развития рынка и прогноз тенденций изменения
его в будущем;
• основные факторы, влияющие на изменение рынка;
176 Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
• основные требования потребителей к продукции (услуге);
• оценка возможностей конкурентов и основные данные о вы
пускаемой ими продукции — технический уровень, цена, уровень
качества;
• технологическое и финансовое состояние конкурирующих
предприятий и степень их влияния на рынок данной продукции
(услуги);
• преимущества предприятия перед конкурентами.
Для продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при прогнозировании цены учитываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения и требования, выдвигаемые страной-импортером.
В отдельной таблице приводится перечень имеющихся контрактных и предконтрактных документов о приобретении продукции с указанием сроков их действия, объемов и названий фирм-потребителей, а также излагаются основные требования заказчиков, предъявляемые к качеству товара.
Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражаются:
• стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, рас
ширение существующего, продвижение на новые рынки и т.д.);
• расчет и обоснование цены с учетом соответствующего за
конодательства и политики регулирования цен на государствен
ном уровне, а также сегмента рынка;
• обоснование правильности выбора стратегии ценообразова
ния (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продук
ции — новизны, качества и т.д.);
• тактика по реализации продукции на конкретном сегменте
рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства,
посредники, дистрибьюторы и т.д.);
• политика по послепродажному обслуживанию (предприяти
ем на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и
т.д.) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов
(убытков) от такого вида деятельности;
• оценка изменения объемов реализации продукции в пер
спективе;
5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
• обоснование затрат на маркетинг и рекламу;
• план мероприятий по продвижению продукции на рынки,
включая основные этапы реализации;
• прогнозируемые цены на продукцию.
5. «Производственный план».
Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета). Данный раздел должен состоять из следующих подразделов:
• программа производства и реализации продукции;
• производственные мощности (здания, сооружения, техноло
гии, оборудование);
• материально-техническое обеспечение;
• стоимость (издержки) производства и сбыта продукции.
Программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований и оформляется отдельно в виде таблицы, приведенной в рекомендациях по разработке бизнес-планов [25].
Содержание подраздела «производственные мощности» зависит от того, объектом инвестирования является действующее предприятие или вновь создаваемое.
Если предприятие действующее, то приводятся:
• анализ соответствия существующих производственных мощ
ностей объемам производственной программы;
• обоснование потребности в дополнительных необходимых
для выполнения производственной программы производственных
мощностях на год и перспективу, способ их создания (строитель
ство, покупка, аренда);
• обоснование объема средств, необходимых для подготовки
производства;
• оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых произ
водственных площадей инженерными коммуникациями;
• перечень и обоснование требуемого оборудования и техноло
гий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требо
ваний международных стандартов качества и надежности, а также
требуемого объема производства и потребительских характеристик
товара;
L
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
• обоснование выбора поставщиков оборудования, основан
ное на сравнительных технических характеристиках оборудова
ния ведущих производителей и условиях его поставки, условия по
слепродажного обслуживания, гарантий и цены;
• информация о наличии контрактных и предконтрактных до
говоров на поставку оборудования и проведении (намерении про
ведения) тендера, об условиях и сроках поставки, монтажа и на
ладки оборудования;
• экологическая оценка проекта — анализ воздействия буду
щего производства на окружающую среду, объемы отходов, пред
полагаемые места их удаления и переработки.
В случае нового строительства обосновывается выбор конкретного места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социально-экономической и инженерно-коммуникационной инфраструктуры (наличие трудовых ресурсов, до- роги, инженерные коммуникации, связь, энергоносители), наличия строительно-монтажных мощностей, жилья и т.п., а также приводятся возможные альтернативные варианты в пределах страны, региона, населенного пункта.
В подразделе «материально-техническое обеспечение» производства излагаются перспективы обеспечения проекта требуемыми сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами.
В этом подразделе приводятся:
• перечень наиболее значимых для предприятия поставщиков
сырьевых ресурсов;
• периодичность приобретения основных видов сырья и мате
риалов (ежемесячно, сезонно, хаотично и т.д., соответствие каче
ственным характеристикам);
• требования поставщиков по форме оплаты (предоплата, бар
тер и т.д.);
• расчет потребности в сырьевых ресурсах;
• обоснование схемы материально-технического обеспечения
(виды транспорта, средства погрузки, разгрузки и складирования,
оптимизация затрат на транспортировку ресурсов);
• обоснование и расчет потребности в теплоэнергетических
ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;
• риски ресурсного обеспечения.
В подразделе «стоимость (издержки) производства и сбыта продукции» даются обоснования по каждой статье издержек производства (заработной плате, амортизации, общепроизводственным и общехозяйственным расходам), прогнозируются их изменения в перспективе.
Сводный расчет потребности в трудовых ресурсах и заработной плате оформляется в виде таблицы [25].
В обязательном порядке производится расчет амортизационных отчислений.
Полные издержки на реализуемую продукцию оформляются в виде таблицы [25].
При подготовке данной таблицы анализируются отдельные статьи издержек по отношению к суммарной себестоимости производственной программы и определяются те из них, которые имеют наибольший удельный вес. Вырабатываются меры по снижению издержек и управлению себестоимостью продукции (услуг). Отдельно рекомендуется составление таблицы полных издержек (сырья и материалов, комплектующих изделий, теплоэлектроэнер-гетических ресурсов и т.д.), которые прогнозируется оплачивать в свободно конвертируемой валюте.
6. «Организационный план».
В данном разделе в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Центральное место отводится обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяется необходимая квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
5.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
7. «План реализации проекта».
Календарный график реализации проекта представляет собой план согласованных во времени мероприятий, начиная от принятия инвестиционного решения и подготовительных работ до промышленного производства и погашения задолженностей перед заемщиками. Рекомендуется его разрабатывать в виде временной диаграммы или сетевого графика. В ходе проработки проекта рассматриваются альтернативные варианты графика реализации проекта и принимается для работы наилучший из них с учетом оптимального сочетания финансовых и временных критериев. При разработке данного графика указываются перечень работ и потребность в финансовых ресурсах для осуществления каждой. Календарный график реализации проекта составляется по макету таблицы [25].
8. «Инвестиционный план».
Инвестиционные издержки определяются как сумма основного капитала (капитальные затраты) и чистого оборотного капитала. При этом основной капитал представляет собой ресурсы, требуемые для сооружения и оснащения предприятия, а чистый оборотный капитал соответствует ресурсам, необходимым для полной или частичной его эксплуатации. В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду издержек. Общие инвестиционные затраты по проекту приводятся в виде специальной таблицы.
При планировании инвестиционных издержек отдельно рассчитывается потребность в первоначальном оборотном капитале, учитываются изменения, которые могут возникнуть во время эксплуатации предприятия. Расчет потребности в чистом оборотном капитале выполняется в виде таблицы.
Сводные данные по источникам финансирования проекта (собственных, заемных и государственных средств, прямых инвестиций и т.д.) представляются в виде таблицы. По источникам собственных средств даются обоснования, подкрепленные расчетами. Представляется справка о намерениях (решениях) коммерческих банков, потенциальных инвесторов и т.д. по вложению средств в реализацию проекта (при наличии таких решений или намерений).
В случае, если проект требует дополнительной государственной поддержки, указываются запрашиваемые меры государственной поддержки для реализации проекта.
При потребности в конвертации белорусских рублей в свободно конвертируемую валюту приводится схема их конвертации.
Осуществляется расчет погашения долговых обязательств по долгосрочным и краткосрочным кредитам, бюджетным ссудам, а также приводится сводный график.
Все таблицы приложения к настоящему документу оформляются отдельным приложением к бизнес-плану.
9. «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности».
К основным таблицам по прогнозированию финансово-хозяйственной деятельности производства (предприятия) относятся:
расчет чистой прибыли от реализации продукции;
расчет потока денежных средств;
проектно-балансовая ведомость.
Указанные сведения оформляются в виде таблиц и входят в приложения к бизнес-плану [25].
В случае реализации проекта на действующем предприятии прогнозирование денежных потоков выполняется в двух вариантах: до реализации проекта и при его осуществлении. При таком подходе учитываются предполагаемые изменения выручки, прибыли и затрат.
Для проектов, реализация которых не оказывает влияния на действующее производство, применяется метод прогнозирования Денежных потоков для данного проекта без оценки действующего производства. Объектом анализа являются лишь те изменения, которые вызваны принятием или отклонением проекта (концепция прироста). При этом рассматривается не номинальное значение экономических показателей проекта, а только разность между новым значением и существующим до принятия проекта.
Расчет чистой прибыли от реализации продукции оформляется в виде таблицы. В данной таблице отражается ежегодно образующаяся прибыль или убытки. Для анализа безубыточности выделяются переменные и постоянные издержки. В распределении при-
Глава 5. Инновационная и инвестиционная деятельность
5 4. Порядок и методика составления плана инвестиций
■I
были показывается объем прибыли, который используется на погашение долгосрочной задолженности, рефинансирование, поддержание социальной сферы и т.д.
Прогнозирование потока денежных средств производится исходя из притоков денежных средств от операционной (производственной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия и их оттоков по годам реализации проекта. Распределение во времени потока средств (поступления от продаж, долгосрочные и краткосрочные ссуды и т.д.) должно быть синхронизировано с расходами (оттоком средств), связанными с инвестициями, эксплуа- тацией предприятия и финансовыми обязательствами. При этом не: допускается как излишек финансовых накоплений (неиспользуе- \ мых, но требующих уплаты процентов), так и дефицит финансо- ] вых средств. Поток денежных средств оформляется в виде специальной таблицы.
Проектно-балансовая ведомость содержит основные статьи, такие, как стоимость основных фондов и текущих активов (запа- I сов сырья и материалов, счетов к получению, незавершенного про-изводства и готовой продукции), а также акционерного капитала ] (собственного), долгосрочных и краткосрочных обязательств, ко- I
торые требуются для бесперебойной работы производства (предприятия). Данная ведомость оформляется по макету таблицы [25].