Два взгляда на мир

По этому вопросу существуют две основные нехристи­анские религиозно-философские точки зрения: дуалисти­ческая и пантеистическая.

Наиболее простая - дуалистическая, которая рассма­тривает материю как субстанцию вечную, самобытную, являющуюся тем исходным материалом, из которого Бог лишь образует мир, подобно архитектору-строителю. Материя и мир с этой точки зрения субстанциальны сами по себе и в этом смысле независимы от Бога. Даже если мир и будет разрушен, его основа - материя - неунич-тожима.

Для христианства эта концепция неприемлема. Во-первых, потому, что для нее нет никаких библейских ос­нований. Во-вторых, она обесценивает Бога как единое высшее начало и источник бытия. К тому же эта концеп­ция неразрывно связана с идеями метафизического и этического дуализма, окончательно выводящими ее за пределы Откровения.

Другая очень распространенная система мысли - пантеистическая. Вариантов ее много, но сущность од­на: материя и мир являются или единосущными Божест­ву (т.е. имеющими ту же самую природу, что и Бог), или вообще несуществующими (мир - это мираж; все есть Бог).

Эта точка зрения также несовместима с христианст­вом. Пантеизм не только лишает понятие о Боге высшего положительного предиката, которым наше человеческое сознание может Его наделить - Личности, но и само про­исхождение мира рассматривает как акт, необходимый в Боге, обусловленный онтологическими свойствами Его природы. Поэтому пантеистическая мысль стремится из­бежать и самого понятия «творение» как предполагающего наличие безусловной свободы в Боге. Однако, как справед­ливо замечает по этому вопросу священник Павел Фло­ренский, «вопреки акосмизму Спинозы и пантеизму боль­шинства мыслителей, из природы Бога ничего нельзя заключить о существовании мира; ибо акт миротворения, - будем ли мы его разуметь мгновенным и исторически досягаемым, или постепенным и разлитым на все истори­ческое время, или раскрывающимся в бесконечном исто­рическом процессе, или, наконец, предвечным, при всем многообразии возможностей понимания непреложно должен мыслиться свободным, т. е. из Бога происходящим не с необходимостью»80. Это высказывание достаточно ясно формулирует одно из важных положений христиан­ского учения, принципиально отличающее его от панте­изма, - об абсолютной духовной свободе Бога как Суще­ства личного и совершенного.

Пантеистическая космогония диаметрально противо­стоит христианству и в других весьма важных отношениях. Отождествляя сущность Бога и мира, пантеизм делает и следующий шаг - упраздняет по существу мир (или Бога).

Пантеизм приводит сознание к абсурду и в решении других важнейших мировоззренческих вопросов: об ис­тине и заблуждении, добре и зле, свободе и произволе, красоте и безобразии, страдании и наслаждении и т. д. Решение их в пантеизме предлагается поистине «уни­кальное»: поскольку все эти полярные категории с необ­ходимостью происходят в конечном счете из одного ис­точника - «Бога-мира», Абсолюта, следовательно, между ними нет никакого принципиального различия по существу.

Разрушительность для жизни религиозных и антро­пологических выводов, проистекающих из последовательного пантеизма, очевидна. Это утверждение равноценно­сти всех религий, упразднение понятия истины как таковой; признание равенства всех духовных путей жиз­ни, независимо от их религиозной или атеистической направленности; утрата цели и смысла какой-либо поло­жительной этики (так как добро и зло одинаково прису­щи Абсолюту). Для жизни человека в результате остается или пассивная созерцательность, или чисто прагматиче­ская деятельность, касающаяся исключительно его «кожи» (которая, кстати, лучше, чем рассудок, понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: